Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25» Асбестовского городского округа
Конспект музыкального интегрированного занятия по теме: «Путешествие по карте с музыкой П.И.Чайковского»
Асбестовский городской округ
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности
3. Список литературы
4. Приложения
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 6 - 7 лет с использованием технологии «Путешествие по карте». Однако ее можно использовать и в качестве совместной музыкальной деятельности педагога с детьми. Предлагаемая разработка так же может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений, а так же учителями музыки и специалистами дополнительного образования.
Предложенная разработка является одной из форм по знакомству дошкольников с творчеством композитора - П.И.Чайковского. Она представляет собой фантазийное путешествие по городам мира, в которых жил и творил великий мастер, создавая музыкальный шедевры. Такая форма интересна и близка детям, ведь они легко включаются в воображаемую ситуацию и принимают установленные правила игры.
Актуальность предложенной методической формы заключается в использовании современных приемов и методов в организации образовательного процесса с детьми. В ходе разнообразных видов деятельности дошкольники самостоятельно приобретали необходимые знания (при создании педагогом соответствующих условий). Такой подход акцентируется в ФГОС ДО, ФОП ДО, где обозначен приоритет развития мотивации, личностных качеств и способностей детей в различных видах деятельности.
Кроме того, актуальным является само обращение к эталонам русской музыкальной культуры, что способствует формированию и развитию личности ребёнка-дошкольника, становлению его духовной культуры, умению интегрироваться в современном обществе.
Новизна представленного методического материала состоит в использовании интегративного подхода к организации образовательного процесса с детьми, используя технологию «Путешествие по карте». В процессе игры ребёнок не только воспринимает музыкальное произведение, созданное под впечатлением посещения какой-либо страны, но и попутно знакомится с её географическим положением, традициями, обычаями и т.д. Тем самым у него расширяется кругозор, любознательность, толерантность к представителям других национальностей.
Инновационной является деятельность по использованию ИКТ в творческом взаимодействии детей и педагога, что способствовало созданию у них интереса, побуждало к развитию фантазии, воображения, коммуникативных качеств.
Цель: создание условий для формирования у детей основ культурных ценностей на основе творчества П. И. Чайковского посредством использования образовательной технологии «Путешествие по карте».
Задачи:
- обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира на основе лучших образцов музыкальной культуры;
- расширять кругозор детей, обогащать и активизировать их словарь, любознательность, навыки языкового общения;
- формировать основы метапредметных универсальных учебных действий;
- развивать внимание, память, логическое мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать навыки позитивного взаимодействия;
- воспитывать у детей интерес к творчеству Петра Ильича Чайковского.
Принципы воспитания и обучения:
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- принцип деятельности;
- принцип систематичности и последовательности.
Методы воспитания и обучения:
- методы накопления социального опыта детей (игра, упражнение, практические работы);
- методы получения новых знаний (беседа, иллюстрация, демонстрация);
- методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения, практические работы);
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (использование игр и игровых форм организации обучения, словесные поощрения).
Предполагаемый результат:
1. У детей расширился кругозор по отечественной музыкальной культуре и по творчеству П.И.Чайковского: дошкольники владеют элементарными понятиями о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах симфонического оркестра, выразительных средствах музыки, знакомы с детским творчеством композитора.
2. У детей сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, фантазировать, живо реагировать на происходящее.
3. У детей развиты навыки конструктивной деятельности: они умеют создавать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу, учитывая способы крепления деталей; упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
4. Родители воспитанников проявляют интерес к совместному конструктивному творчеству и вовлечены в процесс презентации результатов деятельности.
5. В детском саду оптимизирована развивающая предметно-пространственная среда по конструктивному моделированию: функционируют тематические выставки, проводятся конкурсы макетов, создана медиатека с продуктами детского LEGO - творчества.
Перечень оборудования:
1. Музыкальный инструмент (пианино).
2. Наборы конструкторов Lego
3. Письмо.
4. Коробка с двойным дном.
5. Зефирное печенье.
6. Чайный напиток.
7. Пустые бутылочки из-под газированной воды.
8. Бутафорский чупа - чупс в виде глобуса.
9. Хрустальная вазочка.
Информационно-техническое обеспечение:
1. Ноутбук.
2. Мультимедийная установка.
3. Устройство USB.
4. Настенный экран.
5. Музыкальный центр.
6. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.
7. Аудио запись музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»: «Танец Феи Драже» «Арабский танец» «Испанский танец» «Китайский танец»
Предварительная работа:
1. Знакомство с биографией и творчеством П.И.Чайковсого.
