Регистрация

Урок литературного чтения по формированию УУД во втором классе по теме «Н. И. Сладков «Медведь и Солнце»»

  • 25 августа 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Цели:

1. Формировать навык целеполагания урока, умение прогнозировать жанр литературного произведения по фамилии автора, по сюжетным картинкам и по названию произведения; формировать прогнозирование сюжета произведения. Формировать навык выразительного и осознанного чтения, закреплять представления об  авторской сказке, умение видеть реплики героев и слова автора, читать произведение по ролям, передавая настроение и эмоции героев. Умение выделять в тексте слова, смысл которых неясен, уметь объяснять их значение, пользуясь различными источниками.

2. Развивать грамотную, эмоциональную речь, память, внимание, наблюдательность, умение анализировать ,  сравнивать ,  сопоставлять ,  делать выводы совершенствовать навыки контроля за собственной речью .     

 3. Воспитывать любовь и интерес к чтению, умение работать самостоятельно, в паре, воспитывать любовь к окружающему миру, расширять читательский кругозор и словарный запас. 

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы» 3 часть;

Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Кубасовой;

Выставка книг Н.И. Сладкова.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Презентация (слайды)

Ход урока:

  1. Оргмомент (1 минута).

Приветствие гостей.

Настраивание на работу.

УЧ. – Итак мы начинаем урок литературного чтения. Желаю всем поработать на уроке на «4» и «5». Желаю Вам удачи! (Формирование положительной установки)

Вводная часть (3 минуты).

УЧ. – Давайте определим цели сегодняшнего урока.

Д. – Познакомиться с новым литературным произведением. Узнать автора этого произведения. Расширить свой словарный запас. Понять основную мысль произведения, его жанр, сделать выводы.

Основная часть.

Вступительная беседа.

УЧ. – Я предлагаю Вам предположить к какому писателю мы сегодня пойдем в гости.

Этот писатель писал о природе  для детей. Назовите фамилии писателей, писавших о живой природе  для детей. 

Д. – Л.Н. Толстой, В.Бианки, М.Пришвин, Б.Емельянов, Н.Сладков, Б.Житков, В.Снегирев и т.д.

УЧ. – Какой из названных авторов писал поучительные сказки о животных?

Д. – Л.Н. Толстой .

УЧ. – Кто из названных авторов, сам иллюстрировал свои книги?

Д. –  Михаил Пришвин.

УЧ.- В каком жанре работали эти авторы?

Д.- Эти писатели сочиняли рассказы и сказки.

УЧ.- Что в литературном чтении называют рассказом?

Д.- Рассказ- это вымышленная или правдивая история, записанная автором.

УЧ. -   Что относится к жанру сказка?

Д.- Сказка – это вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

УЧ.- Какие бывают сказки?

Д.- Авторские и народные.

УЧ. – Молодцы, вы очень много знаете. Ну а теперь попробуйте угадать автора по обложкам книг, представленных на этой выставке.

Д.- Это Н. Сладков.

УЧ.- Правильно, сегодня мы пойдем в гости к Николаю Ивановичу Сладкову.

О Николае Ивановиче Сладкове нам подготовила сообщение Качалова Арина.

(Презентация учителя о Н. Сладкове.)

УЧ. – Вы узнали часть биографии Н.И. Сладкова, познакомились с его портретом, по обложкам книг вы угадали самого автора, а теперь попробуйте узнать жанр литературного произведения, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, ведь Сладков писал рассказы и сказки.

 УЧ.- Произведение Н.Сладкова называется « Медведь и Солнце».

УЧ.- По названию произведения, можно ли предположить к какому жанру относится это художественное произведение?

УЧ.- ( Идет рассуждение и предположение жанра произведения).

УЧ.- В какой, из представленных книг, может находиться это произведение? Почему?

УЧ.- Куда надо посмотреть , что бы удостовериться , что наше предположение верное?

Д.- Надо посмотреть содержание в конце книги.

 УЧ. – Молодцы.

И так, произведения Сладкова насыщены правдивыми, реальными ситуациями,     в центре его произведений – животные, явления природы, а точнее – живая и неживая природа.

Я вас, наверное, уже заинтриговала? Пришло время открыть учебник литературного чтения 3 часть, страницу 4 и прочитать  произведение Сладкова « Медведь и Солнце».  

По названию произведения можно ли судить о его жанре? Сказка это или рассказ?

Д. – Нельзя.

УЧ. – Я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к произведению, сможем ли   мы сейчас после просмотра предположить, что это за жанр и о чем будет говориться в этом литературном произведении?

Д. – Скорее всего это рассказ, иллюстрации позволяют предположить, что в этом рассказе говориться о весне.

