Регистрация

ДОШКОЛЬНИК-СКАЗОЧНИК

  • 10 февраля 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших задач педагогики в работе с детьми. Она проявляется в самостоятельном словесном творчестве детей:  сочинение сказок, историй, придумывание рассказов. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Но, наряду с этим, именно речь делает нас людьми.

Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов и т.д.) и некоторых приемов ТРИЗ эффективно развивает умственные способности дошкольников. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, ребенку нужно ясно представлять главную мысль рассказа, уметь анализировать, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Это становится возможным, когда ребенок зрительно имеет перед глазами картинную опору.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может сочинять не только при помощи взрослых, но уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача педагога – создать условия для сочинительства. Многое зависит от детских творческих возможностей, условий, в которых дошкольник займется сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, находясь в дороге). Обычно сказка сочиняется по предложению: одно предложение ребенок - одно взрослый, и так до конца. Но нужно запастись терпением, довольно скоро ребенок спокойно и уверенно сможет фантазировать, рассказывать, придумывать действительно замечательные сказки. [2, стр.84]

Желательно не делать больших перерывов, возвращаться к сказке если не каждый день, то хотя бы раз в два дня. Обычно подобный вид деятельности занимает не больше получаса. Иногда ребенок не может остановиться в придумывании сказки, перескакивает с одной мысли на другую, и, в конце концов, теряет нить повествования.

В этом случае необходимо немного подождать, пока ребенок выговорится, а, позже, через несколько дней, попробуйте задать ему наводящие вопросы: что произошло с героем, в каких он отношениях с другими персонажами, описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия формирования у дошкольника навыков межличностного общения.   Очень важно, чтобы взрослый внимательно слушал ребенка, воздерживался от комментариев и переубеждений.

Л. С. Выготский отмечает, что «под словесным творчеством дошкольников понимается продуктивная деятельность детей, выражающаяся в создании устных сочинений-сказок, рассказов, стихов и т. д. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове своё отношение к произведениям искусства, своё мироощущение» [1, с. 145].

Чувство поэтического языка развивается путём практических упражнений при выполнении творческих заданий.

1. Придумывание сравнений и эпитетов (помочь детям почувствовать, как тропы организуют языковой материал и превращают его из непоэтического в поэтический).

2. Подбор синонимов и антонимов (помочь детям почувствовать разнообразные значения слова, его оттенки) .

3. Различение ритма и рифмы поэтической речи (различать ритм разных стихотворений; найти в стихотворении ясно выраженную рифму; придумать рифму по заданным словам).

Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования.

 Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья», присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью.

А. Е. Шибицкая отмечает, что «в возрасте 5-7 лет многие дети охотно играют словами, звуками, сочиняют короткие стишки, считалки и просто бессмысленные рифмы. Ребенок активно осваивает языковую действительность, познает грамматические правила и нормы, овладевает ими в процессе практического пользования языком» [3, с. 55].

Драматизируя знакомые литературные произведения (народные сказки «Рукавичка», «Теремок», сказки В. Сутеева «Под грибом» и др., дети используют в речи образные мотивированные слова и изображают в движениях их смысл (кабан-клыкан, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик). Дети охотно драматизируют собственные сочинения («Какие малыши в рукавичке спрятались? », «Кто нашел приют под грибом? », «Лесное метро», придумывая по аналогии названия сказочных персонажей, остановок волшебного транспорта, небывалых городов.

В старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной и образной [3, с. 58].

Свои переживания и чувства дошкольники выражают открыто с помощью мимики, жестов, восклицаний, реплик, что в свою очередь способствует расширению возможностей управления своим голосом (дети учатся сознательно регулировать не только силу голоса громко – тихо, но и высоту, отрабатываются элементарные умения; навыки в области дыхания, произношения) служат прочной базой для формирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразительному чтению, рассказыванию.

В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку.

Проблема развития творческих способностей, в том числе и вербального творчества, на протяжении длительного времени изучалась педагогами и психологами детства. Вопросы творческого рассказывания дошкольников сегодня рассматриваются в исследованиях Л.А. Пеньевской, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой, Л.В. Ворошиной, В.Н. Наумчик, В.В. Рокаш, Е.А. Кац, Л.С. Кац, Л.С. Ковалевской, Д.Н. Дубининой, Н.С.Старжинской и др. Характер современного развития образовательного процесса заключается в обращение к личности ребенка, стимулирует необходимость формирования у детей способностей и стремления к творческой деятельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что у детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематические рисунки, картинные и рисуночные планы и т.д.), появляется возможность применить полученные речевые навыки в свободной речи. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор.

 

Литература:

 

  1. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 102-109.
  2. Седых, Н.А. Воспитания правильной речи у детей: Практическая логопедия. / Н.А. Седых. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 279 с.
  3. Шибицкая, А. Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок / А.Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!