Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25»
Асбестовского городского округа
Проект
«Колокольный звон – музыка России»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6 – 7 лет
Авторы:
Напольских Лилия Александровна,
Кваст Елена Викторовна -
музыкальные руководители
город Асбест Свердловская область
2024 г
Краткая аннотация работы
В работе представлены авторские идеи и механизмы реализации задач по духовно – нравственному воспитанию дошкольников средствами музыкального искусства. Отличительной особенностью данной разработки является интегративный подход к организации музыкальных занятий и досугов, широкое привлечение социальных партнеров, в том числе духовенство города. Авторы программы через тему «Колокольного звона» создают условия для формирования высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях народа России.
Проект «Колокола – душа России» адресован музыкальным руководителям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также может быть использован учителями для организации образовательного процесса в начальной школе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
|
Тема проекта |
педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию «Колокольный звон – музыка России» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения |
|
Тип проекта |
комплексный |
|
Руководители проекта |
Напольских Л.А.. Кваст Е.В. - музыкальные руководители |
|
Сроки реализации проекта |
сентябрь 2022 – май 2023 учебного года среднесрочный
|
|
Участники проекта |
обучающиеся 6-7 лет, педагоги, родительская общественность, социальные партнеры: ДМШ, воскресная школа при храме им. Владимира. |
|
Идея проекта |
возрождение духовной культуры подрастающего поколения, формирование гордости, сопричастности, к историческим событиям России, активной жизненной позиции человека – патриота |
|
Цель проекта |
формирование у детей духовно - нравственных ценностей посредством обогащения опыта о колоколах и звонах. |
|
Задачи проекта |
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов, традициях колокольного звона и их значении в русской истории и культуре. - Развивать познавательный интерес к истории и культуре России через знакомство с Христианскими праздниками. -Исследовать влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека посредством организации экспериментирования и опытной деятельности. - Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине через передачу духовно – нравственного опыта прошлых поколений. - Привлечение педагогов, родителей и социальных партнеров к участию в мероприятиях по проекту. |
|
Планируемый результат |
- У детей расширен опыт по изучению истории колокольного звона, его видов, строения колокола, значении в русской истории и культуре. - У воспитанников сформированы представления о важных христианских праздниках, выработано личное положительное отношение к ним, возрос интерес к культурно – историческому наследию и православной культуре России. - У дошкольников сформирован опыт исследовательской деятельности, умение анализировать, сравнивать, делать выводы по влиянию колокольного звона на эмоциональное состояние человека. - У детей сформировано чувство уважения к культуре и традициям народа, гордость за свою Родину, желание принимать посильное участие в праздниках, обрядах, общественных акциях. - Педагоги повысили собственный профессиоанализм в области форм, методов, приемов духовно – нравственного воспитания дошкольников, а также смотивированы на поиск собственных инновационных средств взаимодействия с детьми по обозначенной теме. - Родители и социальные партнеры являются активными участниками всех мероприятий проекта и помогают в обогащении ресурсного обеспечения. |
|
Материально технические ресурсы: |
Аудиозаписи колокольного звона. Выставка-коллекция колокольчиков. Фото с изображением колоколов, храмов. Мультимедийные презентации, видеоролики, виртуальные экскурсии в храмы России; Дидактические игры, настольно – печатные игры. Компьютер, ноутбук, принтер, музыкальный центр. Мини – лаборатория с набором измерительных материалов. Музыкальные диатонические колокольчики, а также другие колокольчики разных видов и размеров. Цифровая лаборатория «Наураша». |
|
Интеграция образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. |
|
Формы реализации проекта |
- Игровые квесты; -опытно – экспериментальная музыкальная деятельность; - чтение художественной литературы; - беседы; -просмотр презентаций, мультфильмов, слушание музыкальных произведений; - тематические, интегрированные музыкальные занятия: - продуктивная творческая деятельность; - совместная организационная деятельность; - организационная деятельность с родителями. - экскурсии в храм, детскую музыкальную школу; - организация музыкального салона; - работа в лаборатории «Наураша»; - организация мини – выставок; - общественные акции - волонтерское движение. |
|
Продукты проекта |
- мини – выставка колокольчиков; - мини - выставка магнитов с изображением храмов России; - каталог музыкальных произведений с колокольным звоном; - сборник детских авторских сказок о колокольчиках; - настольные авторские игры по типу «Ходилка»: «Праздничные колокола», «О чем поет колокольчик»; - методические разработки занятий, досугов; - фотовыстаки; - детские рисунки, открытки. - информационная база контактов, адресов специалистов образования, культуры, духовенства города в области духовно – нравственного воспитания дошкольников для обмена инновационным опытом. |
Этапы и сроки реализации инновационного проекта
|
Этапы |
Содержание работы |
Срок |
Прогнозированные результаты по каждому этапу работы |
|
I. Подготовительный (сбор информации по проблеме) |
Изучение психолого - педагогической литературы по теме «Духовно – нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства». Проведение входной диагностики на знания об историческом прошлом России, традиций, христианских праздников, а так же сформированности целевых ориентиров. Анализ полученных результатов, выявление проблемы. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области патриотического воспитания) Обоснование путей реализации проекта |
I квартал 2022 года |
Информационный банк данных по обозначенным направлениям |
|
II Основной (практический) |
Обеспечение условий для реализации проекта.
-Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий. -Проведение открытых мероприятий. Налаживание взаимодействия с учреждениями культуры, религии и образования города. - Совершенствование РППС по теме проекта. -Организация выставки продуктивной деятельности. -Деятельность музыкального салона. -Филармония для родителей. -Освещение открытых мероприятий на сайте детского сада. -Организация и проведение практический семинаров, мастер классов для родителей на темы «Духовные традиции моей семьи», «Колокола своими руками» |
В ходе реализации проекта.
В ходе реализации проекта |
Создан комплекс условий для реализации проекта |
|
III. Заключительный (аналитический) |
Анализ и обработка результатов по реализации проекта. Внесение дополнений, поправок. Фотоотчет с мультимедийной презентацией по реализации проекта. |
В ходе реализации проекта. |
Обобщение, распространение и презентация опыта работы. |
Основная часть
«Целями государственной политики … являются: сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению; противодействие распространению деструктивной идеологии; формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей».
Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809
«Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
Актуальность проекта
В настоящее время в обществе наблюдается обострение межличностных отношений, социальных конфликтов культурно-языкового, политического порядка, вызывающих у людей снижение чувства привязанности к Родине, появление враждебности, агрессивности. Педагоги отмечают трудности формирования семейных отношений, утрату культурных и национальных традиций, приводящих к бездуховности современного поколения.
На решение этих проблем нацелены современные нормативные документы в области образования разных уровней, реализующие социальный заказ общества на приоритет патриотического и духовно – нравственного воспитания молодежи. Ориентирами в этой области являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет важность привития духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе норм, правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), от 2013 года, который направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе развития нравственных, социальных, эстетических качеств. В этом документе дается определение духовно – нравственного развития, как совокупность базовых национальных ценностей, на основе которых выстраивается отношение ребенка к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, цель которой - разностороннее развитие ребенка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где указываются приоритетные задачи РФ в сфере воспитания детей: развитие высоконравственной личности, разделяющей Российские традиционные духовные ценности.
Нормативным документом регионального уровня служит образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», которая является вариативной частью реализуемой ФОП ДО. Одной из ведущих целей программы является подготовка ребёнка к жизни в современном обществе в ходе освоения традиционными и инновационными социальными и культурными практиками. Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» включает кейс «Духовно-нравственная культурная практика». Он ориентирован на становление у ребенка дошкольного возраста ценностей «Семья», «Здоровье», «Труд и творчество», «Социальная солидарность»; формирование элементарных представлений о нравственных нормах жизни и деятельности, приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, активизацию позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде; формирование гражданского самосознания, любви к Родине и месту проживания.
На уровне дошкольной образовательной организации патриотическое воспитание также имеет первостепенное значение, так как одним из приоритетным направлением Основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» АГО является формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений к культурному наследию, людям, достояниям истории.
При реализации проекта «Колокола – душа России» мы опирались и на подходы православного воспитания именитых священнослужителей. Так, протоиерей Виктор Дорофеев нам указывает на то, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо дать учащимся необходимый уровень богословских знаний, помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном самоопределении, актуализировать полученные учащимися знания.
Протоиерей Александр Зелененко раскрывает сущность, смысл и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание» в православной традиции. Он считает, что целью педагогической деятельности должен стать поиск добродетели и выяснение цели жизни и жизненных ценностей. Учитель должен воспитывать душу ребенка, а не просто набивать его голову информацией.
Иеромонах Георгий (Шестун) описывает в своих трудах необходимость влияния семьи в сохранении и передаче православной традиции духовно-нравственного становления человека.
Опираясь на вышеперечисленные документы и труды педагогов психологов, священнослужителей мы решили обновить формы взаимодействия с детьми в области патриотического и духовно – нравственного воспитания средствами музыкального воспитания и реализовать социальный заказ общества и государства.
Идея возникновения проекта принадлежит детям - воспитанникам 6 – 7 лет. После летних каникул в беседе с педагогами выяснилось, что одним из самых ярких впечатлений был Колокольный звон. Ваня В. поделился со сверстниками о том, как июле месяце 2022 года посетила XX фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земле Уральская!», рамках Царских дней в городе Екатеринбурге. Ребёнок рассказывал об этом событии с большим воодушевлением, его поразила мощь, величие звучания колоколов. У него возникла потребность узнать больше о колоколах, их истории, способах звукоизвлечения.
