Регистрация

Урок русского языка в 3 классе

  • 28 февраля 2011

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» в 3 классе составлена на основе программы «Школа 2100», учебника Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

Система «Школа-2100» направлена на формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. При этом учебный материал выступает не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств ученика с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей.

Урок составлен на основе технологии деятельностного метода, по типу данный урок является уроком открытия «новых знаний». Все учащиеся включены в учебное исследование, они формулируют цель своей деятельности и план  действий, на каждом этапе урока видят результат своего труда, что влияет на формирование положительного отношения к учебному предмету и стимулирует учащихся на дальнейшую  учебную деятельность.

Урок русского языка в 3 классе

Успешность и результативность в достижении учащимися целей  данного урока оценивается учителем по следующим критериям:

  • результативность выполнения заданий на этапе отработки алгоритма написания двух безударных гласных в корне слова (промежуточная диагностика);
  • умение учащихся соотносить и понимать, что они знали в начале урока и какие знания приобрели на уроке;
  • увлеченность учащихся в получении новых знаний;
  • активность детей на уроке;
  • самооценка учащихся на этапе рефлексии.

Использование на данном уроке ИКТ в форме электронной презентации повышает эффективность урока, создает заинтересованность учеников в изучаемом материале, развивает их творческое воображение и активность, позволяет учащимся провести оперативный самоконтроль знаний.

Разработка урока может быть использована учителями начальных классов, работающими не только по системе «Школа 2100», но по другим образовательным программам.

Урок русского языка в 3 классе

Программа: «Школа 2100», (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной).

Тип урока: открытие нового знания ОНЗ.

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока:

  •  сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;
  •  актуализировать способность учащихся к выработке  способа проверки  двух безударных гласных в корнях слов;
  • -развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Оборудование:

у учащихся: учебник, тетрадь, планшетка, сигнальный веер;

у учителя: карточки с шагами алгоритма написания безударных гласных в корне, с заданием для самостоятельной работы, для рефлексии, электронная презентация.

Ход урока.

1. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

  • Начинаем наш урок русского языка.  Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (Слайд1)

  • Почему  важно хорошо знать свой родной язык?
  • Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  • Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово)
  • Что мы уже знаем о слове? 
  • Какие орфограммы  вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)
  • Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)
  • Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.
  • Обратите, внимание на схеме нет знака вопроса! Вас ждет сюрприз – знак вопроса спрятался уже в знакомой теме, мы откроем сегодня  нечто новое  уже в известных знаниях.
  • Как же мы будем «открывать» новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем,  самим постараться «открыть» новое)
  • А с чего начнем? (С повторения)
  • Возьмите сигнальный веер.
  • Определите  и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень,  улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

  • Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?  Запишите эти буквы.
  • В какой части слова были эти гласные? (В корне)
  • Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расставьте части алгоритма в нужном порядке. (Приложение1-а)
  • Какое время года  сейчас в природе?
  • Прочитайте стихи М. Исаковского об этом времени года (Слайд 2).

Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.

  • Какое из выделенных слов лишнее? Почему?
  • Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Найдите ударный слог в словах.
  • Какое из этих слов сейчас лишнее? Подчеркните его.
  • Какая  орфограмма встретилась в этих словах? В какой части слова?
  • Как проверить безударную гласную в корне слова?
  • Сейчас мы работали со стихотворением об осени.
  • Подберите,  слова-признаки к слову осень по схеме: прил.+ сущ. (Слайды3,4).
  • Золотая осень. Почему так говорят?
  • Запишите это словосочетание на планшетке. Выделите корень в прилагательном золотая.

3. Выявление места и причины затруднения

  • Почему же это слово вы написали по- разному?  (Не знаем способа проверки таких слов)
  • В какой части слова вы встретились  с затруднением в написании? (В корне слова)
  • Какая это орфограмма?
  • Почему  ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)
  • А сколько в этом слове безударных гласных?
  • Попробуйте сформулировать цель  урока.  (Найти способ проверки 2-х  безударных гласных в корнях слов)

Учитель ставит в схему знак вопроса.

  • Какова  тема урока? (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).

