Регистрация

Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка»

  • 15 января 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка» разработана для детей с задержкой психического развития и детей «группы риска» на основе Закона РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273 - ФЗ), федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (2013). 

Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка, вызванный различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Данные особенности детей с задержкой психического развития вызывают трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. 

Любой ребенок, согласно Конвенции по правам ребенка (ст.2), (ст.23), должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Получая образование в условиях коррекционных классов, дети с отклонениями в развитии сталкиваются с разнообразными проблемами – от трудностей в учении до личностных проблем – решить которые им должна помочь система коррекционно-развивающей работы.

Поэтому данная программа разработана «в целях оказания помощи детям, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ [1, ст. 42] с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам учебных дисциплин и представлена в качестве рабочей, поскольку содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Реализация данной программы обеспечит выполнение общей цели коррекционно – развивающей работы: содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место курса комплексного развития младшего школьника в структуре учебного плана, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые результаты освоения программы комплексного развития.

Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка» в начальной школе предполагает введение в структуру учебного плана коррекционно-развивающих занятий, направленных на более успешное продвижение в общем развитии отдельных обучающихся, коррекцию недостатков их психического развития, а также ликвидацию имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях. 

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающую работу по данной программе на индивидуальных и групповых занятиях необходимо строить с учетом дефектов обучающихся, возможностей компенсации этих дефектов и предполагает содействие социальной абилитации и реабилитации этих детей.

В структуре учебного планашколы третья часть имеет коррекционную направленность, в которой предусмотрено распределение часов на индивидуальные и групповые коррекционные занятия за пределами максимальной нагрузки учащихся.

Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка» реализуется через общеинтеллектуальное направление в форме индивидуально-ориентированных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и «группы риска» [2, р.3 п.19.8].

Содержание занятий направлено науспешное продвижение в общем развитии отдельных учащихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидацию имеющихся или предупреждению возможных пробелов в знаниях по предметным областям (филология, математика и информатика,обществознание и естествознание).

Данные часы обеспечат учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, так как развитие познавательной деятельности, профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию, определяют условия, наиболее благоприятствующие правильному формированию личности младшего школьника.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия программы комплексного развития младшего школьника «Растишка» организуются в классах начального обучения (1-4) и оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.

На занятия в каждом классе отводится 5 недельных часов. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся вне сетки обязательных учебных часов (после уроков по утвержденному графику) и входят в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 20 минут, так как занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 – 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Общий объем часов, отводимых на реализацию программы комплексного развития младшего школьника «Растишка» в начальной школе составляет 675 часов: 1 класс – 165 часов (33 учебные недели), 2-4 классы – 510 часов (по 170 часов – 34 учебные недели).

Основное содержание программы «Растишка» представлено крупными блоками. Такое построение программы позволит учителю самостоятельно проектировать тематику и содержание коррекционных занятий, основываясь на выявленном запасе знаний обучащихся, их представлений, умений и навыков, пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам, распределять разными способами корригирующий материал и время для его изучения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по комплексной программе развития младшего школьника «Растишка» проводит основной учитель класса, узкие специалисты (психолог, дефектолог, логопед). Главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам.

Продолжительность и частота занятий определяется потребностями ребенка в коррекционно-развивающей помощи, причем количество коррекционных занятий не может быть больше, чем 3 академических часа в неделю, при условии наличия заключения комиссии ОПМПК и рекомендаций педагогической поддержки обучающегося.

Программа комплексного развития младшего школьника «Растишка»

Автор: Адамбаева Людмила Анатольевна, учитель высшей категории МКОУ Школа № 5, МО г. Ирбит Свердловской области. Педагогический стаж 25 лет.

4.4 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 40)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (19)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна 15.01.2014 в 19:35

Уважаемая Людмила Анатольевна. Программа у вас составлена в соответствии с требованиями стандарта. Но очень слабое визуальное сопровождение. Спасибо за работу. Удачи!

Адамбаева Людмила Анатольевна 16.01.2014 в 07:22

Доброе утро, Олеся Викторовна. Данная программа в реализации только с 1 сентября 2014 года. Особые результаты - это каждодневный труд педагога в помощи детям с ОВЗ или "группы риска". Учту Вашу рекомендацию.

Елена 16.01.2014 в 10:41

Уважаемая Людмила Анатольевна, мне понравилась ваша работа, по структуре программы учитель самостоятельно может проектировать тематику и содержание коррекционных занятий, основываясь на выявленном запасе знаний обучающихся, что даёт большие возможности в работе. Спасибо за опыт, 5.

Ануфриева Ирина Викторовна 16.01.2014 в 15:40

Уважаемая Людмила Анатольевна, ознакомилась с вашей программой. Для чего у вас основное содержание программы представлено крупными блоками? Я поняла, что «такое построение программы позволит учителю самостоятельно проектировать тематику и содержание коррекционных занятий, основываясь на выявленном запасе знаний обучающихся, их представлений, умений и навыков, пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам…» и т.п. Ну, я не понимаю Программы, где нет системы мероприятий (учебно-тематического плана). То есть каждый (учитель, специалисты) на основе вашей программы, пишет свою программу? Спасибо за участие в конкурсе.