2. Слушание произведений из «Детского альбома» П.Чайковского и беседа по образному содержанию музыки.
3. Создание с помощью конструктора LEGO построек и макетов тематической направленности или по замыслу детей.
Педагогическая технология «Путешествие по карте»
Цель данной технологии (по определению автора Н.Коротковой) – обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. Задачи, которые решает эта технология, связаны с развитием у детей географических представлений о земном шаре, знакомством с природно-климатическими зонами, растительным и животным миром, особенностями жизнедеятельности народов разных национальностей.
Однако, в контексте музыкальной деятельности, мы решили, что задачи должны иметь под собой культурологическую основу. Целесообразно поговорить с детьми о культурном наследии той страны, куда мы отправляемся в путешествие: назвать великих музыкантов, художников, кратко рассказать о знаменитых памятниках архитектуры, осветить национальные обряды, праздники. Алгоритм деятельности «Путешествия»
по карте включает в себя 6 этапов.
|
Этапы |
Последовательность деятельности |
|
1 этап |
Выбор пункта назначения |
|
2 этап |
Выбор транспортного средства передвижения |
|
3 этап |
Определение маршрута по глобусу и карте и прокладывание его цветными маркерами на карте |
|
4 этап |
Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности, что дети знают о пункте назначения. |
|
5 этап |
Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых определённым трудом) |
|
6 этап |
Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали |
Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по пьесам «Детского альбома П.Чайковского, которые он написал под впечатлением посещения различных стран мира. Отправимся в путешествие мы, конечно же, из России. Находим на карте Россию и ставим метку. Далее наш маршрут будет лежать в Италию (тоже ставим метки), затем мы побываем во Франции, Германии и вернёмся обратно в Россию.
Следующий шаг – нам нужно выбрать транспортное средство передвижения. Дети могут высказывать разные предположения. Но нам надо подвести их к тому, чтобы они назвали самолёт, так как расстояние в пути будет длинным. Изготовить самолёт дети могут сами: нарисовать его по контурным линиям (показать) или раскрасить уже готовый рисунок самолёта (показать), можно предложить детям сделать самолёт из конструктора (показать), можно смастерить небольшой самолётик из бумаги в технике оригами (показать). Далее привязываем к самолётику нитку и прикрепляем к карте.
И так, мы начинаем наше путешествие с Родины П.И.Чайковского - России.
Чтобы самолет наш взлетел, нужно сказать волшебные слова:
«Музыкальный самолет отправляется в полет»
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что Россия занимает большую площадь. В России много лесов, рек, озер. Русский народ очень добродушный, открытый, гостеприимный. В России принято встречать гостей хлебным караваем, символом щедрости и уважения. Вот и мы сегодня, предлагаем вам угоститься хлебом с солью.
Угощение хлебом с солью.
А теперь все вместе послушаем пьесу П.И. Чайковского «Мужик на гармонике играет» (слайды).
Одна из самых любимых игрушек в России – это Матрёшка. Давайте сложим в неё слова - определения, соответствующие характеру или образному содержанию музыки.
(Участники семинара делают руки «лодочкой» и как бы складывают в вазочку слова-определения)
Россию прославили такие великие композиторы, Пётр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
У россиян есть свои любимые музыкальные инструменты. Если вы угадаете их голос, то изображение одного из инструментов появится на экране.
-жалейка
-гармошка
-балалайка.
Наш самолет отправляется к следующему пункту назначения - это Германия.
Все вместе снова скажем волшебные слова про самолет:
«Музыкальный самолет отправляется в полет»
Вот мы и в Германии. Герма́ния — государство в Западной Европе. Столица — Берлин. Особенности характера немецких людей, можно отметить такие качества, как: пунктуальность, точность, педантичность.
Немцы обычно редко приглашают в гости. Но если приглашение последовало, то это значит, что хозяева питают к гостю особое уважение и почитание. Сегодня, к нам из Германии пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней? Предлагаем угоститься сладкими конфетами и послушать «Немецкую песенку» Чайковского.
Демонстрация видеоролика
Поскольку, Германия, это одна из стран, где с размахом отмечают Рождество, то и складывать слова определения по характеру «Немецкой песенки» мы будем в Рождественский немецкий сапожок.
Германия – это страна литературы, философии и музыки. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить таких известных композиторов как: Бетховен, Шуман, Бах, Шуберт, Штраус, Брамс, Вагнер.
