Регистрация

Программа длительной образовательной игры «Буратино в поисках знаний» по сказке А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Школа открытий)

  • 14 марта 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 г. Черемхово

Управление образования администрация города Черемхово

Россия, 665413, Иркутская область., ул. Куйбышева12 8(395-46)5-31-75

 

 

ПРИНЯТА                                                    УТВЕРЖДАЮ:

на Заседании                                                 приказом заведующего

педагогического Совета                              №

Протокол №                                                  __________________ ЧемезоваО.Г.

 

 

 

Программа длительной образовательной игры «Буратино в поисках знаний» по сказке А. Толстой  «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

(Школа открытий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

 воспитатель высшей квалификационной категории

  МДОУ № 7 г. Черемхово Иркутской области 

Васильева Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ   

      1.1 Пояснительная записка     

      1. 2 Цели и задачи реализации Программы  

     1. 3 Принципы и подходы к  формированию

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1. Особенности организации игры

    2.2. Возврат детей. Продолжительность реализации программы

    2.3.Режим организации программы

    2.4. Прогноз результативности -  ожидаемый результат по итогам завершения обучения

 

   2.5. Формы проведения итогов реализации программы

 

   2.6. Методическое обеспечение программы

 

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    3.1. План длительной  образовательной игры ««Буратино в поисках знаний

 

4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

 

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Понедельное планирование лексических тем в подготовительной логопедической группе
 

 

 

 

 

 

 

 

Программа длительной образовательной игры «Буратино в поисках знаний» по сказке А. Толстой  «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

(Школа открытий)

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 
    1. Пояснительная записка

Актуальность и значимость программы

 Воспитание существует там, где есть доверие и взаимопонимание, где ребенок, воспитатель, родитель – одна команда, у которой единая цель; там, где есть искренность и сотрудничество, сотворчество, где учатся слышать и слушать друг друга; там, где учатся дружить, там, где учатся мечтать и дарить друг другу радость.

  В теории воспитания игра становится формой обучения, площадкой апробации решения реальных практических ситуаций. Исторически сложилось, что одной из целей игры является формирование необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Существуют множество научно обоснованных игровых методик и технологий, рассчитанных на воспитанников разного возраста. Но игра уникальная тем, что в отличие от метода, имеет четкую целевую установку, конкретное содержание и форму организации игрового процесса, то есть «правила». Если считать, что игра – это средство, позволяющее взрослым изменить позицию на сотрудничество с ребенком с целью его воспитания через сотворчество, реализацию проектов. По мнению автора метода длительной игры И.В. Вагнер: «Суть метода очень удачно отражена в его названии: длительная игра. Можно уточнить: длительная сюжетно-ролевая игра. Игровой сюжет может развиваться на протяжении нескольких лет. В соответствии с сюжетом игры дети играют определенные роли, которые тоже могут развиваться и меняться на протяжении игры. Сюжет и роли обязывают к выполнению правил игры, определенных функций в детском коллективе в рамках игровой деятельности». Если длительная игра – это зона сотрудничества и сотворчества родителей, воспитателя  и ребенка, позволяющая получить пространство личностного роста ребенка через усложнение заданий на разных этапах с целью получения новых знаний и социокультурного опыта самим ребенком, то она является еще и мотивом самореализации , самосовершенствования личности ребенка, его ступенью личностного роста, что актуально в рамках реализации ФГОС. Таким образом, длительная игра приемлема для реализации программы воспитания: духовно-нравственной культуры в дошкольном возрасте. Длительная игра- это поле сотрудничества детей и взрослых, т.к. дети, и родители, и воспитателя в ней становятся ее участниками.

В основе программы игра, в ходе которой участники совершают увлекательное путешествие с героями книги А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Программа является образовательной, но знания дети получают в непринужденной игровой форме, новые умения и навыки приобретаются в ходе игровых практик, на основе, полученной на занятиях и в свободной деятельности.

Элементы научно-методической новизны:

Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

  • Информационном – получение дошкольников новых знаний;
  • Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
  • Нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли.
    1. Цель: создание условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов дошкольного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности дошкольников.

Задачи ОО в интеграции:

«Речевое развитие» Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений

«Физическое развитие» развитие мелкой моторики пальцев рук, координация движений.