16.01.2014 в 20:08

Добрый вечер, Ирина Викторовна. Программа "Растишка" - это рабочая программа школы, которая позволяет вести коррекционные занятия с учащимися. На основе содержательной части Программы каждый учитель составляет только тематическое планирование, причем на 1 месяц (подробно представлено в программе). Такое планирование образовательного процесса по данному направлению позволяет систематически отслеживать проблемы у обучающихся в освоении программного материала по учебным предметам и проектировать коррекционную деятельность, основываясь на индивидуальных особенностях детей. Работаем по данной программе 5-ый месяц, есть положительные результаты. Педагоги осознанно подходят к персонификации образовательного процесса. Спасибо за интерес к работе.

Ануфриева Ирина Викторовна 16.01.2014 в 21:00

Спасибо, Людмила Анатольевна, за разъяснения. Это практикуется в ОУ, или это ваша идея? Я с такой формой встречаюсь первый раз... Интересно, необычно, стоит заинтересоваться.

Адамбаева Людмила Анатольевна 17.01.2014 в 07:44

Доброе утро, Ирина Викторовна. Коррекционные занятия проводились у нас всегда, но под них был документ. позволяющий оплачивать эти часы педагогам. А в настоящее время многие документы утратили силу, а новых нет. Выход был один - написать программу, то есть обосновать финансирование данных часов. Программа "Растишка" - необходимость школы, авторство - мое. Получился документ, который работает.

Геннадий 17.01.2014 в 16:59

Людмила Анатольевна, интересная идея! Спасибо за авторскую программу, есть над чем поразмыслить. Удачи в конкурсе.

Олеся Соколова 27.01.2014 в 15:50

Уважаемая Людмила Анатольевна. Ознакомилась с вашей программой. Соглашусь с Ириной Викторовной, что такую форму программы вижу впервые. Рада,что есть положительные результаты! Удачи в конкурсе.

Светлана 27.01.2014 в 17:21

Людмила Анатольевна, спасибо за необычную и интересную программу. Удачи в конкурсе!

Адамбаева Людмила Анатольевна 28.01.2014 в 16:50

Спасибо, коллеги. Я думаю, что для педагогов данная программа может стать отправной точкой для разработки индивидуальных программ для детей с ОВЗ, "группой риска" или с особыми образовательными потребностями. Спасибо за комментарий.

Цырен-Жаб Доржиевна 24.02.2014 в 08:55

Уважаемая Людмила Анатольевна, спасибо за материал! Программа у вас масштабная," под стандарт". Удачи вам!

Адамбаева Людмила Анатольевна 24.02.2014 в 18:43

Добрый вечер, Цырен-Жаб Доржиевна. Спасибо Вам за позитивную оценку материала. Я думаю, что данная программа принесет пользу не только педколлективу нашего ОУ, но и другим педагогам.

Ольга Николаевна 06.03.2014 в 18:01

Уважаемая Людмила Анатольевна. Ознакомилась с вашей программой, такую форму программы вижу впервые. Интересные идеи. Сочетание нескольких образовательных областей. Однако, для меня, как педагога, остался загадкой учебно-тематический план! Я думаю, Вам стоит разработать учебный план и тогда каждый педагог сможет воспользоваться вашей программой. Поздравляю с выходом в финал!Удачи в конкурсе!

Адамбаева Людмила Анатольевна 10.03.2014 в 13:49

Ольга Николаевна, добрый день. По поводу тематического планирования у нас было много споров. Разработать для каждого классса тематическое планирование и вставить его в программу для меня не представляет труда. Но, вопрос в том, что классы с разной учебной подготовкой, учителя с разной профессиональной инициативой и опытом. Поэтому, общим решением с завучем по УВР право разработки тематического планирования (помесячного) оставили за каждым педагогом. Предложенное решение учителя одобрили, проблем с составлением тематического планирования не выявлено. Все работает. Спасибо за интерес к работе.

Ануфриева Ирина Викторовна 10.03.2014 в 14:17

Уважаемая Людмила Анатольевна, от души поздравляю с выходом в финал конкурса и повторюсь: идея вашей программы нова и оригинальна. Думаю, завучи с интересом возьмут на себя смелость апробировать её в ОУ... Удачи Вам!

Олеся Викторовна 12.03.2014 в 21:28

Уважаемая Людмила Анатольевна! Поздравляю со званием лауреата!

Ануфриева Ирина Викторовна 13.03.2014 в 20:21

Уважаемая Людмила Анатольевна, поздравляю со званием Лауреата! Спасибо душевное за Благодарность! Очень хорошо, что вы всегда были "на связи", если можно так выразиться. Мне сначала ваша работа не совсем была понятна. Но Вы всё объяснили мне, позже - многим другим... И ваша работа приобрела для меня свои очертания, индивидуальность и значимость... Профессиональных успехов Вам!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!