УЧ. – Вас уже заинтриговал этот рассказ, и вы хотите узнать его содержание. По названию можно предположить   содержание. О чем оно?

( Дети высказывают свои предположения).

УЧ.- Сейчас мы убедимся в своих догадках.

Чтение по цепочке произведения Н.И. Сладкова «Медведь и Солнце».

Во время чтения проводится словарная работа, заранее подготовленные дети объясняют по толковому словарю слова: слякоть, пустить воду, заскрипел, покосолапил.

Закрепительная беседа.

УЧ. – Понравился ли вам сказка? Чем?

      -  Почему же Медведь ничего Солнышку не сделал?

      - Чему же учит нас сказка?

УЧ.- Законы природы не подвластны ни людям ни зверям, все живое на земле подчиняется этим законам.

      - Так какие изменения в природе мы наблюдаем с приходом весны?

       ( На доске написаны слова «подсказки»: снег, капель, воздух, небо, облака, сокодвижение, прилет…, дети составляют предложения об изменениях в природе с приходом весны)

      - В чем заключается основная мысль этого произведения?

Вывод:

УЧ. -  Как вы думаете, ребята, смогли мы сегодня достичь целей, которые ставили перед началом урока?

Д. – Да. Цели были достигнуты: познакомились с биографией автора, познакомились с новым рассказом Н. Сладкова «Медведь и Солнце», пополнили свой словарный запас, определили жанр прочитанного, узнали главную мысль произведения.

УЧ. – Вы большие молодцы. Прекрасно работали на уроке. Н. Сладков призывает вас быть добрыми, любить окружающую нас природу, любить свой край и беречь все, что создано   природой.  Читайте книги русского писателя Николая Ивановича Сладкова.

Биография писателя

Русский писатель НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СЛАДКОВ все свое творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в г. Москве, но всю жизнь прожил в г. Ленинграде (С-Петербург). С детства он интересовался природой. Уже со второго класса вел дневник, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости Сладков увлекался фотоохотой, фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги. Николай Иванович много путешествовал, записывал свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Всего Сладков написал более 60 книг. Всю жизнь Николай Иванович был защитником природы, через его книги мы учимся ценить и любить красоту природы, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
  3. Выявление места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  8. Включение в систему знаний и повторение
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Тема

Сладков Н. Медведь и Солнце.

Цель

формирование универсальных учебных действий обучающихся, целостного мировоззрения,  через  использование  возможностей  литературных произведений .   

 

Основные термины, понятия

Олицетворение.

 

Планируемый результат

Предметные умения

 

Воспринимают на слух художественное произведение. Определяют эмоциональное  состояние персонажа и эмоциональный характер текста. Читают в ыразительно, передавая эмоциональный характер и соблюдая логические ударения. Прогнозируют на уровне предложения и текста. Отвечают на вопросы к текстам. Составляют  вопросы всех типов и отвечают на  вопросы к произведению. Иллюстрируют прочитанное. Определяют жанр произведения. Ориентируются в содержании (оглавлении.) Составляют картинный и вербальный  план. Создают связный текст. Характеризуют персонажей. Выявляют главную мысль текста. Соотносят иллюстрации с фрагментами произведения. Озаглавливают эпизоды произведения.

Применяют приём словесного рисования. Пересказывают с опорой  на картинный план..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Универсальные учебные действия

 

Личностные :

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;проводить сравнения, анализ, синтез материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, использовать модели и схемы для решения литературных задач; обобщать, устанавливать аналогии, владеть общим приемом  работы с литературным произведением;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

 

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная ,групповая.

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная работа

-этап мотивации знаний

-этап актуализации знаний

-этап  выявления места и причин затруднения

 

 

 

 

-этап построения проекта

 

 

 

-рефлекия учебной деятельности на уроке

 

Работа в парах   

 

Индивидуальная работа

-  этап выявления места и причин затруднения

 

 

- авторский видеофрагмент.

-  авторская презентация .

-книгопечатная продукция: Литературное чтение. 3 класс. О.В. Кубасова

 

-заложены в авторскую презентацию

 

 

 

- Составление пересказа по сюжетным картинкам в презентации

-работа с учебником по вопросам

 

 

 

 

Дидактические задачи этапов урока 

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Определить  произведения  на заданную тему. Объяснить понятие «окружающий мир». Прогнозировать содержание произведения . Контролировать правильность  ответов.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Учить   формулировать тему и задачи урока.

3

Выявление места и причины затруднения

Организовать активную работу с биографией писателя и его  произведением. Подвести учащихся к выводам о неизбежности явлений природы.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Использовать  презентацию на различных этапах урока.