«Социально-коммуникативное развитие» развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

«Художественно эстетическое развитие» Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

  1. ПРИНЦИПЫ

Программа длительной образовательной игры «Буратино в поисках знаний руководствуется принципами:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;  допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми
  • возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
    1. Особенности организации игры

Длительная образовательная игра организуются в форме партнерской деятельности со взрослым. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности. Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания.

«Сюжетное погружение». Все игровые процедуры строятся на сюжете книги А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Прежде чем приступать к выполнению задания, дети получили сюжетную информацию. По мере продвижения программы используются разные виды информации: организовано чтение педагогом, рассказывание  детьми «по цепочке», комментированное чтение, просмотр мультфильма и беседа, нацеливающая на последующую деятельность, работа с иллюстрациями к книге.

Легенда: Черепаха Тортила, рассказала Буратино  тайну, чтобы открыть дверь в каморке у папы Карло нужно найти золотой ключик, и только тогда он сможет попасть в страну знаний, но чтобы быстрее найти золотой ключик, Буратино должен выполнить задания на каждой станции вместе с детьми. Буратино совсем не знает  буквы, не умеет  считать, писать и читать, потому что продал свою азбуку и не пошел в школу как велел папа Карло.  Буратино просит помощи у детей,  потому-то одному ему не справится.  

Дети делятся на две команды «Следопыты» и «Туристенок», за каждую пройденную игру команды  получают «Золотые ключики». На заключительном этапе игры дети с Буратино  должны подобрать  «Золотой ключик», который   подойдёт к потайной двери (когда дети подберут ключ и откроют дверь, там будет приглашение на выпускной бал).

 (продолжительность образовательного процесса, этапы)

  1. ВОЗВРАСТ ДЕТЕЙ:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Продолжительность реализации программы – 1 год с детьми 6-7 лет.

  1. РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ДОИ проводятся один раз в конце недели, как подведение итогов пройденной темы, каждую неделю Буратино дает задания по лексической теме в летописи, каждый день в летописи отмечается погода. Игра имеет свои временные границы: начало (старт) длительной игры и конец (итоговое мероприятие), о которых знают все участники, как и об этапах игры (как правило, есть летопись - карта игры). Продолжительность длительной образовательной игры  с детьми 6-7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации игровой  деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

  1. ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ-  ожидаемый результат по итогам завершения обучения:

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет.

 Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.
    1. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

 Формы организации работы с детьми:

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность педагога с детьми;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей;
  • Самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • Экскурсии, встречи с интересными людьми;
  • Совместная деятельность родителей с детьми;
  • Праздники, вечера развлечений, досуги, КВН, выставки, фотоотчеты;
    1. Методическое обеспечение программы:

Формы работы с детьми - групповые.

Форма организации ДОИ:

  • совместная партнерская деятельность
  • организованная образовательная деятельность
  • образовательная деятельность в режимных моментах
  • самостоятельная свободная деятельность детей,
  • взаимодействие с родителями.

Методы и приёмы:

  • беседы по сказке .
  • элементы ТРИЗ: Мозговой штурм, игровые задания. Методы: каталога, фокальных объектов, удачных вопросов; эмпатия.
  • моделирование сказок
  • элементы РТВ-технологии: коллаж из сказок, сказка продолжается, сказка по-новому, сказки к волшебным рисункам, семейная сказка, сказки презентации, творческие задания
  • экспериментирование с предметами и материалами, кратковременные опыты
  • исследовательская работа
  • артикуляционная гимнастика
  • мимические  упражнения
  • элементы театрализованной деятельности
  • сюжетно-ролевые игры
  • нетрадиционные приёмы рисования: кляксография, пальцеграфия, коллаж, рисование по-сырому, волшебный рисунок, рисование «тычком», рисование ладошками, ножками .
  • дидактические игры
  • художественное слово - загадки, пословицы, поговорки, стихи
  • физкультурные паузы, физкультминутки
  • динамические паузы под ритмическую музыку
  • психологические тренинги
  • пальчиковые игры
  • стихи – основы для проведения пальчиковой гимнастики
  • «юмористические паузы» (небылицы, перевертыши, присказки, повторы из сказок)
  • вопросы, поискового характера
  • проблемно - игровые ситуации
  • включение в непосредственно образовательную деятельность продуктивных видов деятельности  (изготовление поделок, рисование отдельных предметов, упоминаемых в сказке).
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Программа длительной образовательной игры «Буратино в поисках знаний»

 опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды.