4. Построение проекта выхода из затруднения

  • Сделайте звуковой анализ слова золотая  и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.

[залатай’а]

з_л_тая – золото, позолота

  • Что такое позолота? (Слайд 5)
  • Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?
  • Попробуйте, работая в парах,  выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.
  • Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске (Приложение 1 - б). Что нового в построенном вами алгоритме?

5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи

  • Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:

Грибок, холода, весёлый, страна, сторона, варить, сторожить.

  • Какие слова нужно поместить в1-ый столбик? Почему?

Учащиеся  доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.

  • Как же проверить две безударные гласные в корне слова?

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

  • Выполните задание: «Дополни сам» ( Слайды6,7) ( Приложение 2- а)
  • Проверьте свою работу по эталону (Слайд 8)

7. Включение в систему знаний и повторение

  • Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?
  • Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы.

(На ветру трепетали листочки осинки)

  • Разберем это предложение по членам предложения.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?
  • А что оказалось для вас сюрпризом? ( В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать) (Учитель убирает знак вопроса)
  • Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения (Приложение 2 – б) (Слайд9)

Д/З: найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественном тексте

             Автор: Галимова Татьяна Сабировна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МОУ «СОШ № 56», г. Новоуральск Свердловской области. Стаж работы по специальности 29 лет.

Автор: Галимова Татьяна Сабировна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МОУ «СОШ № 56», г. Новоуральск Свердловской области. Стаж работы по специальности 29 лет.

Татьяна Сабировна имеет Почетную грамоту  Министерства Образования РФ 2002 г., Диплом участника финала IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» за 2 место – 2009 г. Она  победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2008 г. Tatiana2

Презентация к уроку

4.2 из 5 звезд
(голосов: 43, сумма баллов: 179)
  • 28 февраля 2011
  • 17988
  • 9

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Анатольевна 19.01.2011 в 19:17

Уважаемая Татьяна Сабировна!Огромное спасибо за Ваш чудесный урок!Очень рада,что мне посчастливилось на нём присутствовать!Желаю дальнейших творческих успехов!!!

Наталья Вячеславовна 20.01.2011 в 20:23

Уважаемая Татьяна Сабировна! Очень понравился Ваш урок своей насыщенностью, любовью к русскому языку, творческим подходом к изложению нового материала, яркой презентацией! Успехов Вам и Вашим ученикам!!!

Светлана 22.01.2011 в 15:55

Уважаемая Татьяна Сабировна! Очень понравился урок, содержательный! Интересно и практически значимо подобран материал к уроку. Четко описана методика проведения каждого этапа урока.

Светлана Александровна 22.01.2011 в 16:15

Радует наличие презентации на уроке, лаконичной, эстетичной, с качественными картинками. Можно было бы поработать над анимацией в презентации и добавить слайд с источниками информации (изображений). Автору спасибо за труд и успехов!

Татьяна Сабировна 22.01.2011 в 18:28

Уважаемая Светлана Александровна! Большое спасибо за оценку урока. Верстала материал в последние дни перед выходом на работу после новогодних каникул, торопилась. Совершенно с вами согласна по поводу анимации. Уроки русского языка провожу с удовольствием, получаю хорошие результаты: дети грамотно пишут и выбирают русский язык любимым предметом. Еще раз спасибо Вам.

Савельева Любовь Владимировна 23.01.2011 в 11:51

Очень профессиональная работа! Я работаю по системе Занкова, но с удовольствием воспользуюсь ею! Браво!

Татьяна Сабировна 23.01.2011 в 17:29

Уважаемая Любовь Владимировна, очень благодарна Вам за такую высокую оценку урока. Я получаю огромное удовлетворение от урока, когда вижу заинтересованные лица моих учеников и благодарность коллег, за то, что они взяли для себя нужное с урока и им пригодится мой опыт. Успехов Вам в работе и всего наилучшего.

Офелия Карапетовна 26.01.2011 в 17:27

Уважаемая Татьяна Сабировна, желаю вам удачи!

Марина Никитина 26.11.2011 в 20:41

Отличный урок!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!