Немецкие дети с удовольствием поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Давайте окунемся в атмосферу детской немецкой музыки и исполним песню «Два гусенка». Исполним с аккомпанементом шумовых музыкальных инструментах.
Исполнение песни «Два гусенка» по партитуре
Наш самолет готов лететь к следующему пункту назначения.
«Музыкальный самолет отправляется в полет»
Мы рады приветствовать вас в стране богатой культурных традиций – Франции. Франция со всех сторон омывается морями, это теплая, солнечная страна. Французов отличает невероятная обходительность, хорошие манеры и тонкий вкус. Жители этой страны всегда соблюдают этикет, демонстрируют хорошие манеры и следят за модой.
Любимое лакомство французов – это булочки круассаны и натуральный сыр. В нем отражаются теплые лучи солнечного света и аромат зелёных лугов. Попробуйте и вы этот удивительный продукт и насладитесь его изысканным вкусом. А теперь, предлагаем послушать «Старинную французскую песенку» Чайковского.
«Старинная французская песенка» Чайковского.
Складывать слова определения мы будем в эту маленькую, изящную вазочку. Её красивый узор символизирует утонченность и эстетичность этой нации.
Канон «Братец Яков»
Наш музыкальный самолет снова отправляется в полет
Мы совершили посадку в Риме – столице Италии.
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что контуры этой страны напоминают сапог. Ита́лия — солнечная страна и со всех сторон омывается Средиземным морем.
В Италии очень плодородная земля. Здесь выращивают много фруктов и овощей. Но, национальной гордостью итальянцев считаются оливки. Предлагаем попробовать оливки, ведь итальянцы отмечают, что это уникальный по своей пользе продукт, способный подарить красоту, здоровье и долголетие.
Предлагаем вашему вниманию музыкальную композицию П.И. Чайковского, под названием – «Неаполитанская песенка», названная так под впечатлением пребывания автора музыки в городе Неаполь.
«Неаполитанскую песенку» Чайковского – слайды
Слова характеристики музыкального образа этого произведения мы будем складывать в эту стеклянную вазочку. Стеклодувное производство очень развито в Италии. На острове Мурано изготавливают стеклянные украшения, абажуры для ламп, различную посуду.
(Участники семинара делают руки «лодочкой» и как бы складывают в вазочку слова-определения)
Итальянцы народ очень темпераментный и музыкальный. Среди них много виртуозных скрипачией - Вивальди, Страдивари и Паганини, великих оперных композиторов - Россини, Беллини, Верди.
Скрипка – это струнный музыкальный инструмент. Играют на нём смычком, на котором натянут натуральный конский волос (рассматривание натурального макета скрипки).
Самым главным, ярким, праздником в Италии является венецианский карнавал, который ежегодно проводится в феврале и длится десять дней. Все улицы, площади заполняются людьми в масках и карнавальных костюмах, которые устраивают театрализованные представления. Королём карнавала считается Арлекин.
Музыкальный самолёт продолжает наш полёт.
Мы совершили посадку в конечном пункте нашего путешествия – России. Как мы уже говорили, русские люди отличаются добрым, весёлым характером. Они любят веселиться и широко отмечают праздники. Издавна на Руси устраивались народные гулянья, где люди водили хороводы, пели, плясали, показывали кукольные спектакли. На такие мероприятия обычно надевали самую лучшую и красивую одежду: девушки сарафан, а мужчины косоворотку и картуз (показ слайда). Любимцем таких праздников были скоморохи – это весёлые шуты, клоуны, которые разыгрывали смешные сценки, показывали фокусы, играли на музыкальных инструментах. Предлагаем послушать пьесу П.Чайковского «Камаринская», которая передаёт особенности характера и образа жизни русского человека.
Вот и закончилось наше путешествие по карте вместе с музыкой из «Детского альбома П.Чайковского.
Вопросы к детям:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам показалось особенно интересным?
- В каких странах вы ещё хотели бы побывать?
Для закрепления материала и поддержания интереса детей к выбранной теме, нужно постараться сделать занятие не до конца завершённым, чтобы продолжить развитие темы в рамках свободной деятельности в группе или дома. Для этого можно дать детям следующие задания:
- Раздать контурные карты с обозначением стран, где они сегодня «побывали» и предложить нарисовать на каждой из них героев популярных национальных сказок (Италия – Чиполлино, Франция – Кот в сапогах, Германия – Бременские музыканты и т.д.).
- Отметить на контурной карте столицы этих государств.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!