Регистрация

Методическая рекомендация «Как разработать, обновить и реализовать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу»

  • 27 декабря 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»


В данной методической рекомендации я уделила внимание разработке и обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП), которые можно реализовывать как в учреждениях дополнительного образования, так  и в общеобразовательных учреждениях, например, в рамках внеурочной деятельности. 
Прежде всего необходимо грамотно разработать или привести программы в соответствующий вид, чтобы они отвечали всем требованиям, предъявляемым к дополнительным программам, указанным в нормативно-правовых документах.
В программах различных направленностей есть небольшие ньюансы, которые могут отличаться и вызывать вопросы, но в целом структура и содержание различных программ достаточно аналогичны.
Основными нормативно-правовыми документами, которыми мы должны руководствоваться при разработке и реализации дополнительных программ – это:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы).

Эти документы, уважаемые коллеги необходимо изучить и знать!
Закон "Об образовании РФ" большой, но его необходимо прочитать. 
А Приказ и Письмо Министерства необходимо досконально изучить и руководствоваться ими! Все документы можно легко найти в сети интернет (например, на сайте Консультант Плюс).
Вся структура ДООП очень подробно расписана в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242, куда приложены действующие «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы).
В данной рекомендации уделяю внимание всем пунктам программы, которые должны в ней присутствовать и уточняю что и как писать в каждом её пункте по Шаблону, который я подготовила в помощь педагогам дополнительного образования.
Итак, начинаем составлять задуманную нами дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу:
Перед тем как печатать ДООП: 1., что мы делаем - Выставляем параметры страницы: (в Шаблоне программы они уже установлены, но нужно следить, чтобы не сбивались!) Итак:
Поля: Верхнее – 2 см, Левое – 2 см, Нижнее – 2 см, Правое – 1 см.
Номер страницы - ПРОСТОЙ, начиная с 2 (без форматирования и линий) по центру! Внизу страницы! 
Межстрочный интервал – одинарный, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12.
В таблицах размер шрифта можно уменьшить до 11.
Текст выравниваем по ширине, НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ АВТОМАТИЧЕСКУЮ РАССТАНОВКУ ПЕРЕНОСОВ, все печатаем без переносов!!! 
Отступ первой (красной) строки – 1,5 см
2., что мы должны сделать -  Печатаем (заполняем) титульный лист, который подготовлен в виде таблицы, чтобы его структурные элементы не смещались!
•    Наименование направленности ДООП
•    Название ДООП
•    Возраст обучающихся
•    Срок реализации (все года, необходимые для её полного освоения обучающимися)
•    ФИО автора – составителя ДООП
•    Год разработки программы (единственный год, когда она была создана, а  не менять каждый год!)
Затем Таблицу титульного листа делаем невидимой! Для этого – нужно выполнить такие действия:
•    Нажать на квадрат в левом верхнем углу таблицы и выделить её 
•    Появится панель «Конструктор», нажать на неё
•    На панели «Конструктор» зайти в раздел «Границы»
•    Выпадет контекстное меню
•    В контекстном меню выбрать рубрику «Нет границ» – границы таблицы станут невидимыми!
Титульная страница ДООП, напечатанная в таблице выглядит аккуратнее и единообразно у всех, т.к. её компоненты не смещаются и правильно распределены на листе. 
На титульном листе после утверждения программы будет поставлена печать учреждения и подпись директора.
После этого мы должны Оформить автособираемое Оглавление. Но для упрощения работы я его уже составила в Шаблоне программы, оно готово и его менять не нужно!
Но если интересно – для других документов – знайте, что Автособираемое  Оглавление находится во вкладке «Ссылки», далее «Оглавление», далее – «Автособираемое оглавление 1»! 
Более подробно об автособираемом Оглавлении можно прочитать здесь:
https://ichip.ru/kak-sdelat-oglavlenie-v-word-ubijjstvenno-prostojjsposob.html 
В Шаблоне дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, которую все педагоги получили ранее Оглавление уже готово!
        Ничего менять не надо!
Необходимо копировать каждый соответствующий раздел или подраздел устаревшей программы (начиная с Паспорта программы) и вставлять в обновлённый Шаблон программы, соответствующий всем
требованиям нормативных документов по разработке, составлению и реализации программ. А Оглавление можно будет потом обновить.
Таблицу Оглавления можно «Обновить» - т.е. сохранить изменения,
внесённые в содержание Разделов.
Особенно это удобно для обновления номеров страниц, которые автоматически выставляются по разделам оглавления! 
Почему более точно писать Оглавление, а не Содержание программы?
Разница между содержанием и оглавлением состоит в следующем:
Оглавление — указатель рубрик произведения, выпускаемого отдельным изданием. 
Содержание — указатель заглавий произведений (рассказов, повестей, стихотворений, статей, документов и т.д.), включенных в издание. 
Обычно понятие «оглавление» используется в моноизданиях – учебнике, учебном пособии, а «содержание» – в сборнике. 
Заполнять Шаблон программы начинаем с Паспорта программы – пишем: 
•    название программы,
•    свои ФИО, 
•    направленность программы, 
•    цель, задачи 
•    возраст обучающихся, 
•    год разработки, 
•    сроки реализации, 
•    методическое обеспечение программы, 
•    ФИО руководителя структурного подразделения, дающего внутреннюю рецензию.
Нормативно-правовое обеспечение программы уже расписано в Шаблоне программы в соответствующем пункте Паспорта программы. 
Пожалуйста, пишите всю информацию в нужной строчке – сначала пункт Паспорта –в отдельной строке, в строке – ниже текст к этому пункту!
Не забывайте указывать Методическое обеспечение в Паспорте программы.
В Паспорте программы возможно потребуется корректировка
нормативно-правового обеспечения:
•    необходимо убрать несоответствующие возрасту обучающихся
ФГОСы (выделены жёлтым цветом);
•    в Паспорт адоптированной дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей программы необходимо добавить ещё некоторые документы. 
Документы, необходимые для АДООП:

  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

Далее - 5. Заполняем Шаблон программы:
После заполнения Паспорта программы заполняем 
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
В пункте 1.1. Пояснительная записка пишем:
•    направленность программы (художественная, техническая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая)
•    актуальность  программы
•    отличительные особенности программы
(указать новизну, педагогическую целесообразность, отличия от других
аналогичных программ!)
•    адресат программы (указать возраст обучающихся и особенности приема) 
•    объём программы (количество часов в год)
•    формы обучения и виды занятий по программе
•    сроки освоения программы (время, требуемое для полного освоения обучающимися)
•    режим занятий
(в Пояснительной записке также необходимо указать уровень освоения
программы: стартовый, базовый , продвинутый!)
Текст программы следует писать не на одной строке с названием Раздела или подраздела (входящим в Оглавление), а под ним!
Только тогда не будет нарушаться структура
автособираемого Оглавления!
Например:
Объём программы
    Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей 
программы «Профессии моего города. Флорист, дизайнер, декоратор»
составляет 18 часов.

Если необходимо лучше  ещё раз повторить название подраздела в
предложении, а не делать само название раздела частью предложения!!!
В 1.1. Пояснительной записке при необходимости можно указать:

  • Технологии обучения
  • Методы проведения занятий
  • Важно также указать и дистанционную форму организации учебного процесса.
  • Дистанционное обучение возможно как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т. п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый обучающийся работает в своем темпе. 
  • Дистанционная форма организации учебного процесса: 
  • Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет: 
  • Сделать занятие наглядным, красочным, информативным;     
  • Приблизить урок к мировосприятию ребёнка - за счет использования программ, облегчающих/обеспечивающих коммуникативный уровень;     
  • Использовать дифференцированный и личностно - ориентированный подход к обучению; 
  • Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и педагогом;      
  • Активизировать познавательную деятельность обучающегося;          
  • Повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета; 
  • Развивать мышление и творческие способности обучающихся.         
  • Использование дистанционных технологий позволяет расширить возможности обучения, особенно детей с ОВЗ, и получить более полное восприятие окружающего их мира. 
  • Формы обучения и виды занятий, которые вы указываете в Пояснительной записке, могут быть:
  • Демонстрационный экзамен
  • Фронтальные лабораторные работы и опыты
  • Исследовательская проектная деятельность 
  • Самостоятельная индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Мини-лекции
  • Игры
  • Презентации
  • Творческая работа
  • Дистанционная форма
  • Экскурсии
  • Мастер-класс
  • Тренинг
  • Научная экспедиция
  • Квест 
  • Квиз 
  • Конференция
  • Аукцион
  • Встреча с интересными людьми
  • Творческая встреча
  • Гостиная
  • Диспут, дискуссия
  • Мозговой штурм
  • Олимпиада
  • Поход
  • Соревнование
  • Творческая мастерская
  • Творческий отчёт
  • Турнир