План длительной  образовательной игры ««Буратино в поисках знаний»

 

СЕНТЯБРЬ

Станция «Сказочная»

 

1-2

   Слушаем сказку 

 

Знакомство детей с новой для них  сказкой. Взрослый рассказывает или  читает сказку, задает вопросы по сюжету повествования, разъясняет детям непонятные какие-либо обороты речи. Затем задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки. Вопросы помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл сказки.

3

Рассказываем сказку.

 

 

Пересказ  сказки: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам - указывая на ребенка, которому следует пересказать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает ребенку наводящий вопрос.

 

Станция «Загадочная»

 

4

Создание коллажа

« Золотой ключик, или Приключения Буратино».

 

Тема недели: Урожай: овощи (огород), фрукты (сад), хлеб

-Под веселую песенку «Буратино» делаем зарядку.

- Дети отгадывают загадки по сказке и играют в игру, во время которой употребляют новые слова и закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанные с сюжетом сказки (создают коллаж).
1. Алексей Толстой когда-то книжку подарил ребятам
«Приключения Буратино».
В ней Пьеро есть и........................(Мальвина)
2. Папа Карло удивлён:
Стукнул по полену он –
И сучок стал носом длинным...
Так родился ....................................(Буратино)
3.Кто за дверью жил сто лет
И картины знал секрет...
Этот мудрый старичок
Говорящий был..............................(Сверчок)
4.Верный друг у кукол был,
Помогал и сторожил... -
Благороден и умён
Белый пудель................................(Артамон)
5.Никого пес не боялся:
С крысой Шушарой сражался
И рычал в бою он басом
На злодея .......................................(Карабаса)
6.Хулиганили в округе
Кот Базилио с подругой...
Притворялось доброй лиской
Хитрая лиса ................................... (Алиска)
7.Карабас-Барабас
Падал в сказке много раз.
Путалась в ногах всегда
У злодея ..........................................(борода)
8.Кто пиявки добывал,
Всем леченье предлагал?
Сам был болен он и стар –
Друг злодея.....................................(Дуремар)
9. Помните, как из кувшина
Слушал тайну Буратино?
Как сбежал он, ха-ха-ха(!)..
На хвосте у .......................................(петуха)
10.Очутился на беду
Буратино, вдруг, в пруду...
До чего же страшно было,
Приплыла когда................................(Тортила)
11.Много приключений было
С Буратино в сказке той:
Дарит старая Тортила
Куклам ключик .............................. (золотой)
12.Вот мы книжку прочитали,
Тайну ключика узнали.
И опять вернулись в дом
Папы Карла. За холстом
Дверь была... Пришли ребята
В чудный кукольный ..........................(театр)

--Дидактические игры, способствующим развитию психических процессов, как внимание, память, мышление:

  • ИГРА "Чьи слова?"

Задание: «Кто говорит эти слова?»:

 1 вопрос: «…брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома. За твою жизнь я не дам и сухой мухи». (Говорящий Сверчок).

2 вопрос: «Не доведёт тебя до добра это ученье». (лиса Алиса).

3 вопрос: «Десять тысяч чертей!» (Карабас Барабас).

4 вопрос: «Пациент скорее мёртв, чем жив». (Доктор Сова).

5 вопрос: « Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина).

6 вопрос: « Кого угодно со света сживёт чистотой». ( Буратино о Мальвине).

7 вопрос: «Теперь я займусь вашим воспитанием». (Мальвина).

8 вопрос: « Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино).

9 вопрос: « Эй, ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!» (папа Карло Карабасу- Барабасу

- Подвижная  игра Одеяло папы Карло (дети делятся на две команды, фигурки по теме овощи, фрукты).

Для игры понадобиться оборудование – бумажное «одеяло» с прорезанными в нем дырками и «заплатки», точно подходящие под прорези. Детям предлагают поставить все кусочки на свои места. Эту забаву можно провести просто как физминутку. Тогда нужно лишь сделать так, чтоб на каждого участника было не менее чем по одной «заплатке».

-Подведение итогов: заработанные ключики.

