Регистрация

Конспект интегрированного музыкального занятия «Путешествие по карте с музыкой П.И. Чайковского

  • 30 апреля 2025

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25» Асбестовского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект музыкального интегрированного занятия по       теме:  «Путешествие по карте с музыкой П.И.Чайковского»

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

Асбестовский городской округ

 

 

 

 

Содержание:

 

1.   Пояснительная записка

         2. Конспект непосредственно образовательной  музыкальной           деятельности         

         3.  Список литературы

          4.  Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей  6 - 7 лет с использованием  технологии «Путешествие по карте». Однако ее можно  использовать  и в качестве совместной музыкальной деятельности педагога с детьми. Предлагаемая разработка так же может быть использована воспитателями  дошкольных образовательных учреждений, а так же учителями музыки и специалистами дополнительного образования.

Предложенная разработка  является  одной из форм по знакомству дошкольников  с творчеством  композитора - П.И.Чайковского. Она  представляет собой  фантазийное путешествие по городам мира, в которых жил и творил  великий мастер, создавая  музыкальный шедевры. Такая форма интересна и близка детям, ведь они легко включаются в воображаемую ситуацию и принимают установленные правила игры.

Актуальность предложенной  методической формы заключается в использовании современных приемов и методов в организации образовательного процесса с детьми. В ходе разнообразных видов деятельности дошкольники самостоятельно приобретали необходимые знания (при создании педагогом соответствующих условий). Такой подход  акцентируется  в  ФГОС ДО, ФОП ДО, где обозначен приоритет развития мотивации,  личностных качеств и   способностей  детей  в  различных  видах     деятельности.

Кроме того, актуальным является само обращение к эталонам русской музыкальной  культуры, что способствует  формированию и развитию личности ребёнка-дошкольника, становлению его духовной культуры, умению интегрироваться в современном обществе.

 

Новизна  представленного  методического материала состоит в использовании интегративного подхода к организации образовательного процесса с детьми,  используя технологию «Путешествие по карте». В процессе игры ребёнок не только воспринимает музыкальное произведение, созданное под впечатлением посещения какой-либо страны, но и попутно знакомится с её географическим положением, традициями, обычаями и т.д. Тем самым у него  расширяется кругозор, любознательность, толерантность к представителям других  национальностей.

Инновационной является деятельность по использованию ИКТ  в творческом взаимодействии детей и педагога, что  способствовало созданию у них интереса, побуждало к развитию фантазии, воображения, коммуникативных качеств.

Цель:  создание условий для формирования у детей  основ культурных ценностей на основе  творчества  П. И. Чайковского посредством использования образовательной технологии «Путешествие по карте».

Задачи:

- обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира на основе  лучших образцов   музыкальной  культуры;

- расширять кругозор детей, обогащать и активизировать их  словарь, любознательность, навыки языкового общения;

- формировать основы метапредметных универсальных учебных действий;

- развивать внимание, память, логическое мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развивать навыки позитивного взаимодействия;

-  воспитывать у детей интерес к творчеству Петра Ильича Чайковского.

Принципы воспитания и обучения:

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

-  принцип деятельности;

-  принцип систематичности и последовательности. 

Методы воспитания и обучения:

- методы  накопления социального опыта детей (игра, упражнение, практические работы);

- методы получения новых знаний (беседа, иллюстрация, демонстрация);

- методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения, практические работы);

- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (использование игр и игровых форм организации обучения, словесные поощрения).

Предполагаемый результат:

1. У детей расширился кругозор по отечественной музыкальной культуре и по творчеству П.И.Чайковского: дошкольники владеют элементарными понятиями  о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах симфонического оркестра, выразительных средствах музыки, знакомы с детским творчеством композитора.

 2. У детей сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, фантазировать, живо реагировать на происходящее.

3. У детей развиты навыки конструктивной деятельности: они умеют создавать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу,  учитывая способы крепления деталей; упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

4.  Родители воспитанников проявляют интерес к  совместному конструктивному творчеству и вовлечены в процесс презентации результатов деятельности.

5.  В детском саду оптимизирована развивающая предметно-пространственная среда по конструктивному моделированию: функционируют тематические выставки, проводятся конкурсы макетов,  создана медиатека с продуктами детского LEGO - творчества.

Перечень оборудования:

1. Музыкальный инструмент (пианино).

2. Наборы конструкторов Lego

3. Письмо.

4. Коробка с двойным дном.

5. Зефирное печенье.

6. Чайный напиток.

7. Пустые бутылочки из-под газированной воды.

8. Бутафорский чупа - чупс в виде глобуса.

9. Хрустальная вазочка.

Информационно-техническое обеспечение:

1. Ноутбук.

