Регистрация

«Словари, энциклопедии, справочники. Вчера и сегодня»

  • 20 октября 2021

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в начальной школе»


Библиотечный урок

«Энциклопедии, словари, справочники. Вчера и сегодня»

Цели и задачи:

1. Познакомить школьников со справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками (бумажными и электронными).

2. Познакомить со структурой справочных изданий — алфавитным и предметным указателями, указателем имён, понятий и терминов.

3. Научить пользоваться справочной литературой, самостоятельно находить в энциклопедиях, словарях, справочниках нужную информацию.

Форма проведения. Библиотечный урок с использованием презентации.

Игра-поиск «Попробуй найди!», блиц – опрос.

Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники» (бумажные издания и электронные диски).

Оборудование: телевизор, карточки с заданиями.

Ход урока.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычный библиотечный урок, а урок - знакомство со справочной литературой. Послушайте стихотворение:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Библиотекарь: Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них мы и начнём наше знакомство.

«Словари»

Библиотекарь:   Что же такое словарь? Словарь - это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык». Словари появились очень давно. Самые первые словари назывались азбуковниками.

  Азбуковник - рукописный сборник статей нравоучительного, учебного и энциклопедического содержания на Руси. Предшественниками современных словарей сначала были рукописные, то есть их писали от руки, а затем печатные словари. Очень ценным считается «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля ( показать). Над ним автор трудился около 50 лет. Также не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова ( показать) и Сергея Ивановича Ожегова (показать). В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

Многим из вас, наверное, знакомы такие словари, как «Картинный словарь русского языка» (показать), «Толковый школьный словарь» (показать), «Орфографический словарь» (показать).

Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот словарь.  

 Библиотекарь:  - О каком словаре идёт речь в этом стихотворении? (Орфографический словарь, показать)

- Для чего нужен орфографический словарь? (Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение).

- Как расположены слова в словарях? Правильно, по алфавиту. Повторим вместе со мной следующие слова, правильно расставив ударения.

Каталог, Квартал, Договор. Звонит, Поняла.

 Библиотекарь:   1 задание. Расставьте данные слова в алфавитном порядке. (На магнитной доске эти слова разделены на 4 группы, расположены в алфавитном порядке и закрыты. После выполнения задания команды по очереди зачитывают слова, расставленные ими в алфавитном порядке. Ведущая открывает эти слова и проверяют, правильно ли выполнено задание).

Автор;

библиотека

герой

книга

лимон

муравей

оборона

парта

родина

страна

форма

шоколад

Библиотекарь: Молодцы! С заданием справились. Поздравляю!

2 задание. В текст надо вставить пропущенные буквы.

- Какой словарь вам поможет в случае затруднения? (Орфографический словарь) Участвуют 4 команды. Каждая команда получает одинаковый текст и орфографический словарь. Команды готовы? Начали! (команда, выполнившая задание, отдаёт свой листочек ведущей)

«ПРОПУЩЕННАЯ БУКВА»

Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нуло ле…ком.

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Внимание на экран. (Ведущая читает текст по одному слову и спрашивает ребят, какую букву надо было вставить. Буква выделена жирным шрифтом. Ведущая оценивает правильность выполнения задания командами: варианты — 1,2,4 команды вставили букву з и это правильно, 3 команда — ошиблась, вставила букву с. Нужно было посмотреть в словаре; все команды справились с заданием)

Мороз запушил деревья снежком, а пруд затянуло ледком.

Библиотекарь: Молодцы! Если вам нужно проверить, как правильно написать какое-либо слово, к какому словарю вы обратитесь? (К орфографическому словарю)

 Сейчас я вам загадаю загадку. Догадайтесь, о каком словаре пойдёт речь. Слушайте внимательно.

По улице не ходит,

в окно не глядит,

никого не спрашивает,

но всё знает.

Кто его открывает,

тот всё понимает.

Библиотекарь: - О каком словаре идёт речь? (Толковый словарь. Если дети не ответят, показать толковый словарь, назвать его)

Библиотекарь. Правильно! Это толковый словарь, с помощью его можно узнать, что означает то или иное слово. (Показать «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толковый словарь» С.И.Ожегова).

Вы скажете, зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Правильно, значения многих слов родного языка мы знаем. Например, слово идти. Как объяснить его значение? (Ответы детей). Если дети затрудняются с ответом, ведущая открывает толковый словарь, находит это слово и зачитывает его) Слово идти означает — двигаться. Помните, что в русском языке одно слово может иметь несколько значений. Напрмер: слово — коса. Открываем толковый словарь, читаем: (ведущая зачитывает значения слова — коса).

Библиотекарь: Попробуйте в толковом словаре сами найти значения слов. Каждая команда получает одно слово (ведущая раздаёт толковые словари и листочки с заданием командам)

3 Задание. Найдите слова в словаре и зачитайте их значение:

- дорога;

- стол;

- дом

- школа

Каждая команда находит слово, которое ей досталось и зачитывает вслух его толкование в словаре.

Библиотекарь:  Для чего же нужны толковые словари? (Толковый словарь нужен для того, чтобы понять, что означает то или иное слово).

Послушайте ещё одну загадку и скажите, о каком словаре дальше пойдёт речь.

Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять
Прямо так употреблять.

Библиотекарь:   Верно. Это фразеологический словарь. (Показать).

- Что такое фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Чтобы понять,что такое фразеологизмы, поиграем в загадки и отгадки:

«На загадку дай отгадку».

   Библиотекарь: Я вам буду читать зашифрованные фразеологизмы, ваша задача угадать, что за слово спряталось в этом предложении. Слушайте внимательно. Торопиться здесь не надо, надо подумать, а потом отвечать. Готовы? Начнём.

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

  2. Наверняка вы слышали выражения: уши вянут, ушами хлопает, уши развесили.

