Регистрация

Внедрение целевой модели наставничества в учреждении дополнительного образования

  • 28 февраля 2021

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»


 

Положение о программе наставничества

1.      Общие положения

  1. Настоящее Положение о Программе наставничестве (далее – Положение) определяет цели, задачи и порядок организации наставнической деятельности в ___________________________________________  в отношении учащихся, педагогических работников.
  2. Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Трудовым кодексом РФ, Методологией (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145), Методических рекомендаций по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145).
  3. Целью наставничества является оказание разносторонней помощи в личностном становлении, адаптации в коллективе, выявление и совершенствование способностей и талантов, а также воспитание дисциплинированности у наставляемого.
    1. Задачи наставничества:

Форма «педагог - педагог»

  • оказать помощь в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
  • формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  • дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей Наставляемого лица;
  • ориентировать Наставляемое лицо на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
  • способствовать развитию интереса Наставляемого лица к педагогической деятельности; ускорение процесса профессионального становления молодого педагога;
  • приобщать Наставляемое лицо к корпоративной культуре образовательной организации.

Форма «учащийся – учащийся»

  • помощь учащимся в реализации лидерского потенциала;

-       улучшение образовательных, творческих и спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций;

-       создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации;

-       формирование устойчивого сообщества учащихся и сообщества благодарных выпускников.

  1. Положение определяет порядок организации наставничества в МБУ ДО ЦДТ по следующим формам: «педагог – педагог», «учащийся – учащийся».
  2. Каждая из названных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем, которые появляются в образовательном и воспитательном процессе МБУ ДО ЦДТ.

Форма наставничества «педагог – педагог»

«Педагог – педагог» – передача знаний на рабочем месте: может применяться не только к вновь принятым в организацию работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на этапе адаптации в образовательной организации, поддержку в профессиональном и карьерном развитии.

Данная форма наставничества позволяет:

  • решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных и коммуникационных технологий, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации;
  • наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями;
  • получать педагогам-наставляемым необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе молодые специалисты, вновь принятые или переведенные на новые должности работники, осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Результаты и социальные эффекты: обучение, адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний.

Форма наставничества «учащийся – учащийся»

Предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка учащегося с особыми образовательными и социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Целевая группа: учащийся, группа учащихся.

Результаты и социальные эффекты: высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учащихся и будущих выпускников к МБУ ДО ЦДТ. Наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

  1. Результатом эффективной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих выпускников МБУ ДО ЦДТ.

2.                  Права и обязанности участников программы наставничества

  1. Зоны ответственности участников программы наставничества. К общей зоне ответственности можно отнести:
  2. совместное составление индивидуальной программы поддержки наставляемого, включая определение тематики обсуждаемых вопросов и периодичности встреч;
    • выполнение индивидуальной программы поддержки наставляемого.
    • Зона ответственности наставника:
    • выявление и ориентация на потребности и возможности наставляемого;
    • предварительная подготовка материалов, идей и предложений;
    • оптимизация времени обучения – планирование занятий;
    • Зона ответственности наставляемого:
  3. предварительная подготовка к встречам: актуализация знаний и умений по тематике программы наставничества, подготовка вопросов по содержанию обсуждаемых вопросов;
    • внесение предложений по улучшению процесса обучения;
    • всесторонняя помощь наставнику в выполнении своей роли.
    • Наставник имеет право:
  • знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты персональных данных;
  • вносить предложения о создании необходимых условий для улучшения образовательной и общественной деятельности наставляемого;
  • привлекать опыт работы других сотрудников для расширения личностных и образовательных компетенций наставляемого;
  • запрашивать виды выполненных аттестационных заданий, отчетную документацию наставляемого.
    1. Наставляемый имеет право:
  • обращаться за помощью к своему наставнику;
  • вносить предложения по совершенствованию программы наставничества;
  • участвовать в обсуждении результатов наставничества;
  • обращаться с просьбой о замене наставника к куратору.
    1. Обязанности участников программы наставничества.
      1. Обязанности наставника:
  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные нормативные акты, определяющие права и обязанности наставника и наставляемого;
  • разработать совместно с наставляемым индивидуальную траекторию профессионального развития;
  • выполнять утвержденную программу наставничества;
  • организовывать совместную работу с наставляемым по достижению целей наставничества согласно разработанного плана;
  • осуществлять необходимое обучение, помогать и корректировать деятельность наставляемого;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с образовательной, педагогической и общественной деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • вести отчетную документацию;
  • подводить итоги своей деятельности и деятельности наставляемого.