 

Октябрь

Станция «Поэтическая »

1

Моделирование сказок

      

Тема недели: Ранняя осень (грибы), лиственные деревья

1.Моделирование-предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств

2.  Использовать в качестве заместителей деревья, то есть прятать героев в деревья, под какое дерево спрятался герой из сказки. Мальвина спряталась за берёзу и т.д.  

2.

Учимся работать с летописью

Осень (поэзия, художественное искусство).

- Игра ПАЗЛЫ.

Соберите целую картинку из частей (Буратино, Мальвина, лиса Алиса)

-Характеристика Буратино (глупый мальчишка, доверчивый, смешной).

Мотивация: Как мы сможем помочь Буратино?

А, чтобы мы ни чего не забыли, будем вести летопись каждого дня для Буратино. В летописи мы должны отмечать погоду, зарисовывать, что мы нового узнали в летописи для Буратино.

Погоду будем  отмечать по графику.

-Урок Мальвины

Игра по экологии «ДА ИЛИ НЕТ».

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                                       Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы?                                       Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают?                                 Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает?                                Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут?                                   Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют?                                   Можно детям загорать?

А букашки прилетают?                                      Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают?                                    Куртки, шапки надевать?

(дети рисуют картинки, которые подходят к осени)

-Конкурс чтецов стихи про осень.

3.

Проблемные ситуации

 

Тема недели: Поздняя осень. Перелётные птицы

-Отмечаем погоду в летописи

_Чтение сказки «Лиса и журавль»

-Проблемная ситуация:

  • Как их помирить Журавля и лису?
  • Для чего нужен журавлю такой клюв, шея, длинные ноги?)

-Игра ТРИЗ: На полу размещен круглый коврик с картинками перелетных птиц, дети бегают вокруг коврика  под бубен, как только бубен перестаёт играть,  дети останавливаются, смотрят на картинку и рассказывают о птице.

--Разучивание физминутки «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

 

Станция «Туристическая полоса»

4.

Путешествие с Буратино по России.

Тема недели: Моя страна – Россия

-Отмечаем погоду в летописи

-Игровые задания:

  • Путешествие по цветной бумаге (на длинной полосе). Ребенок наклеивает фото, где путешествовали с родителями по России.
  • Раскрашивание Российского флага в летописи
  • Наклеивание герба России, президента, Кремлевской башни.
  • Лабиринты «Кто быстрее найдет дорогу?»

Ноябрь

1.

Черепаха Тортила на  Байкале.

Тема недели Мой край – Сибирь. Байкал

-Отмечаем погоду в летописи

-Характеристика черепахи Тортилы (Какая Тортила?)

--Предварительная работа: дети с родителями находят информацию  по теме Байкал, наклеивают и рассказывают черепахи Тортилы.

-Помочь озеру Байкал собрать мусор, потушить костер, посадить деревья, покормить птиц и животных

-Игра «Рыбалка» (Поймать рыбу, которая водится на Байкале).

-П/игра Эстафеты «Нерпы» (по скамейке проползти на животе, кто быстрей)

-«Соображайка»

Перед вами изображение “Чудо-юдо” зверя, необходимо угадать, из частей каких животных состоит «чудо-юдо» зверь.

 

Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы

 

Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

--Составление кластера

1. по центру чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;

2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Итоговое мероприятие :

- Математическая викторина в подготовительной группе

«Знаешь ли ты Байкал?»

 

2

Уроки Мальвины

Тема недели Библиотека

-Отмечаем погоду в летописи

-Чтение сказок, рассказов, стихов разных авторов

- Творческие задания

  • Рассказать знакомую сказку по кругу.
  • Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
  • Разыгрывание придуманных сказок.
  • Изготовление атрибутов для игры – драматизации.
  • Нарисовать карандашами только то, что понравилось.
  • Книгоиздательство (обложка, иллюстрации).

-Экскурсия в библиотеку

Станция «Кругосветное путешествие»

 

3-4

Буратино и папа Карло

Тема недели Семья

 -Отмечаем погоду в летописи

-Характеристика папы Карло (беседа с детьми)

-Семейные рассказы. Придумывание рассказа дома «Моя семья» (члены семьи, традиции, хобби).