2. Мультимедийная установка.

3. Устройство USB.

4. Настенный экран.

5. Музыкальный центр.

6. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.

7. Аудио  запись музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»: «Танец Феи Драже» «Арабский танец» «Испанский танец» «Китайский танец»

Предварительная работа:

1. Знакомство с биографией и творчеством П.И.Чайковсого.

2. Слушание произведений из «Детского альбома» П.Чайковского и беседа по образному содержанию музыки.

3. Создание с помощью конструктора LEGO построек и макетов тематической направленности или  по замыслу детей.

 

 

 

 

 

 

Педагогическая технология «Путешествие по карте»

Цель данной технологии (по определению автора Н.Коротковой) – обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. Задачи, которые решает эта технология,  связаны с развитием у детей географических представлений о земном шаре, знакомством с природно-климатическими зонами, растительным и животным миром, особенностями жизнедеятельности народов разных национальностей.

Однако, в контексте музыкальной деятельности, мы решили, что задачи должны иметь под собой  культурологическую основу. Целесообразно поговорить с детьми о культурном наследии той страны, куда мы отправляемся в путешествие: назвать великих музыкантов, художников, кратко рассказать о знаменитых памятниках архитектуры, осветить национальные обряды, праздники. Алгоритм деятельности «Путешествия»

по карте включает в себя 6 этапов.

Этапы

Последовательность деятельности

1 этап

Выбор пункта назначения

2 этап

Выбор транспортного средства передвижения

3 этап

Определение маршрута по глобусу и карте и прокладывание его цветными маркерами на карте

4 этап

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности, что дети знают о пункте назначения.

5 этап

Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов,  вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых определённым трудом)

6 этап

Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали

 

Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по пьесам «Детского альбома П.Чайковского, которые он написал под впечатлением посещения различных стран мира. Отправимся в путешествие мы, конечно же, из России. Находим на карте Россию и ставим метку. Далее наш маршрут будет лежать в Италию (тоже ставим метки), затем мы побываем во Франции, Германии и  вернёмся обратно в Россию.

Следующий шаг – нам нужно выбрать транспортное средство передвижения. Дети могут высказывать разные предположения. Но нам надо подвести их к тому, чтобы они назвали самолёт, так как расстояние в пути будет длинным. Изготовить  самолёт дети могут сами: нарисовать его по контурным линиям (показать) или раскрасить уже готовый рисунок самолёта (показать), можно предложить детям сделать самолёт из конструктора (показать), можно смастерить небольшой самолётик из бумаги в технике оригами (показать). Далее привязываем к самолётику нитку и прикрепляем к карте.

И так, мы начинаем наше путешествие с Родины П.И.Чайковского -  России.

Чтобы самолет наш взлетел, нужно сказать волшебные слова:

«Музыкальный самолет отправляется в полет»

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что Россия занимает большую площадь. В России много лесов, рек, озер. Русский народ очень добродушный, открытый, гостеприимный. В России принято встречать гостей хлебным караваем, символом щедрости и уважения. Вот и мы сегодня, предлагаем вам угоститься хлебом с солью.

Угощение хлебом с солью.

А теперь все вместе послушаем пьесу П.И. Чайковского «Мужик на гармонике играет» (слайды).

Одна из самых любимых игрушек в России – это Матрёшка. Давайте сложим в неё слова - определения, соответствующие характеру или образному содержанию музыки.

(Участники семинара делают  руки «лодочкой» и как бы складывают  в вазочку слова-определения)

Россию прославили такие великие композиторы, Пётр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка,  Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

У россиян есть свои любимые музыкальные инструменты. Если вы угадаете их голос, то изображение одного из инструментов появится на экране.

-жалейка

-гармошка

-балалайка.

Наш самолет отправляется к следующему пункту назначения - это Германия.

Все вместе снова скажем волшебные слова про самолет:

«Музыкальный самолет отправляется в полет»

Вот мы и в Германии. Герма́ния  — государство в Западной Европе. Столица — Берлин. Особенности характера немецких людей, можно отметить такие качества, как:  пунктуальность, точность, педантичность.

Немцы обычно редко приглашают в гости. Но если приглашение последовало, то это значит, что хозяева питают к гостю особое уважение и почитание.  Сегодня, к нам из Германии пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней?  Предлагаем угоститься сладкими конфетами и послушать «Немецкую песенку» Чайковского. 

Демонстрация видеоролика

Поскольку, Германия, это одна из стран, где с размахом отмечают Рождество, то и складывать слова определения  по характеру «Немецкой песенки» мы будем в Рождественский  немецкий сапожок.

Германия – это страна литературы, философии и музыки. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить таких  известных композиторов как: Бетховен, Шуман, Бах, Шуберт, Штраус, Брамс, Вагнер.