(выбрать своё или добавить)
Затем вписываем цель и задачи программы:
- В пункте 1.2. Указываем Цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). 
- В соответствии с целью дополнительной образовательной программы следует включить по 3-5 задач:
- Обучающие: Что узнает, какие представления получит, чем овладеет, чему научится;
- Развивающие: Указывающие на развитие ключевых компетентностей
- Воспитательные: Какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы 
- В АДООП следует указывать и Коррекционные задачи: Указывающие на коррекцию и (или) компенсацию нарушения у обучающегося 
- Цель формулируем, начиная с существительного, задачи – с глагола!
После переходим к Содержанию программы. 
В пункте 1.3. Содержание программы заполняем таблицу Учебный план, с указанием: 

  • названия разделов или тем программы, 
  • количеством всех часов по каждому разделу или теме, с указанием количества теоретических и практических часов, 
  • формы аттестации по каждой теме

Название первой темы у всех звучит так:
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
По поводу Входного контроля вопрос ещё решается, но возможно, что он так и останется на первом занятии!
Таблица Учебного плана дана в Шаблоне программы.
В таблице нужно указать  формы аттестации по каждой теме программы.
Формы аттестации в таблице Учебного плана могут быть следующие:

  • Педагогическое наблюдение
  • Проект
  • Выставка работ
  • Опрос
  • Тест
  • Практическая работа
  • Самостоятельная работа
  • Контрольная работа
  • Лабораторная работа
  • Творческий отчёт
  • Экзамен
  • Конкурс
  • Соревнование
  • Олимпиада
  • Турнир
  • Викторина (квиз)
  • Игра
  • Реферат и т.п. 

Формы аттестации – это те, которые имеют критерии оценки знаний обучающихся по программе!
Затем заполняем Содержание учебного плана по образцу:
Пишем название раздела или темы, указываем общее количество часов, выделяемое на неё, расписываем теорию и практику по каждой теме.
Например:
Тема 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.(2ч.)
 И каждый расписывает теорию и практику.
Учебный план и Содержание учебного плана в программах должны быть расписаны по каждому уровню освоения (стартовый, базовый продвинутый) и годам обучения!
Один уровень освоения может содержать несколько годов обучения!
Все темы Учебного плана и Содержания учебного плана должны совпадать! 
В разделе 1.4. Планируемые результаты освоения программы
Необходимо указать компетенции, которые приобретут 
обучающиеся после освоения каждого года программы:
Образовательные (предметные): 
Межпредметные: 
Личностные: 
Например.
Далее заполняем Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Сначала - Календарный учебный график. Его таблица дана в Шаблоне программы.

В Календарном учебном графике указывается:  

  • Дата занятия
  • Форма занятия
  • Количество часов одного занятия
  • Тема занятия
  • Место проведения занятия 
  • Форма аттестации

В календарном учебном графике прописывается каждое занятие по
всем темам, уровням и годам программы (точно так же как это раньше
указывалось в Календарно-тематическом плане)! 
Названия первой темы в Учебном плане, Содержании учебного плана и Календарном учебном графике должны совпадать и у всех звучит так:
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
Остальные разделы или темы программы, сколько бы часов они не содержали, в КУГ расписываются по каждому занятию. 
Темы занятий одного раздела или темы не должны звучать одинаково – 
не может быть 10 занятий подряд с одним названием! 
В КУГ необходимо расписывать, конкретизировать, название для каждого занятия даже в рамках одного раздела или программы!
Например.
Формы аттестации в таблице КУГ могут быть следующие:

  • Педагогическое наблюдение
  • Проект
  • Выставка работ
  • Опрос
  • Тест
  • Практическая работа
  • Самостоятельная работа
  • Контрольная работа
  • Лабораторная работа
  • Открытый урок
  • Зачёт
  • Творческий отчёт
  • Экзамен
  • Конкурс, концерт, спектакль
  • Соревнование
  • Олимпиада
  • Турнир
  • Викторина (квиз)
  • Игра
  • Реферат и т.п. 

