
Консультация
«Теоретические основы наблюдения
как ведущего наглядного метода
в экологическом
воспитании старших дошкольников»
Подготовила воспитатель
Родина Марина Павловна
( 1 слайд)
Титульный лист.
МАДОУ «детский сакд комбинированного вида № 49»
«Теоретические основы наблюдения
как ведущего наглядного метода в экологическом воспитании старших дошкольников»
(2 слайд)
«Теоретические основы наблюдения
как ведущего наглядного метода в экологическом воспитании старших дошкольников»
Актуальность:
В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы.
Актуальность: Наблюдение – это основной метод ознакомления дошкольников с природой. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому любое наблюдение требует от детей внимания и сосредоточенности. Данная тема актуальна, т.к. наблюдение, в высшем своем проявлении – это деятельность самостоятельно организуемая самими наблюдателем. Но умение организовать наблюдение опирается на достаточно обширную систему знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
.
(3 слайд)
Ведущие отечественные психологи и педагоги такие как Людмила Дмитриевна Бобылева, Сергей Леонидович Рубинштейн и другие рассматривают наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе этого происходит развитие мыслительной деятельности детей.. Также они отмечают важность вопроса о содержании наблюдений – что могут и должны видеть дети, какие особенности объектов природы замечать.
Можно выделить пять организационно - методических форм проведения наблюдений:
(4 слайд)
Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, т.к. в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний
— установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:
А для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей:
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
(5 слайд)
. Чтобы наблюдение стало средством формирования верных представлений и служило средством эстетического воспитания детей, воспитателю самому важно знать, что и как наблюдать, на что следует обратить внимание детей. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
Наблюдения можно разделить на три вида.
1. Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом
формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение
к объектам природы.
(6 слайд)
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений (отражены на слайде)
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
З. В наблюдениях следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
(7 слайд)
Фотографии Дети в уголке природы
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает у него интерес, он задаёт массу вопросов. Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, а также и связи, и отношения предметов, и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение ко всему окружающему.
Организация наблюдений в уголке природы
В каждой группе желательно оформить уголки природы, которые содержат многообразие коллекций, макетов, природного материала, большое разнообразие книг, картин, игрушек и игр природоведческого содержания, оборудование для труда, комнатные цветы.
Уголок природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.
Во-первых, постоянное присутствие растений и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
(8 слайд) - фотографии Календари природы
Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.
(9 слайд) ФОТО «Календарь наблюдений»
Хочу обратить ваше внимание на календари наблюдений. Календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения . Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, является важным эколого-педагогический процессом, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.
В чем же ценность такого моделирования?
1.Календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе;
2. Аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.
(10 слайд) - фотографии Наблюдение в природе
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности. Приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
(11 слайд)
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании разнообразных видов наблюдений в природе мы добьёмся сформированности определенных экологических знаний при соблюдении следующих условий
- при создании эколого-развивающей среды в ДОО;
- при проведении разнообразных экскурсий, прогулок, занятий;
- при использовании разнообразных методов и приемов обучения.
при условии использования наблюдений за природой в рамках ДОО и за его пределами.
В конце своего выступления я хочу отметить, что применяя метод наблюдения. мы формируем у детей ответственное отношение к природе через взаимодействие человека и окружающей среды.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!