5

Реализация построенного проекта

Учить объяснять, истолковывать, интерпретировать и доказывать, через знакомство с произведением.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Учить разрешать новые проблемы, доказывать, использовать знания в новой ситуации, через парную работу с вопросами.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учить работать с вариантами  картинного плана.

8

Включение в систему знаний и повторение

Обсудить, сопоставить ,обобщить  и систематизировать  полученные знания. Пересказать  в группе сказку с использованием  картинного плана. Оценивать работу групп. .

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

В ходе дискуссии выявить интерес учащихся к изучаемой теме, уровень ее усвоения, эмоционального отклика на работу, впечатления от проделанной работы.

Технология изучения

 

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

 

 

Мотивация к учебной деятельности

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

 

 

 

Приветственное слово

Методом проблемного диалога и просмотром видеофрагмента  выявляет противоречие между имеющимися знаниями учащихся и недостатком их для решения  задач урока.

Подготовка к уроку, приветствие присутствующих

Определяют  произведения  на заданную тему. Объясняют понятие  «окружающий мир» и «явления природы» Прогнозируют наличие новых сюжетных линий произведения. . Контролируют правильность  ответов.

 

 

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

Методом подводящего диалога  помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока

Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения по формулированию темы и задач урока. Контролируют   ответы других учеников.

 

 

Выявление места и причины затруднения

Предметные:

Читать ыразительно, передавая эмоциональный характер читаемого и соблюдая логические ударения. Прогнозировать на уровне предложения и текста. Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

 

Организовывает работу по  изучению биографии писателя. Анализирует деятельность учащихся. Посредством побуждающего диалога подводит учащихся к формулированию вывода о «новых открытиях». Организует работу с произведением.

 

Организовывают  работу по презентации. Контролируют собственные ответы и ответы других учащихся.Прогнозируют жанр и тему произведения. Читают выразительно  произведение. Слушают и  активно воспринимают новый текст. Подтверждают предположения .Определяют главную мысль произведения.

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить сравнениястроить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, использовать модели и схемы для решения литературных задач; обобщать, анализировать, устанавливать аналогии.

Демонстрирует работу со словарём .

 

 

Знакомятся с новыми словами. Расширяют словарный запас. Обсуждают и анализируют жанр нового произведения .

 

Реализация построенного проекта

Регулятивные: самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

Провести предварительное тестирование знаний  произведений Сладкова. Дать инструкцию для самостоятельной работы по выполнению заданий к произведению .

 

 

Задают  вопросы и отвечают  на них самостоятельно .  Воспроизводят  информацию. Делают выводы.

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные:

обобщать, устанавливать аналогии, владеть общим приемом  работы с литературным произведением;

Регулятивные:

самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Предметные:

. Составлять  вопросы всех типов и отвечать на  вопросы к произведению. Определять жанр произведения. Ориентироваться в содержании (оглавлении.)

 

 

 

  Контролировать самостоятельную работу учащихся и последующую взаимопроверку в парах.

Понимать  и уточнять информацию с помощью  вопросов.

Анализировать и синтезировать  свои знания при помощи вопросов .

Определять характер героев, объяснять их поступки

Контролировать собственные ответы и ответы других учащихся при работе в паре.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предметны Иллюстрировать прочитанное. Составлять картинный и вербальный  план. Создавать связный текст. Характеризовать персонажей. Выявлять главную мысль текста. Соотносить  иллюстрации с фрагментами произведения. Озаглавливать  эпизоды произведения.

Коммуникативные :

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

е:

Подвергает сомнениям идею о явлениях природы, разбирает критически возможные варианты  и предположения.

Составляют в парах картинный план.

Сравнивают, доказывают и делают выводы о том, какой план соответствует  последовательности событий в сказке и может быть размещён в  учебнике или тетради по литературному чтению?

 

ключение в систему знаний и повторение

Предметные:

Применять  приём словесного рисования. Пересказывать  с опорой  на картинный план..

Регулятивные:

 прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные:

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные :

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

 

.Направляет   и гармонизирует  парную работу учащихся. Раскрывает критерии оценки(правильность,    последовательность изложения, выразительность, артистичность, тон и тембр голоса)

Обсуждают, сопоставляют ,обобщают  и систематизируют  полученные знания. Пересказывают  в парах с использованием картинного плана. Оценивают  свою работу .

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные:

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить сравнения, анализ, синтез материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

 

 

Наблюдает за настроением детей.

Слушает рассуждения детей о возможности включения произведений данного автора в  категорию «любимых книг»

В ходе дискуссии выявляет интерес учащихся к изучаемой теме, уровень ее усвоения, эмоциональный отклик на работу, впечатления от проделанной работы.

Рассуждают о возможности включения данного произведения в «копилку любимых книг»

Оценивают свои возможности и уровень их реализации на уроке.

               

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!