- Продуктивная деятельность «Делаем маме прическу»

-Итоговое мероприятие :

Праздник посвященный Дню матери

5

Путешествие в лес с лисой  Алисой

Тема недели Зима. Дикие животные. Зимовка зверей
 - Отмечаем погоду в летописи.

-Приглашение лисы Алисы в лес.

-Характеристика лисы Алисы (беседа с детьми).

-Задания от лисы Алисы: Д/игра «Угадай, чей след?»; «Кто, где спрятался?»

   

 

-Нарисуй сказку, где встречаются животные, использовать нетрадиционные приемы: монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по- мокрому , коллаж, рисование «тычком» жесткой полусухой кистью. Результаты совместного творчества детей и родителей можно представить на выставке «Полянка творчества».

-Чтение сказки «Зимовье зверей».

-Итоговая игра:

-Драматизация сказки «Зимовье зверей».

 

Декабрь

1-2

Буратино «Трудно птицам зимовать, птицам надо помогать?»

Тема недели Зимующие птицы

-Отмечаем погоду в летописи

-Изготовление кормушек  - «Лучшая кормушка».

-Разгадывание загадок о зимующих птицах, находим картинки на летописи

-Угадай, чьи следы?

-ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА «Доживем  до  весны»  

-Продуктивная деятельность налепы  «Птицы на кормушке».

-Выкладывание птиц из разных геометрических фигур (математика).

-Вырезывание птиц из бумаги (аппликация  «Птицы на ветке»

-Классификация картинок 

а) птицы зимующие;

б) птицы перелетные.

Буратино недоумевает и просит детей объяснить, почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?

-Игра «Что изменилось»

Воспитатель раскладывает в ряд картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. Ведущий забирает или меняет местами 1 – 2 картинки. Дети и Буратино открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Буратино может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.

Станция «Большой карнавал»

 

3

Новый год в театре «Буратино»

Тема недели Новый год.

-Отмечаем погоду в летописи

-Игра «Передай по кругу»

Дети сидят на ковре в кругу.
Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.
Ребята отгадайте загадку 
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит…(Снежок)
Ребята, я предлагаю вам передать друг другу это снежок, наполняя его зимними словами и, конечно же, своей улыбкой и хорошим настроением!
Дети по кругу передают друг другу снежок, вспоминая зимнее слово (слова записываются в летопись).

-Снежинка - игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.

-

Ребята находят лишнюю картинку и обводят ее. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.

-«Внимание - лабиринт! »

Дети сидят за столами.
Цель: развитие зрительно-моторной координации и памяти детей.

-Ребята, вам надо пройти вместе с новогодним героем по лабиринту к подарку

     

- игра «Найди тень»

Цель игры: научить детей видеть аналогии между разными образами.
Ребята, вот еще одна игра вас ждет. Найдите тень новогоднего героя.

 

-Мультимедийная гимнастика для глаз «На полянке»

Дети сидят на ковре перед экраном.
Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.
На экране с музыкальным сопровождение появляются анимированные объекты, по сказке Буратино  за которыми ребята внимательно следят.

-Учимся оценивать себя на занятии «Украшаем ёлочку снежинками» Белая снежинка (Мне понравилось занятие и у меня все получилось). 
Синяя снежинка (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились). 
Красная снежинка (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось). 

 

4

Новогодняя елка  в театре «Буратино» продолжается

Тема недели Праздник новогодней ёлки.

-Отмечаем погоду в летописи

-Игра «Нарисуй подарок»

Дети рисуют по сказке «Буратино».
Цель: закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.
Ребята рисуют  «сказочный подарок»  сказочному герою.

-Чтение рассказа Н. Петровой "Птичья Ёлка"

-Раскраски на новогоднюю тематику

-Отгадывание загадок по теме (зарисовка в летописи)

Пальчиковая гимнастика «На елке»

Мы на елке веселились,                 Ритмичные хлопки в ладоши.

Мы плясали и резвились.              Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз            «Шагают» средним и указательным

Нам подарки принес.                    пальцами по столу.

Дал большущие пакеты,               «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы:     Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,                  Загибают на обеих руках по одному

Орешки рядом с ними,                           пальчику, начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

-Упражнение  «Чего не стало?»

– Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало

 

Итоговое мероприятие :  новогодний праздник

Январь

Станция «Поезд здоровья»

2

Уроки Артемона «Кто со спортом дружит – никогда не тужит»

Тема недели Зимние каникулы Спорт

-Отмечаем погоду в летописи

-Дидактическая игра «Найди пару»
Детям раздаются картинки, на одних изображен вид спорта или спортсмен, на других спортивный инвентарь. Дети должны найти пару, обосновать свой выбор, назвать вид спорта.

-Разгадывание загадок о спорте  Воспитатель загадывает загадку про вид спорта, дети отгадывают. Называют вид спорта и спортсмена, который занимается этим видом спорта.

-Физминутка в форме игры - пантомимы «Покажи спортсмена»

Воспитатель:. На летописи снежинки, вы берете снежинку  и должны будете показать с помощью пантомимы движения спортсмена, который указан на лепестке.

(пловец, лыжник, каратист, фигурист и т.д.)

-Зарисовки «Как мы занимаемся физкультурой в нашей группе?»

Дети: Утренняя гимнастика, катаемся на лыжах, спортивные и подвижные игры, соревнования, походы и др.

 

3

«Зимушка зима до чего ты хороша». Расскажем Буратино, что мы знаем о зиме.

Тема недели Зима. Зимние забавы, развлечения.

--Отмечаем погоду в летописи

- Нарисовать общую картину зимние забавы.

- Показать детям картинку «Зимние забавы».

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так думаете?

- Кто изображен на картине?

1)  как зовут каждого из изображенных на ней детей и чем они заняты:

- «Аня катает снежный ком — она лепит снеговика.

- Уля едет на санках с горки—ух, как быстро!

- Оля катается на коньках, а Игорь—на лыжах.

Весело зимой!»

-Помоги Буратино «Чего не хватает?»

 

-Помоги Буратино дорисовать снеговика

 

-Продолжи ряд

 

 

 

Станция «Искатели приключений»

 

4

Черепаха Тортила приглашает жаркие страны

Тема недели Животные Севера // Животные жарких стран

--Отмечаем погоду в летописи

- В летописи нарисованы два глобуса
-Предварительная работа найти информацию о  животных жарких и холодных стран

 - «Глобус покрутили, в жарких странах  очутились».

  • Рассматривание картинок с животными жарких стран, игра «Кто что ест?».
  • Продуктивная деятельность: выложить изображение: (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном, которое он создал сегодня. 

-Назови животных по контуру. Найди черепаху Тортилу.

 

-Назови детенышей

 

-Посчитай животных и запиши

 

-Динамическая пауза «У жирафа пятна,пятна»

-«Глобус покрутили, в холодных  странах  очутились»

  • Рассматривание картинок с животными холодных  стран, игра «Кто что ест?».
  • Продуктивная деятельность: выложить изображение: (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном, которое он создал сегодня. 

-Соедини с тенью

 

-Назови животных, которые спрятались за горой

 

- Как олень помогает людям живущим на Севере

 

-Кто чем защищается?

 

-Итоговое мероприятие : КВН «Животные севера и жарких стран».

 

февраль
 

1

В магазин за покупками с котом Базилио и лисой Алисой.

Тема недели Одежда. Обувь. Головные уборы.

--Отмечаем погоду в летописи

-Игра разложи по полочкам. Верхняя полочка-одежда.

Средняя полочка-головные уборы

Нижняя полочка - обувь.

-На листе наклеены ткани, нужно Алисе подобрать ткань, которая не промокнет во время дождя.

-Базилио раскрасить головной убор.

-Какую одежду ты наденешь, когда на улице холодная погода?

-Одежда будущего: моделируем, фантазируем, изобретаем.

Конструирование из бумаги. Тема. «Я – модельер

Цель. Учить составлять изображение человека: развивать чувство композиции, цвета, умение вырезать по контуру силуэт человека, сложенный пополам. Обводить силуэт на цветной бумаге, вырезать, создавая одежду и украшая её деталями. Развивать умение у детей находить место в своей работе при наклеивании фигур на общий лист подбирать хорошо сочетающий по цвету. Развивать творческие способности, фантазию, мышление.

 

2

В гостях у папы Карло

Тема недели Дом. Мебель. Электроприборы

--Отмечаем погоду в летописи.

