Регистрация

Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности

  • 4 января 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»


В ФГОС ДО как основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.

На этапе завершения дошкольного образования ребёнок:   

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,  познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • способен договариваться
  • может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
  • способен к волевым усилиям
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развитие ребёнка в первую очередь происходит в различных видах деятельности и культурных практиках.

Способствуют развитию самостоятельности в игровой деятельности: игры с правилами, игры на удачу, смекалку и сообразительность, командные игры.

В коммуникативной деятельности: использование вопросов «эвристического» или проблемного характера, «словотворчество».

В познавательно-исследовательской деятельности: игра-экспериментирование, опыты с опорой на схемы.

При восприятии художественной литературы и фольклора следует подбирать произведения, воспитывающие в детях умение делать выбор и нести за него ответственность, умение добиваться поставленной цели.

Самообслуживание способствует развитию детской самостоятельности через индивидуальные и коллективные поручения, дежурства.

В музыкальной деятельности приветствуются различные виды импровизации, упражнения на самостоятельный подбор движений.

Конструирование с опорой на наглядность и по замыслу также работает на развитие самостоятельности,  как и внесение изменений в постройки для решения игровых задач.

В изобразительной деятельности использование неклассических техник позволяет ребёнку проявить фантазию, творчество, способствует различным способам самовыражения,  как и игра-экспериментирование с красками.

Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, выбор атрибутов, «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности.

При отборе приёмов, способствующих развитию детской самостоятельности педагог, в первую очередь,  учитывает возрастные особенности детей.

2-3-хлетним детям мы предоставляем самостоятельность во всём, что не угрожает их жизни и здоровью, ненавязчиво помогаем реализовать замысел ребёнка, одобряем даже самые минимальные успехи, обогащаем среду предметами разных свойств и качеств. Воспитатель должен откликаться на просьбы ребёнка  нарисовать или слепить для него что-нибудь по его указанию.

В 3-4 года воспитатель всячески поощряет проявления детской самостоятельности, поддерживает стремление научиться делать что-нибудь самостоятельно, создавать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребёнка.

Дети среднего дошкольного возраста начинают делать собственные умозаключения и задача воспитателя относиться к этому с уважением, создание условий для переодевания и ряженья, наборы атрибутов и элементов костюмов так же способствуют проявлению детской самостоятельности и инициативы. В игровой деятельности взрослый участвует только по приглашению и в качестве партнёра, но не лидера.

В старшем дошкольном возрасте очень важно одобрять желание создавать что-нибудь по собственному замыслу, осознавать полезность продукта для других. В 5-6 лет дети уже вполне могут участвовать в планировании жизни группы на день и на более отдалённую перспективу.

В подготовительной к школе группе дети уже должны адекватно оценивать результаты собственной деятельности, участвуют  в ситуациях позволяющих им проявить собственную компетентность, продукты детского творчества постоянно презентуются детям других групп, родителям и педагогам.

Ни одно наше занятие с детьми не должно обходить без мотивационной ситуации, ситуации создания выбора: материалов, инструментов, способов и даже заданий.

Развитию детской самостоятельности и инициативы способствует организация работы детей в микросоциумах: парах, тройках, с обязательными элементами самопроверки и взаимопроверки.

Использование многообразия приёмов рефлексивной оценки помогает развитию у ребёнка навыков самоконтроля и самооценки. Оказывайте детям помощь только тогда, когда это действительно необходимо, чаще употребляйте выражения: «Ты сам с этим справишься, я в тебя верю», «Я чуть-чуть тебе подскажу, а всё остальное ты сделаешь сам».

Используйте приём «некомпетентный воспитатель», когда в ответ на вопросы детей мы говорим: «Я не знаю,  как это сделать». С уважением относитесь к любым продуктам детской деятельности, призывайте к этому родителей. Хвалите детей грамотно: «Как здорово ты придумал!», «Я вижу, ты очень старался». Не бойтесь дать детям больше самостоятельности и свободы, сами будьте инициативными и вы поймёте как это здорово!

Лев Выготский сказал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством взрослого, завтра он способен выполнить самостоятельно…»

Авторы-составители: Никифорова С.В., воспитатель, Гаар Т.В., старший воспитатель МБДОУ Детского сада «Золотой ключик», г. Железногорск-Илимский Иркутской области. 

Приложение 

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Зайцева Елена Викторовна 14.01.2019 в 23:13

Отличная работа!!!Молодцы!!!

Иванова Евгения Владимировна 17.01.2019 в 20:44

Не только работникам детских садов, но и педагогам полезно узнать, а что же должны уметь делать самостоятельно дети дошкольного возраста. Полезная работа!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!