Программное содержание:
Методические приемы: беседа о березе: ее разновидностях, применении в народном хозяйстве, медицине, декоративно – прикладном искусстве.
Чтение ребенком стихотворения С.Есенина "Белая береза", показ иллюстраций с изображением березы в разное время года, чтение стихотворения А.Фета "Печальная береза у моего окна".
Показ последовательности рисования березы, способа смешивания белой и черной красок для получения серой.
Выполнение работ детьми, анализ детских рисунков, знакомство с пословицей.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением берез в разное время года, образец рисования, береста, изделия, выполненные из бересты: туесок, кружка, бочонок.
Раздаточный материал: голубая тонированная бумага формата А4, акварельные краски, кисточки, подставки.
Предварительная работа: разучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза", беседы о лесе, лиственных деревьях; наблюдение за березой во время прогулок, разучивание хороводной игры "Во поле береза стояла".
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. О каком она дереве?
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
К низу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Дети: Эта загадка о березе.
Воспитатель: А о каком дереве в зимнее время эта загадка?
Русская красавица
Стоит на поляне
В белой кофточке,
В белом сарафане.
Дети Эта загадка тоже о березе.
Воспитатель: Дети, вы всей группой разучивали стихотворение С.Есенина "Белая береза". Кто из вас желает его прочитать?
Чтение стихотворения ребенком.
Воспитатель: Нет на свете другого дерева белого, как летнее облачко в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Какой русский человек не любит красавицу березу? Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады – дает тень.
В старину у славян (так называли россиян) год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его березой. На Руси 11 апреля выходили в леса, где плели венки из свежих березовых веток, пили березовый сок. Береза – один из главных образов народного творчества. Ее воспевали и воспевают поэты, музыканты, живописцы.
Существует 100 видов берез, есть даже карликовая. Как вы думаете, какую пользу приносит это дерево? Ответы детей.
Все части березы используются в хозяйстве: древесина, кора, береста (поверхностный слой коры). Береста используется в народных промыслах для изготовления корзинок, лукошек, туесков. (Показ изделий).
Из коры производят деготь. Он используется в парфюмерии. В медицине как противоспалительное средство. Настои из березовых почек, как мочегонное средство. Древесина используется для изготовления фанеры, лыж, мелких резиновых игрушек. Используются даже ветки. Из них делают березовые веники, чтобы париться в бане, изгонять из тела болезни. Березовый сок , собранный в апреле, очищает кровь. Используется береза для создания полезащитных полос (защищает от ветра), а также в декоративном садоводстве.
Береза украшает в любое время года всякий сельский вид. Посмотрите на эту картинку, на ней изображена зимняя береза. Невольно вспоминаешь стихотворение А.Фета (чтение стихотворения).
Посмотрите, как красиво, красочно выглядят березы, освященные солнцем. Солнце, как будто, играет на каждой ветке, делая их еще стройнее и величавее.
Давайте рассмотрим образец:
На коре есть черные крапинки. Рисовать будем последовательно по моему показу. Солнце, которое изображено у каждого из вас на бумаге, будет освещать вашу березу.
Сейчас встанем и вспомним знакомую пальчиковую гимнастику.
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
Сейчас начнем рисовать. Набираем на кисть белую краску, проводим сверху вниз посередине листа линию, слегка расширяющуюся книзу, очерчиваем линию земли. Далее с середины ствола рисуем поочередно сверху вниз полукруглые веточки. Кончиком кисти к основным веткам добавляем более тонкие веточки. Все веточки тянутся вниз.
Даем краске немного подсохнуть. Набираем после промывки черную краску и прорисовываем поперечные полоски. Выполнение работ детьми.
Ребята, встанем, немного отдохнем. Стишок сам подскажет, какие движения вам нужно выполнять.
Вот стоят березы, (руки вверх).
Распустили косы. (руки в стороны).
Ветер ветками играет, (плавные покачивания поднятыми вверх руками).
Стволы березок нагибает. (наклоны вперед – вниз).
Наигравшись вволю, улетает в поле. (плавные покачивания рук перед грудью).
Анализ детских рисунков.
Воспитатель: Деревья нельзя ломать, гнуть, рубить. Есть такая пословица "Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади!".
Завершение занятия.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.