-Рассматривание иллюстрации  «Приключение Буратино», какая мебель была у папы Карло в каморке. Поможем папе Карло обустроить  современный дом.

-« Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришёл?», разучивание фрагмента» 

-Экскурсии по детскому саду (кухня, прачечная, экскурсия в магазин «Бытовые приборы».

-Посещение музея «Предметы прошлых лет»

-И/у по математике «Сосчитай предметы мебели», «Раньше – позже» (временные представления), «Справа – слева» (ориентировка в пространстве), «На что похоже?» (геометрические фигуры), «Решаем примеры» (работа со знаками).

-Использование обводок и штриховок, шаблонов и трафаретов мебели.

- «Комната для папы Карло » — выкладывание из палочек «жилой комнаты» (свободное творчество).

-«Волшебные жгутики» — выкладывание «жилой комнаты» пластилиновыми жгутиками.

-«Вижу руками» — определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья).

-«Маленький художник» — рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.

Станция «Город развлечений»

 

3-4

Поздравляем с Буратино  наших пап с днем защитника Отечества

Тема недели День Защитника Отечества.

Военные профессии

---Отмечаем погоду в летописи.

-Предварительная работа: найти  пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.

- «Как узнать в каких войсках служит солдат?» (отличительные знаки).

- - Круглый стол  с родителями «Как я в армии служил» (рассказы пап).

- «Что должен есть настоящий мужчина»-расширять представление о правильном  питании.

- Загадывание загадок о военных профессиях.

Цель: формировать условие для развития интереса к военной тематике.

-Дидактические игры:

-- «Что нужно моряку, пограничнику, летчику» (подбери картинку),

- «Чья военная форма?».

- « Кому, какой головной убор принадлежит?».

-ТРИЗ-игра «Если бы я был… богатырём»;

- «Собери богатыря в путь – дорогу…».

-Раскрашивание военной техники

-Итоговое мероприятие: посвященный 23 февраля

Март

1

Поздравление для Мальвины и наших любимых мам.

«При солнышке тепло, при матушке добро»

Тема недели Мамин праздник. Женские профессии

---Отмечаем погоду в летописи.
-Предварительная работа Традиции в нашей семье

Цель: помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение

- Д/игра « Составь семью»

Цель: закрепить знания о членах семьи

- Рисование «Моя мама…» (профессии мам) Цель: закрепить знания детей

-Чтение Ненецкая сказка «Кукушка»

-Аппликация « Цветы для мамы.»

Цель: воспитывать желание порадовать маму

-Итоговое мероприятие посвященное  8 марта

Станция «Умники и умницы»

 

2

В гостях у Дуремара

Тема недели Весна (начало)

----Отмечаем погоду в летописи.

-Беседа: Кто такой Дуремар в сказке? (продавец пиявок) Что любил ловить Дуремар? Когда просыпаются насекомые? (весной). Дуремар приготовил нам задания.

-Рассортируй картинки по колонкам

 

-Назови весенние месяца

 

-Признаки весны

-

-Ц/а «Цветная фантазия» Составление картины «Весна» из геометрических фигур. (аппликация)

3

Буратино собирается в школу.

Тема недели Школа. Школьные принадлежности

----Отмечаем погоду в летописи.

-Беседа по сказке: Куда собрался Буратино? Что купил ему папа Карло? Пошел ли Буратино в школу? Что надо Буратино для школы?

 

-Экскурсия в школу «Путешествие в страну Знаний» Задачи: Расширять представления об учебных заведениях. Познакомить с основными помещениями школы. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Воспитывать вежливость. Показать общественную значимость труда учителя. Прививать чувство благодарности к учителям за их труд.

-Помоги Буратино найти предметы.

-

-Что возьмет Буратино в школу?

 

 

-Итоговое мероприятие: Игра «Умники и умницы»

 

Станция «Ключ к успеху»

 

4

Почему  Пьеро плачет?

Тема недели Человек

-Предварительная работа: Составление режима выходного дня

-- Какое настроение у Пьеро? Как вы узнали? Как вы думайте, почему Пьеро плачет? От чего Пьеро может еще плакать? (что - то болит).

-Помоги Пьеро определить какое  настроение у детей?

 

-Обведи раскрась

 

 

-Светофор здоровья. Расскажем Пьеро какие продукты полезно есть? Обведи красным-вредные продукты, зеленым-полезные продукты.