Формы аттестации – это те, которые имеют критерии оценки знаний обучающихся по программе! 
Далее заполняем Условия реализации программы:

  • оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для обучающихся, стулья, стенды, шторы-затемнения, ровная поверхность 1.1х 2,1м).
  • технические средства обучения (интерактивная доска, экран, ноутбуки).
  • учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по дополнительной образовательной программе). 

Из данного выше списка необходимо выбрать и добавить своё!!!
Затем Этапы и формы аттестации заполняем в таблице:
Входной, Промежуточный, Итоговый контроль
Пишем Вид контроля, Контрольные измерители (что проверяется), Форма аттестации.
Промежуточный контроль прописываем для программ со сроком реализации от года и более.
В программах менее года – промежуточного контроля НЕТ!
Далее заполняем Оценочные материалы.
Пишем в Шаблоне:
Диагностика результативности сформированных компетенций обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «…» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля (критерии и показатели в Приложении №…):

  • анкетирование, 
  • наблюдение, 
  • опрос, 
  • контрольные задания, 
  • практические задания, 
  • лабораторная работа,
  • тестирование.

(выбрать и написать свои методы диагностики)!!!
В Приложении продемонстрировать оценочные материалы!
В Приложении можно указать критерии диагностики (правила принятия решения
по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям) !!!

Для отслеживания результативности можно использовать:

  • дневники достижений воспитанников, 
  • карты оценки результатов освоения программы, 
  • дневники педагогических наблюдений, 
  • портфолио обучающихся и т.д. — документальные формы, в

которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося 
Педагог должен четко сформулировать методику и способы проверки
ожидаемых результатов!
Далее заполняем Методические материалы.
Пишем:
Учебно-методический комплекс к программе «…» включает:
(перечислить несколько самых значительных разработок, сборников и т.п. )!!! 

Например:

  • Сборник тестовых заданий к разделу, модулю или теме «…».
  • Сборник практических заданий к разделу, модулю или теме «…».
  • Сборник практических заданий к разделу, модулю или теме «…».
  • Сборник интерактивных игр и упражнений.
  • Методическая разработка занятия «…».
  • Методическая разработка занятия «…».

(Назвать несколько самых значительных разработок, сборников и т.п.)
Далее заполняем таблицу Учебно-методическое и информационное обеспечение программы (как и раньше), вписывая те Методические разработки, сборники, дидактические материалы, которые подготовлены для реализации программы (желательно иметь их на каждую тему программы).
Пишем: 
•    название раздела или темы, 
•    форму занятия, 
•    приёмы и методы организации образовательного процесса, дидактический материал, 
•    техническое оснащение занятия, 
•    форму аттестации.
В таблице учебно-методическое обеспечение расписывать более подробно по темам программы!
Виды дидактического материала могут быть следующие:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
•    естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
•    объемный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
•    схематический или символический (оформленные стенды и план¬шеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
А также:
•    картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
•    звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
•    смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
•    дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
•    аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Например.
Затем оформляем список литературы:
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
1.    Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
2.    Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
3.    Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
4.    Список литературы, рекомендованной в помощь родителям.
В приложениях можно поместить:
 Приложение №1
Список терминов:
Приложение №
Оценочные материалы

И другие материалы.
Например.
Методика «Определение типа будущей профессии».
Подсказка:
Чтобы найти и при необходимости заменить одно слово в тексте на другое удобно использовать функцию «Поиск» в правом верхнем углу.
Например для того, чтобы найти слово «учащиеся», написав в поиске «учащ».
Поиск покажет количество и место слов в документе, начинающихся с этих букв! 
И слово можно менять!
Надеюсь, что это руководство поможет вам правильно, легко и без особых затруднений разработать, обновить и эффективно реализовывать ваши программы, добившись больших достижений учащихся и усовершенствовав своё педагогическое мастерство.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!