Кроме того, многие дети в августе месяце вместе с родителями праздновали христианский праздник «Яблочный спас». В этот день воцерковленные семьи вместе с детьми участвовали в крестном ходе, посетили богослужение в Храме во имя равноапостольного князя Владимира или Приходе во имя Иконы Божией Матери Умиление Серафимо-Дивеевской. Здесь так же дети имели возможность услышать церковные колокола.
Своими впечатлениями дети захватили всю группу сверстников. Они постоянно беседовали на тему колокольного звона, делали рисунки, создавали сюжетно-ролевые игры, задавали взрослым различные вопросы: «Зачем звонят колокола? Как человек может управлять колоколом? Почему звук у колоколов бывает разный?».
Чтобы удовлетворить познавательные интересы детей по теме «Колокольного звона» мы решили организовать ряд мероприятий и объединить их в единое целое. Предложенную идею поддержали педагоги и родители воспитанников. Так возник педагогический проект «Колокола – душа России». Он не только позволил ответить на все интересующие вопросы детей, но и позволил взрослым решить важные вопросы воспитания духовности, патриотизма растущего человека, приобщение его к христианским, историческим ценностям.
Опора на психолого-педагогические практики/теории (основополагающие аспекты).
Работа по проекту началась с изучения нами трудов педагогов – психологов по обозначенной теме. Проблемами духовно - нравственного и патриотического воспитания детей занимались многие педагоги, психологи, философы. Современные исследователи значительное место отводят разным аспектам духовно - нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А. Проблеме формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей свои исследования Е.И Радина, Р.И. Жуковкая, М.И. Богомолова, Э.К Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усова.
Эти труды стали базой, методологической основой для создания проекта, так как теоретически и практически обосновывают важность духовно – нравственного воспитания дошкольников и рассматривают данный процесс с разных сторон.
Основанием для разработки проекта стали и результаты мониторинговой деятельности, которые обозначили выявленные проблемы.
Для этого использовали диагностический инструментарий педагогов- психологов: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М.И. Шилова, В.Г. Маралов.
Педагоги ДОУ и родители так же приняли участие в анкетировании по определению компетентности в области духовно - нравственного воспитания детей. Они тоже явились идейными вдохновителями и соавторами проекта. Приведем данные входящей диагностики.
|
Параметры |
Входящая диагностика |
|||
|
В |
С |
Н |
||
|
Родители (законные представители) Интерес к духовно-нравственному воспитанию своих детей |
50% |
30% |
20% |
|
|
Педагоги Компетентность в организации духовно-нравственному воспитания обучающихся |
50% |
50% |
0 |
|
|
Обучающиеся
|
Знания об историческом прошлом России, традициях, христианских праздниках, как одном из компонентов духовно-нравственного воспитания |
|
||
|
40% |
40% |
20% |
||
|
Умение поступать доброжелательно |
|
|||
|
20% |
40% |
40% |
||
Анализируя полученные результаты, мы сделали выводы, что на сегодняшний день у детей недостаточно сформированы представления об историческом прошлом России, мало знаний о христианских традициях и праздниках.
У воспитанников прослеживается эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость. Многие дети не проявляют уважение к старшему поколению, их поступки не всегда соответствуют нормам морали и этики, понятия «добро» и «зло» трактуются ими в искаженном виде. Данные проявления свидетельствуют о несформированности духовно-нравственных качеств, которые необходимы для становления высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России.
Педагоги ДОУ недостаточно владеют методическими ресурсами по воспитанию у детей духовно – нравственных ценностей, их профессиональная компетентность в этой области требует обогащения и развития.
Родители воспитанников не всегда акцентируют их внимание на воспитание патриотических чувств, мало рассказывают детям об исторических событиях России, национальных героях, семейных традициях.
Новизна проекта заключается в том, что узкая тема колокольного звона позволила нам – педагогам, комплексно воздействовать на тонкие струны души ребенка и формировать в нем важные качества добродетели. Идейными вдохновителями проекта явились дети. Именно они дали нам возможность вариативно подходить к организации воспитательно – образовательного процесса, используя интегративные подходы и региональный компонент.
Постоянное включение в процесс образования новых форм взаимодействия с детьми, позволяет нам расширять как содержательное поле, так и разнообразить партнерские связи с учреждениями образования, религии и культуры города. Самыми яркими мероприятиями проекта были экскурсии в храм, историко – краеведческий музей, детскую музыкальную школу, организация в детском саду музыкального салона, работа музыкальной лаборатории. Все это значительно превышает рамки ФОП ДО, что позволяет вывести процесс музыкального образования в ДОУ на более высокий качественный уровень.