2.6.2. Обязанности наставляемого:

  • изучить Закон РФ «Об образовании в РФ», нормативные акты, определяющие профессиональную деятельность, локальные акты образовательной организации;
  • выполнять индивидуальную траекторию образовательного и личностного развития в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением образовательных навыков, мастерства, овладевать практическими компетенциями;
  • информировать наставника о применении передовых методов и форм работы в своей учебной – воспитательной деятельности;
  • совершенствовать свой профессиональный, образовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником.
    1. Особенности выбора и назначения наставников.
  • Наставники подбираются из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих ст1ёабильные показатели в работе и достижения в учебе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о работе в целом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
  • Наставник должен обладать рядом личностных и профессиональных качествами: коммуникабельностью, педагогическими навыками, отличными показателями в труде, профессиональными знаниями по специальности, личным желанием исполнять роль наставника.

2.8.3 Наставники могут быть избраны из числа: педагогических работников и учащихся МБУ ДО ЦДТ – победителей различных конкурсов, олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс, осуществляющих деятельность по профилю реализуемых образовательных программ или обучающихся в МБУ ДО ЦДТ.

  1. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от степени подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
  2. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
  3. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации.
    1. Замена наставника осуществляется приказом организации в случаях:
  • прекращение трудового договора с наставником;
  • перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
  • просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
  • неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей;
  • возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
  • Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо (далее – Куратор). На Куратора возлагаются следующие функции:
  • подбор и организация обучения наставников;
  • рассмотрение        вопросов      организации       наставничества        на     оперативных совещаниях;
  • оказание методической и практической помощи наставникам в планировании их работы, обучении, социальной адаптации наставляемых;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;
  • заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми индивидуальных планов обучения;
  • отстранение от наставничества наставников, недобросовестно относящихся к работе.
  • Обучение наставников осуществляется Куратором программы в организации, внешними специалистами на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и т.д.

 

3.    Результаты реализации программы наставничества

  1. Результаты совместной деятельности наставника и наставляемого фиксируются в документах (Приложение 1, Приложение 2).
  2. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение наставляемым поставленных целей и решение задач в период наставничества в соответствии с программой наставничества.
    1. Критерии эффективности системы наставничества:
  • достижение целей программы наставничества;
  • достижение наставляемым требуемой результативности.
    1. Формирование системы мониторинга наставнической деятельности:
  • обратная связь от наставляемого (эмпирические исследования, наблюдение, анкетирование);
  • обратная связь от наставников (эмпирические исследования);
  • оценка компетентности наставляемого (собеседование, анкетирование, отчет о деятельности, о реализации индивидуальной программы профессионального и личностного развития, результаты участия в профессиональных конкурсах, образовательные результаты учащихся и др.).
  • Результаты деятельности наставника оцениваются 1 раз в полгода при подведении итогов работы по показателям эффективности деятельности преподавателя.
    1. Формы стимулирования системы наставничества:
  • материальное стимулирование наставников в виде выплат денежных средств в качестве надбавки за выполнение обязанностей наставника в виде премий.
    • объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации;
    • представление к государственным и ведомственным наградам;
    • помещение фотографии наставника на доску почета организации;
    • внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
  • присвоение почетного звания «Лучший наставник организации».
  • Образовательная организация имеет право передавать свой опыт лучших практиков наставничества:
  • на сайтах образовательной организации;
  • через участие в конкурсах профессионального мастерства.

4.         Перечень документов, регламентирующих реализацию программы

наставничества

4.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников относятся:

  • настоящее Положение
  • приказ руководителя образовательной организации о назначении наставников;
  • план работы наставника;
  • журнал наставника;
  • отчеты о деятельности наставника и наставляемого;
  • анкеты и анализ результатов анкетирования наставников и наставляемого;
  • протоколы заседаний педагогического и методического советов на которых рассматривались вопросы наставничества.
  • соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний;
  • согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.

Приложение 1

Программа наставничества

                  Наставник  ______________________________ (ФИО полностью, должность)

Наставляемый____________________________(ФИО полностью)

№ п.п.

Содержание мероприятия

Срок

исполнения

Планируемый

результат

Отметка наставника о выполнении

 

 

 

 

 

   Наставник                                   /                   (должность) (ФИО)                                             (подпись)

Ознакомлен /                                         /                         (ФИО наставляемого)                                 (подпись)

Приложение 2

Отчет наставника

№ п.п.

ФИО

наставляемого

Планируемые результаты

наставничества

Краткая характеристика достигнутых показателей

 

 

 

 

   Наставник              _____/             _______ (должность) (ФИО)          

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!