Регистрация

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР по теме: «Приставочные глаголы»

  • 13 ноября 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»


Конспект открытого фронтального логопедического занятия в  подготовительной группе ОНР по теме: «Приставочные глаголы»

 

Цель:

Продолжить учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- учить выделять приставочную часть слов-действий; используя для этого схемы;

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;

- учить выделять приставочные глаголы из текста;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: нарисованные фигурки Царевича, Прекрасной Царевны, игрушка Дракона, фея на ниточке, изображение замка с решетчатым окном, мольберт, доска, схемы для составления приставочных глаголов, сюжетные картинки для составления предложений, схематические картинки для рассказа, магнитофон, кассета.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Учитель-логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте, уважаемые гости.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по заколдованному лесу вместе с Царевичем. (Учитель-логопед показывает картинку с изображением Царевича). Давайте, поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй, Царевич.

Учитель-логопед: Злой Кощей Бессмертный захватил Царевну и нам предстоит спасти её.

Учитель-логопед: Ну, что-ж, ребята, возьмитесь за руки, и мы отправимся в сказочное путешествие (Воспитатель включает музыку).

Вместе с детьми  подходит к столу.

2.

Учитель-логопед: Ребята, нас кто-то встречает  здесь. Кто же это? (демонстрирует фигурку феи, прикреплённую к длинной крепкой нитке).

Дети: Это фея.

Фея: Правильно, ребята. Я – фея. Расскажите, мне, что я умею делать?

Дети: Вы умеете колдовать, танцевать, бегать, летать и т. д.

Фея: Правильно, ребята. Мне очень нравиться летать. Смотрите внимательно, что я буду делать.

Учитель-логопед демонстрирует, как: фея взлетела со стола, подлетела к домику, облетела вокруг домика, перелетела с крыши домика на цветы, слетела с цветов, залетела в дом.

Учитель-логопед: Марта, что сделала фея?

Марта: Фея взлетела со стола….

                                          и т. д.

     При выполнении действий учителя-логопеда дети проговаривают соответствующие слова – действия, чётко выделяя их приставочную часть.

Фея:  Молодцы, ребята, вы правильно ответили. А мне пора в путь, но я вам оставлю подсказки, которые вам помогут в вашем нелёгком пути.

Учитель-логопед открывает на доске схему образования приставочных глаголов, где одна общая полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае летела)

а другие полоски – изменяющиеся приставки.

Учитель-логопед: (указывая на схему) Ребята,  начало у всех слов-действий разное, но само слово-действие неизменяемое.  Например, приставка об-, а слово летела (логопед демонстрирует свои действия). Если присоединить эти две части получится слово облетела. Оно обозначает движение вокруг чего-либо.  

А теперь, попробуй, Настя. Образуй слово из двух частей. Настя образует слово перелетела, комментируя свои действия.

Настя:  Я присоединила приставку пере- и слово летела. У меня получилось слово: перелетела.

Учитель-логопед: Андрей, а что обозначает слово перелетела?

Андрей: Оно обозначает движение с одного предмета на другой.

Аналогично выполняется работа со словами: облетела, перелетела, подлетела, вылетела, отлетела, слетела.

  1. Динамическая пауза.

Учитель-логопед: Ну, а сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие вместе с Царевичем  дальше. Встаньте в кружочек, давайте вспомним нашу песенку и тихонечко её споём, чтобы никого не испугать в волшебном лесу.

Дети идут по кругу и исполняют песню (На мелодию «Ой, берёзка, берёзка»)

              Наш Царевич в лес пошёл, (Шаги по кругу).

              Всю полянку он обошёл (Встать и покружиться на месте).

              К старой ёлке  подошёл (Движения в  круг, вытягивая руки вперёд).

              И Царевну там  нашёл  (Отойти назад и взяться за руки).

После двукратного выполнения упражнения.

Учитель-логопед: «Ребята, а назовите мне похожие слова-действия из этой песенки»

Дети называют похожие слова-действия из стихотворения.

  1. Из укрытия «вылетает» Дракон (игрушка). Вы идёте за Прекрасной Царевной. Нет вам пути в заколдованное королевство Кощея Бессмертного, пока не послушаете мою сказку и не запомните её.

Учитель-логопед: Ребята, не расстраивайтесь,  добрая фея оставила нам подсказки.

По ходу рассказывания выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста  и его пересказе.

Дракон: Слушайте сказку внимательно.

«Как-то раз вышел из своего дома Робин Гуд и пошёл со своими друзьями помогать людям и животным.

Появляется опорная картинка «дом».

По дороге Робин с друзьями перешёл через реку по мосту (появляется картинка «река»), взошёл на холм (появляется картинка «холм»)  и вышел на широкую поляну (появляется картина «поляна»).

Как красиво вокруг!  Робин с друзьями обошли поляну и заметили бельчонка, (выставляется картинка с изображением бельчонка) который сломал лапу. Друзья перевязали лапу. Только Робин с друзьями отошли от бельчонка, как вдруг увидели горящий дом (появляется картинка с изображением горящего дома) бедной женщины. Подошли Робин и друзья к дому и быстро потушили его».

Дракон: Ну, а сейчас, ребята, назовите мне похожие слова – действия из рассказа.

Учитель-логопед: Ребята, перед вами символ слова шёл, назовите похожие слова-действия с помощью приставок.

Дети с помощью символов приставок  и слова шёл называют похожие слова-действия.

Дракон: Ух, молодцы, ребята, придётся пропустить вас к замку.

  1. Рядом с партами стоит мольберт, на котором прикреплён замок. Закрытый большим покрывалом. Когда дети подходят к партам, то замок открывается. В окошке замка видна Царевна (за решётчатым окном).

Учитель-логопед: Ну, что ж, ребята мы нашли Прекрасную Царевну, но как спасти ёе, ведь она же в замке?

Появляется фея: Я помогу вам! На ваших партах лежат картинки, по которым вам нужно составить волшебные предложения. А потом составьте схему вашего слова действия с помощью карточек, которые лежат на ваших партах.

Словарь: перепрыгнул, вылетел, отъехала, входит, перелетела, спрыгнул, отплыл, переплыл, взлетел, подъехал, уполз, скатился.

Учитель-логопед: Какое слово-действие в твоём предложении, Настя?

Настя: В моём предложении слово-действие – перепрыгнул. Оно образовано с помощью приставки пере-  и слова – действия прыгнул.

Остальные дети составляют предложения и схемы по этой же схеме.

  1. Итог занятия.

Учитель-логопед освобождает Царевну из замка.

Учитель-логопед: Ну, что ж Царевич нашёл свою Прекрасную Царевну. Царевна за своё освобождение и за хорошую работу всем ребятам дарит вкусные призы.

Самыми внимательными сегодня были………..

Самыми умными сегодня были………..

Самыми любознательными сегодня были………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ПЕРЕ -

 

ВЫ -

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТ – (ОТО-)

 

 

 

     С – (СО -)

 

     ВЗ – (ВЗО-)

 

 

ПОД – (ПОДО-)

 

 

     ОБ – (ОБО-)

ЗА -

 

 

 

 

 
 

 

 

 

    ПО -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 10.01.2020 в 11:14

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!