Регистрация

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я

  • 26 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я».

Знакомит школьников с буквой «я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Кроме того он решает следующие задачи: развитие фонематического слуха, расширение активного словарного запаса, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативных способностей детей.

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я.

Цель: Познакомить школьников с буквой «я» и её «работой» - обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. 

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я

1. Организационный момент.

Ну, скорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5» !

2. Повторение пройденного материала.

– Ребята, а помните ли вы те буквы русского алфавита, которые мы уже изучили? На какие две группы они делятся?

Игра «Хлоп-топ»: гласный звук – хлопнете в ладоши, если согласный – топнете. (а, л, о, у, м, н, р, э, п, в, к, ы, т, ш, с, и).

– Посмотрите на доску. Прочитайте слова, состоящие из этих букв: Маша, мишка, у, был; Михаил, мишку, звали.

– Составьте предложение из этих слов. Проверим! (У Маши был мишка. Мишку звали Михаил.)

– Знаете ли вы сказки, имена героев которых имеют такие же имена? («Маша и медведь», « Три медведя» и т.д.)

– А знаете ли вы другие сказки?

– Составьте слова из слогов: о, под, си, вик, но. Посмотрите, какой он красивый! Вспомним о том, как нужно собирать грибы? А почему их нужно именно срезать, а не рвать. Как же нужно относиться к природе?

– Знаете ли вы поговорки и пословицы о грибах? (… как грибы после дождя)

– С какой буквы начинается слово гриб? А с какой буквой мы познакомились с вами вчера? (И)

– Перед вами два слова, но без первой буквы. (Мыл, мил). Подскажите в каком слове первый звук должен быть мягким, а в каком – твёрдым? Почему?

__ыл , ___ил.

– Вспомним правило: вижу ы - читаю твёрдо, вижу и – читаю мягко.

3. Знакомство с новой буквой.

– Я загадала ещё два слова. Это мак и мяч. Вот они. Составим их схемы в тетрадях по печатанию.

– Проверьте у меня на доске!

– Под знаками звуков напечатаем соответствующие буквы…..

– Напишем слово мяч: потянем первые два звука вместе [М`А]. Какой звук слышится [А]? Напишем его!!! Прочитайте!!! Что получилось? (МА) Так как же быть? (возможно дети сами скажут, что нужна буква я) А почему Я?

– Потому что [М`] мягкий!!!

– Какое правило можно вывести? (Вижу А читаю твёрдо! Вижу Я читаю мягко!)

– Какая тема будет у нас сегодня на уроке? Но не просто буква Я, а ещё и звук её обозначающий – [А].

– Посмотрите какая буква Я красивая. Сегодня мы поговорим только о строчной букве Я в середине слова, после мягкого согласного. Вспомним слова, в которых встречается звук [А], но обозначается он буквой Я.

Чтение стихов о букве Я.

– Какой звук обозначает буква А? А буква Я?

Хором: «Буква А и буква Я Нам нужны для звука А».

4. Упражнения в чтении.

А) Чтение слогов, слов и предложений по учебнику и по слайдам.

Слайд: Наша няня – Таня. А ваша?

Наша няня – Аня.

Мы – Оля, Толя, Коля, Соня. А вы кто?

А мы – Ася, Уля, Вася, Катя.

– Выделите опасные места. Подчеркните на интерактивной доске.

Б) Инсценирование диалога.

– Кто нарисован в самом низу страницы учебника? (Кошка и мальчик.)

– Что они делают?

– Прочитаем по предложению.

– Чьи это слова: мальчика или кошки?

– Почитаем по ролям.

– Кто уже выучил? Инсценируем. (Выходят на инсценировку 2-3 пары).

5. Подведение итога.

Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Чем сегодня занимались,
В чём с охотой упражнялись?
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?
Молодцы!

Список используемой литературы.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.:Просвещение, 2008г.
  2. Шибаев А.Язык родной, дружи со мной.-Л.,2007г.
  3. И.Д. Агеева Весёлые диктанты. Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам.-М. :Творческий центр, 2009г.
  4. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.-М.: "Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС", 2008г.
  5. В.И. Коваленко Здоровьесберегающие технологии 1-4.-М: "Вако", 2007г.

Автор: Чиркова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов СОШ № 24, г. Салават Республики Башкортостан.

4 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 8)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


27.01.2012 в 18:14

«Какой звук слышится [А]? Напишем его!!!» Интересно, как дети записывают звуки, в квадратных скобках? Или они их всё-таки как-то обозначают? Я работаю по программе «Школа 2100» по букварю Бунеева. Звуки мы не пишем, а обозначаем цветными кружками: красными, синими и зелёными. Очень удобно!
С уважением, Светлана Александровна Крюкова.

Сивухина Елена Васильевна 30.01.2012 в 20:25

Ставлю 5+. Удачи вам и дальнейших творческих разработок.

Ирина Почекаева 01.02.2015 в 17:41

Все хорошо. Творческий урок. Очень близко к логопедическому занятию. Спасибо вам 5.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!