Немецкие дети с удовольствием поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Давайте окунемся в атмосферу детской немецкой музыки и исполним песню «Два гусенка». Исполним с аккомпанементом шумовых музыкальных  инструментах.

Исполнение песни «Два гусенка» по партитуре

Наш самолет готов лететь к следующему пункту назначения.

«Музыкальный самолет отправляется в полет»

Мы рады приветствовать вас в стране богатой культурных традиций – Франции. Франция со всех сторон омывается морями, это теплая, солнечная страна.  Французов отличает невероятная обходительность, хорошие манеры и тонкий вкус. Жители этой страны всегда соблюдают этикет, демонстрируют хорошие манеры и следят за модой.

Любимое лакомство французов – это булочки  круассаны и натуральный сыр. В нем отражаются теплые лучи солнечного света и аромат зелёных лугов. Попробуйте и вы этот  удивительный продукт  и насладитесь его изысканным вкусом. А теперь, предлагаем послушать «Старинную французскую песенку» Чайковского. 

«Старинная французская песенка» Чайковского.

Складывать слова определения мы будем в эту маленькую, изящную вазочку. Её красивый узор символизирует  утонченность и эстетичность этой нации.

Канон «Братец Яков»

Наш музыкальный самолет снова отправляется в полет

Мы совершили  посадку в Риме – столице Италии.

Если посмотреть  на карту, то можно увидеть, что контуры этой страны напоминают сапог. Ита́лия — солнечная страна и со всех сторон омывается Средиземным морем.

В Италии очень плодородная земля. Здесь выращивают много фруктов и овощей. Но,  национальной гордостью итальянцев считаются оливки. Предлагаем попробовать оливки, ведь итальянцы отмечают, что это уникальный по своей пользе продукт, способный подарить красоту, здоровье и долголетие.

Предлагаем вашему вниманию музыкальную композицию П.И. Чайковского, под названием – «Неаполитанская песенка», названная так под впечатлением пребывания автора музыки в городе Неаполь.

«Неаполитанскую песенку» Чайковского – слайды

Слова характеристики музыкального образа этого произведения  мы  будем складывать в эту стеклянную вазочку. Стеклодувное производство очень развито в Италии. На острове Мурано изготавливают стеклянные украшения, абажуры для ламп, различную посуду.

 (Участники семинара делают  руки «лодочкой» и как бы складывают  в вазочку слова-определения)

Итальянцы народ очень темпераментный и музыкальный. Среди них много виртуозных скрипачией - Вивальди, Страдивари и Паганини, великих оперных композиторов -  Россини, Беллини, Верди. 

Скрипка – это струнный музыкальный инструмент. Играют на нём смычком, на котором натянут натуральный конский волос (рассматривание натурального макета скрипки).

Самым главным, ярким,  праздником в Италии является венецианский карнавал, который ежегодно проводится в феврале и длится десять дней. Все улицы, площади заполняются людьми в масках и карнавальных костюмах, которые устраивают театрализованные представления. Королём  карнавала считается Арлекин.

Музыкальный самолёт продолжает наш полёт.

Мы  совершили посадку в конечном пункте нашего путешествия  – России. Как мы уже говорили, русские люди отличаются добрым, весёлым характером. Они любят веселиться и широко отмечают праздники. Издавна на Руси устраивались народные гулянья, где люди водили  хороводы, пели, плясали, показывали кукольные спектакли. На такие мероприятия  обычно надевали самую лучшую и красивую одежду: девушки сарафан, а  мужчины косоворотку и картуз (показ слайда). Любимцем таких   праздников были скоморохи – это весёлые шуты, клоуны, которые разыгрывали смешные сценки, показывали фокусы, играли на музыкальных инструментах. Предлагаем послушать пьесу П.Чайковского «Камаринская», которая передаёт особенности характера и образа жизни русского человека.

Вот и закончилось наше путешествие по карте вместе с музыкой из «Детского альбома П.Чайковского.

Вопросы к детям:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам показалось особенно интересным?

- В каких странах вы ещё хотели бы побывать?

Для закрепления материала и  поддержания  интереса детей к выбранной теме, нужно постараться сделать занятие не до конца завершённым, чтобы продолжить развитие темы в рамках  свободной деятельности в группе или дома. Для этого можно дать  детям следующие задания:

- Раздать контурные карты с обозначением стран, где они сегодня «побывали» и предложить  нарисовать на каждой из них героев популярных национальных сказок (Италия – Чиполлино, Франция – Кот в сапогах, Германия – Бременские музыканты и т.д.).

- Отметить на контурной карте столицы этих государств.

 

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!