  3. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)

  4. Вам знакомы такие выражения? Повесить нос; ходит, задрав нос; всюду суёт свой нос.

  5. Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)

Например, часто можно услышать такое выражение: «Что я тебя за язык тянуть должен» или «Держи язык за зубами». Всё это и есть фразеологические выражения.

Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие– либо качества, черты характера в сравнении с животными.

Например, говорят, труслив как заяц.

  Библиотекарь:   Попробуйте и вы составить фразеологические выражения. Каждая команда получит листок, на котором написаны части фразеологических сочетаний. Задача команд стрелочками правильно соединить части фразеологических выражений. Вспомните выражение «Труслив как заяц"

Болтлив как …
Надут как …
Изворотлив как …
Здоров как …
Упрям как …
Нем как …
Работает как

сорока
индюк
уж
бык
осел
рыба
лошадь

  Библиотекарь:  Так что такое фразеологические сочетания?Это устойчивое сочетание слов, используемое для называния. отдельных предметов, признаков, действий.

Молодцы! С фразеологизмами немного познакомились, практические задания выполнили. Последний словарь, с которым я хочу вас познакомить — словарь синонимов.

- Что такое синонимы ? Синонимы - это слова-приятели, имеющие одинаковый смысл, но разные по написанию. Например, тропинка, дорожка, Чтобы понять, что такое синонимы, предлагаю игру:

«Скажи по - другому»

Библиотекарь:    Я вам буду называть слово, а вы должны сказать мне слово близкое ему по значению. Готовы попробовать? Приготовились. Начнём. Отвечать можно хором. (Задание общее для всех команд)

Домздание

Метель,вьюга

Родина, отечество

Холод, мороз

Дети, ребята

Забава, развлечение

Друг, товарищ

Враг, противник, неприятель, недруг

Задира, забияка, драчун

Праздник, торжество,

Лентяй, лодырь, ленивец

Волшебник, колдун, маг,чародей

Библиотекарь:    Молодцы! Отлично справились с заданиями и познакомились с разными видами словарей. Теперь настала очередь - «Энциклопедиям» .

- Какие энциклопедии вы можете назвать? (На слайде – подсказка). Молодцы!

- Что же такое энциклопедия? Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний. Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всём. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления. В фонде нашей библиотеки тоже есть разные энциклопедии. Это многотомные издания «Аванта+», Большая Российская энциклопедия (показать).

  Библиотекарь:  - Как же устроены энциклопедии? Как искать в них информацию?

1. Можно прочитать предисловие, которое расскажет, как работать с энциклопедией. (показать)

2. Можно посмотреть указатели: алфавитно - предметный, хронологический, персональный, географических названий. (показать каждый)

Эти и другие указатели чаще всего находятся на последних страницах энциклопедий. С их помощью гораздо легче и быстрее найти нужную информацию.

Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, для детей это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия». (показать)

Как же работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать нужную энциклопедию. Например, вопрос звучит так:

- Когда и где жил древний учёный - математик Пифагор?

- Какой том энциклопедии нам понадобится? Верно. Математика.

   Библиотекарь: Возьмём энциклопедию и откроем указатель имён. По алфавиту отыщем нужное нам имя – Пифагор. Рядом с именем учёного мы увидим номера страниц, на которых содержится более подробная информация о нём.

А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия.

Чья команда первой выполнит задание, поднимает руку. Ведущая раздаёт командам по три энциклопедии серии «Я познаю мир».

Задания:

1. Что означает слово «Динозавр»?

2. Какая рыба самая большая?

3. Что собой представляют пеликаны?

4. Какую роль играет хобот у слона?

(Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся).

Библиотекарь:    Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали, и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиями. Но не забывайте, что есть ещё и электронные энциклопедии.

Электронные справочники, энциклопедии.

Те из вас, у кого есть дома компьютер, наверное, это знают. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим «Энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей» «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию. Познакомимся с ними поближе. Внимание на экран. (открываем Яндекс, набираем в поисковой строке «Энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей». Нажимаем на лупу, открывается страничка сайта. Всё внимание на экран. В нашей библиотеке тоже есть такие диски (Показать). Также на сайте МБУК «ЦБС» о. Муром тоже есть электронный каталог, который поможет вам найти нужную вам книгу, он подскажет есть ли эта книга в фонде нашей библиотеки или в других библиотеках города.

    Библиотекарь:  Остался ещё один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник.

- Что же собой представляет - справочник?

Справочник - это издания, содержащие краткие сведения о науке, технике, производстве и человеческой деятельности Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах. (Показать)

Что необходимо знать, чтобы воспользоваться справочной литературой?

   Библиотекарь:  Верно: ключевое слово или тему.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Проведём:

«Блиц-вопрос»

Что значит блиц-вопрос? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!

1. Какими были первые словари? (Рукописные).

2. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (Владимир Иванович Даль)

3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

4. Каких авторов толковых словарей вы знаете, кроме Даля? (С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков).

5. Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний? (Энциклопедия).

6. Что поможет найти нужную информацию в энциклопедиях? (Указатели: алфавитно-предметный, именной, тематический)

7. Где они расположены? ( В конце книги)

Библиотекарь: Молодцы! Правильно. Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся.

- Поднимите руки, у кого дома есть энциклопедии, словари, справочники? Очень хорошо, но абсолютно всё иметь дома невозможно. Для этого и существуют библиотеки. Наша библиотека всегда к вашим услугам. Приходите, спрашивайте, читайте.

Библиотекарь: Хочу закончить наш урок словами писателя Льва Кассиля: «Спрашивайте, ищите интересующие вас слова. Ставьте вопросы как паруса и пусть эти книги будут вашими кораблями в безбрежном океане знаний».

Спасибо за внимание.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!