Регистрация

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

  • 2 июля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»


Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.
Евгений Доманский

Не хвалите детей.
Дети должны научиться делать это сами. 

В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования  описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей,  созданию условий для принятия ими  решений, выражения своих чувств и мыслей.

В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка,  формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом  профессионально правильного и грамотного  окончания занятия, то есть  применение им  способов  и приёмов  рефлексивной оценки.

Что же такое «рефлексия»? 

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

На сегодняшний день  педагогами начальной школы накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у учащихся начальных классов.  В нашей дошкольной образовательной организации проведена работа по оценке, отбору  и адаптации методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей  дошкольного возраста.

Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

В теоретической литературе выделяется  несколько классификаций рефлексии:

  • физическую (успел – не успел)
  • сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид  классификации, на наш взгляд,  наиболее приемлем  для использования в практике дошкольного образования:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала.

С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения):  смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер. 

Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов,  они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и  объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

  • радостный,
  • улыбающийся,
  • задумчивый/грустный,
  • слезливый,
  • сердитый.

Рефлексию настроения или эмоционального состояния  можно проводить, используя приём «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

  • сегодня меня порадовало…
  • сегодня меня огорчило…

Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».

Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.

1.  Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

  • Сегодня на занятии было самое интересное….
  • Мне особенно понравилась…
  • Я не очень понял…
  • Мне еще хотелось бы заняться …  

или

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

2. «Светофор»

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – дело не понравилось, скучно.

3. «Сказочное дерево»

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
  • Цветок – довольно неплохо;
  • Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
  • Жёлтый листик –  неудовлетворённость.

4.  Метод  «Лестница успеха»

Детям предлагается разместить  свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

  • Уверен в своих знаниях…
  • В основном уверен…
  • Нужно ещё повторить…
  • Нуждаюсь в помощи…

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например,  именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.

Педагогами нашего детского сада разработаны и активно используются «Рефлексивные экраны». В средней группе – «Солнышко и тучка», в старшей группе – «Радужный дождь», «Человечки», в подготовительной группе – «Светофор», «Чудесное дерево».

Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии  используются педагогами  нашей ДОО  не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того   чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля  и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные  особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Приложение

Характеристика цветов Макса Люшера

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.

Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).

Жёлтый – приятное, спокойное настроение.

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Серый – замкнутость, огорчение.

Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Солнышко»  (я начну, а ты продолжи…)

Моё настроение похоже на:

  • солнышко,
  • солнышко с тучкой,
  • тучку,
  • тучку с дождиком,
  • тучку с молнией.

«Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников)

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

  • свою деятельность
  • деятельность другого ребенка (детей).

«Пантомима»

Детям предлагается с помощью  пантомимы  показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)

Две стеклянные/пластиковые  банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»).  Дети бросают  фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.  

Рефлексивные экраны «Светофор»

                                      

«Солнышки и тучки»


«Человечки»

                                    

«Солнце и туча»

Экран настроений (можно использовать в качестве рефлексивного экрана)

 

Информационные ресурсы:

  1. Медникова  Л.А.  Рефлексивная деятельность младшего школьника [Текст] /    Л.А. Медникова //Наука и школьная практика. –  2008. – №1.
  2. Филоненко А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 892-894.
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/06/konsultatsiya-razvitie-refleksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/02/16/razvitie-refleksii-kak-komponenta

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку на новости нашего сайта