Обоснование значимости реализации проекта для развития системы образования
-повышение качества дошкольного образования городе Асбесте и области;
- распространение опыта среди педагогического сообщества;
-возможность внедрения данного проекта другими педагогами и образовательными учреждениями (разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города).
-повышение имиджа детского сада среди образовательных учреждений города посредством показа открытых мероприятий по реализации проекта;
-повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;
-разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта:
- показ открытых мероприятий для членов группы профессионального общения музыкальных руководителей города;
- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов; буклеты с описанием опытно-экспериментальной музыкальной деятельности; рекомендации по обогащению РППС.
- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети интернет.
- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города
Эффективность реализации проекта прослеживается в результатах итоговой диагностики по тем же методикам, что и в начале работы. Они отражают положительную динамику по всем компонентам духовно-нравственного воспитания.
|
Параметры |
Входящая диагностика |
Итоговая диагностика |
Динамика |
||||
|
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
||
|
Родители (законные представители) Интерес к духовно-нравственному воспитанию своих детей |
50% |
30% |
20% |
60% |
40% |
0% |
+20% |
|
Педагоги Компетентность в организации духовно-нравственному воспитания обучающихся |
50% |
50% |
0 |
80% |
20% |
0 |
+30% |
|
Обучающиеся
|
Знания об историческом прошлом России, традициях, христианских праздниках, как одном из компонентов духовно-нравственного воспитания |
||||||
|
40% |
40% |
20% |
40% |
50% |
10% |
+10 |
|
|
Умение поступать доброжелательно |
|||||||
|
20% |
40% |
40% |
20% |
50% |
30% |
+10 |
|
По итогам работы у детей сформированы социальные нормы поведения и развиты нравственные качества: они стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь, демонстрируют высокий уровень коммуникативных качеств при общении друг с другом и при общении с взрослыми.
Качественная характеристика результатов проекта даёт основание констатировать положительную динамику уровня сформированности целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования: любящий свою малую родину и имеющий представление o своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. По окончании действия проекта дети овладели необходимыми знаниями о своём государстве, его праздниках, традициях. Кроме того, проведённая работа положительно сказалась на результативности образовательных достижений детей в целом, что является подтверждением высокого уровня качества предоставляемых услуг в детском саду.
Многие дети вместе с родителямистали посещать Храм, слушать богослужение, совершать обряды.полученный опыт ребята воспроизводили в самостоятельной деятельности, организуя сюжетно – ролевые игры, детские экскурсии , беседы, диспуты.
Рассматривая рейтинговые показатели необходимо отметить, что тесное сотрудничество с родителями в ходе реализации данного проекта, обеспечило их100% удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг, что подтверждают данные анкетирования.Тесное взаимодействие с родителями позволило сделать их нашими союзниками, полноправными участниками образовательного процесса.Разнообразные формы сотрудничестваспособствовали повышению их активности, заинтересованности к вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников, вызвали желание принимать участие в различных творческих мероприятиях. Бесконфликтное общение, партнёрские отношения стали основой для возникновения и сохранения дружеских связей, поддерживаемых по окончании детского сада.
Позитивные результатыдеятельности во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса в ходе работы над проектом, способствовали росту творческой активностидетей. Это подтверждается активным участием воспитанников детскогосада в различных городских музыкально-творческих мероприятиях, где они становились лауреатами и дипломантами. Вся проводимая воспитательно-образовательная работа по проекту была обобщена, систематизирована и оформлена в информационно-методическом центре детского сада.
Освещение нашей деятельности в средствах массовой информациигорода (в том числе и на сайте детского сада), способствовало росту имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне и городе.
Таким образом, мы считаем, что такая форма образовательной деятельности,как проект, явилась эффективной и результативной по формированию у детей духовности, патриотического сознания; выдвинутые нами цель и задачи реализованы полностью. Разработка и внедрение проекта «Колокола – душа России», основанного на современных принципах и с учётом интересов детей, является одной из форм реализации ФОП ДОО и достижению дошкольниками целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. К ним мы относим необходимые, ценные проявления личности: добро, свобода, справедливость, сознательность, милосердие, сочувствие, терпимость, любовь к людям, отзывчивость, совестливость, тактичность, порядочность, сострадание. Дети успешно овладели начальными знаниями об истории своей Родины, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором живут. Участвуя в его реализации все субъекты образования обогатили свой практический опыт по духовно – нравственному направлению и применяют его в повседневной жизни. Проект может быть использован широким кругом педагогических работников дошкольного и дополнительного образования.
Перспективу развития проекта мы видим:
- в продолжение работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников;
- в дальнейшем сотрудничестве с социальными партнерами, в том числе города;
- в расширении содержательного поля проекта. Планируем преобразовать, расширить и познакомить детей и взрослых с воплощением в музыкальном искусстве образов героев – защитников, которые канонизированы церковью и приобрели статус святых.
Список используемой литературы
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!