 

 

5

Карабас Барабас ищет Буратино.

Тема недели Транспорт. Правила дорожного движения.

-Придумывание своей сказки  «Как Карабас Барабас подружились с Буратино».

-Беседа: Карабас Барабас пытается найти Буратино, но не знает на каком транспорте  ему отправится.

-« Виды транспорта»

-Так какие бывают виды транспорта?

- Бывает воздушный вид транспорта.

- Бывает водный вид транспорта.

- Бывает наземный вид транспорта.

- Бывает железнодорожный вид транспорта.

- Детали автомобиля.

- Какие детали есть у автомобиля: кабина, кузов, колесо, бензобак, фары, сиденья, руль …(нарисуй)

-Помоги Карабасу Барабасу  найти дорогу к Буратино. (повторить правила дорожного движения)

-Дидактическая игра «Зелёный, жёлтый, красный».

на зелёный сигнал – ходьба на месте,

на жёлтый – остановиться,

на красный – присесть.

-Итоговое мероприятие: Театрализованное представление по ПДД «Буратино идет в школу»

 

Буратино в гостях в Черемхово «Покажи и расскажи»

 

Наш город. Моя улица

Отмечаем погоду в летописи

Работа детей в летописи:

-Д/и «Найди свой дом».

Цель: сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Черемхово; развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких; развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство; воспитывать у детей интерес к родному

городу.

Ход: Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

-Д/и «Пройдемся по улицам города».

Цель: учить ориентироваться по карте города. Закреплять знания о названиях улиц города.

Материал: Фотографии. Карта города.

Итоговое мероприятие фотоколлаж «Мой любимый город»
 

 

Буратино в космосе

День космонавтики

Отмечаем погоду в летописи

Работа детей в летописи:

-Скафандр будущего;

- " Угадай по тени" (космическая техника).

Итоговое мероприятие: Клубный час «Если захотеть, можно в космос полететь»

 

 

Уроки Мальвины
 

Весна (середина)

Отмечаем погоду в летописи

Работа детей в летописи:

-Изготовление газеты «Весна» (приметы)

-Собери пазл и приклей в летопись

 

-Разложи по временам

 

Итоговое мероприятие: Весенние новости

(видеорепортажи )

 

 

Орудия труда, инструменты. Сельско-хозяйственные работы

Отмечаем погоду в летописи

Работа детей в летописи:

-Кому, что нужно для работы

 

 

Итоговое мероприятие:

 


 

День Победы проект «Как стать героем?»

Отмечаем погоду в летописи

Работа детей в летописи:

 

Итоговое мероприятие: Праздник ко дню Победы

 

 

Цветы. Насекомые

Отмечаем погоду в летописи

Работа детей в летописи:

-Дорисуй картинки;

-Игра «Кто лишний»

Итоговое мероприятие: Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

 

В каморке у Папы Карло

Здравствуй, лето! Виды спорта, спортивные развлечения, отдых

Отмечаем погоду в летописи

Работа детей в летописи:

(дети подбирают ключ к двери, их ждет приглашение на выпускной бал)

Итоговое мероприятие: Выпускной бал

 

4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на:

  • создание условий развитии ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  • Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

 речевое развитие;

 познавательное развитие;

  социально-коммуникативное развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.     

Программа определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2009.

Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М., 2011.

Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 2011.

Никитин Б.П. Ступени творчества, или развивающие игры. - М.: Просвещение, 2008

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / М.: Просвещение, 2010.

Эльконин Д.Б., Учебная деятельность - ее структура и формирование http://obr.1c.ru/fizika_sed/school_ro/elkonin_yd.doc( 20.05.2014)

Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2010.

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Аманжулова Ирина Юрьевна 24.03.2020 в 19:04

Наталья Владимировна, познакомилась с вашей публикацией игрой "Буратино в поисках знаний". На основе игры создана подробная и интересная программа, которая дает возможность поэтапно изучить ход игры и дан прогноз результативности. Очень важно, что дети получают речевое, физическое и др. развитие. Такую разработку, где и программа и игра в одном документе, встретила впервые, понравилась и беру на заметку для себя. Спасибо, за огромный и методический материал, который будет полезен не только для воспитателей, но учащихся 1 классов.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!