Регистрация

«Ложки-русский сувенир» Тематическое музыкальное занятие для старшего дошкольного возраста

  • 26 июня 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


    ( слайд 1)

Тематическое музыкальное занятие для старшего дошкольного возраста «Ложки-русский сувенир» с использованием ИКТ

Дидактические задачи: 

Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), закрепление простых приемов игры на ложках: "Ладушки", "Часики", разучивание приемов игры на двух ложках "Мячик" и "Трещотка".

Развивающая: развивать чувство ритма, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

1. Организационный момент.

Дети входят в зал, где фоном звучит русская народная песня «Ах, вы сени»

2. Постановка цели занятия.

Музыкальный руководитель:

- «Здравствуйте, ребята!»

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Здравствуйте, гости желанные!

    Милости просим!

Вы наверное  обратили внимание на наш экран, на котором изображены деревянные ложки. Мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов.

Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.

Чудо-мастерам – спасибо!

Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?

3. Изучение новой темы.

(слайд 2)

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы .

С чего же начинали делать ложки?

 (слайд 3)

Сначала заготавливали топором небольшие деревянные брусочки – баклуши.   

Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

(слайд 4)
Специальными инструментами (топор, резцы) из баклуши вырезали ложку,

(слайд 5)

обрабатывали её (обтачивали), чтобы сделать гладкой и удобной.

(слайд 6)
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложки любили украшать резьбой и росписью.   Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Ложкарный промысел был распространён по всей России.

В каждой области был свой мастер – ложкарь. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Росписью – хохломские;

(слайд 7)

геометрической резьбой украшены хотьковские ложки; выжиганием – вятские.

(слайд 8)

«Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

(слайд 9)

 В этом же городе установили памятник Семену-ложкарю. А 2 апреля стал  Международный день ложки.

(слайд 10)

Деревянные ложки были не только незаменимым кухонным предметом, но и интересным  музыкальным инструментом. Музыканты, игравшие на ложках, использовали от двух до пяти ложек. Такой старинный музыкальный инструмент издавал мелодичный чистый звук, а если на ложках играло несколько музыкантов – неповторимую симфонию звуков.

Давайте послушаем,  как красива русская песня в сопровождении игры на ложках.  

Слушание

Русской народной песни «Во кузнице», сопровождающая игрой на ложках.

Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе.

Разбирайте, дети, ложки

В сказочной цветной одежке.

(М.р. раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сейчас мы вспомним простые приемы игры на ложках.

(слайд 11)

Игра «Музыкальные загадки».

Педагог загадывает «загадку», а дети простукивают ответ на ложках

«Вот лягушка на болоте

Очень весело живет

Вы послушайте, ребята,

“Ква-ква-ква” – она поет!»

(Дети играют на ложках приемом «пяточка в пяточке» по ладони левой руки, отстукивая ритм «раз-два-три».)

«Дождик капает по крыше:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук”.

Еле слышно, еле слышно:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук!”»

(Дети стучат ручками ложек.)

«Воробьи развеселились,

Зернышки клевать пустились,

От других не отстают,

Все клюют, клюют, клюют».

(Дети стучат ручкой по «пяточке».)

«Вот течет ручеек,

 Видно путь его далек,

Так журчит, плескается,

Убежать пытается!»

(Дети стучат круговыми движениями перед собой.)

 Музыкальное сопровождение к русской народной песне, используя простые приемы игры на ложках, песню окрашивает и  получается яркое выступление.

Можно вместе спеть, сплясать,

Да на ложках подыграть

Ложки в руки мы возьмем,

Дружно песню запоем.

Игра на ложках «Блины»

русская народная песня (простыми приемами)

(слайд 12)

Конечно, на ложках очень трудно играть. Существует много разных способов игры на ложках. Но чтобы  играть на  ложках, как и на любом другом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой.

Если виртуоз играет,

Ложки будто - бы летают.

Их в руках по три, по пять.

Даже трудно сосчитать!

Посмотрите,  как играет ансамбль ложкарей «Калинка». Он исполнит русскую народную песню «Калинка»

Видео «Калинка» - ансамбль ложкарей «Калинка».

Посмотрели, как играют настоящие ложкари? Я вам тоже предлагаю стать ложкарями и научиться играть на ложках вот так…

(слайд 13)

(демонстрация приёма «мячики», «трещотка»).

В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.

 «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу). Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Вы стали настоящими ложкарями. Я предлагаю наше занятие закончить выступлением на ложках

(слайд 14)

 Ложки, ложечки резные

Зазвенят в один момент.

Непростые-расписные,

Древнерусский инструмент.

Танец с ложками

Русский народный наигрыш в современной обработке

4. Рефлексия.

Что нового вы ребята, узнали сегодня о ложке? Наше занятие подошло к концу.

Ай да, ложки – хороши!

Очень людям вы нужны.

К празднику, к обеду,

Маме, папе, деду!

Деревянные ложки  очень  популярны не только в России, но и за рубежом. Поэтому  ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных. И я вам хочу подарить сувенир – ложку. 

Раздача

«До свидания, ребята!»

«До свидания!» (дети уходят из зала).

Дети уходят из зала, где фоном звучит русская народная песня «Ах, вы сени»

 (слайд 15,16)

Список литературы и интернет-источников

Автор: Подгорбунских Валентина Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МКДОУ «Куртамышский детский сад № 6», город Куртамыш, Курганская область. Педагогический стаж 13 лет.

 

 

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Бессонова Виктория Анатольевна 16.04.2020 в 08:35

Доброго дня Валентина Александровна! Познакомилась с Вашим тематическим музыкальным занятием для старшего дошкольного возраста «Ложки-русский сувенир». Что хочется сказать. В этом занятии порадовало разнообразие методов и приёмов, которые Вы успешно использовали. Сначала интересная презентация, в которой для детей было много нового (например бить баклуши). Только одно предложение в игре «Музыкальные загадки» надо было загадать загадку про блины, чтобы перейти к игре на ложках русской народной песни "Блины". Это было бы более логично. Отлично, что Вы успели на занятии посмотреть видео «Калинка» - ансамбль ложкарей «Калинка». Прекрасным завершением занятия стал танец с ложками. А вот разобрать новый способ игры на ложках надо было перед танцем с ложками.

Елена Елена Елена 21.09.2020 в 18:52

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!