Регистрация

Технология работы с помощью метода проекта на уроке иностранного языка

  • 20 октября 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»

Для привития обучающимся положительных мотивов учения  необходимо максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их интересам. Метод проектов дает возможность ученику увидеть и почувствовать практическую значимость своей учебной деятельности.

По определению Е. С. Полат, проектная технология – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

По мнению И. А. Зимней, проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Любая деятельность подразумевает под собой цель. Соответственно цель определяет направление движения.

Целями проектной деятельности являются:

  • Формирование умений проектной культуры, проектного мышления.
  • Стимулирование учащихся на приобретение недостающих знаний.
  • Развитие способности применять знания в жизненных ситуациях.
  • Обеспечение механизма критического и творческого мышления, умения искать пути решения проблемы.
  • Развитие «командного  духа», умения работать в сотрудничестве. 

На основе психолого-педагогической и методической литературы, а также полагаясь на свой собственный опыт, нами была разработана технология работы посредствам метода проектов. Хотелось бы представить данную разработку, которая будет особенно полезна для тех, кто не знает, как и с чего начать проект.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится способ решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Но для чего же в проекте нужна проблема?

Дело в том, что с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в проекте нам нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость.

Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается.

Вкратце сущность проектной деятельности можно представить в следующей схеме:

Проблема –
проблемная ситуация –
поиск решения –
исследовательская деятельность –
защита проекта –
рефлексия –
прогнозирование новых проблем.

Но прежде чем приступить к работе посредствам метода проектов, педагог задается следующим вопросом

С чего начинается проектная деятельность?

На наш взгляд, ответ является очевидным: любая деятельность, в том числе и проектная, начинается с мотивации. Что же может послужить мотивационным толчком к проектной деятельности? Что надо сделать, чтобы обучающийся решился осуществить тот или иной проект?

Ну, конечно же, необходима проблема, которая будет интересна и актуальна для самих субъектов образовательного процесса, коими являются  учащиеся в проектной деятельности. Также можно показать один из удачных проектов, сделанный другими учащимися, а может даже и свой собственный.

Как нами было сказано,  проектная деятельность подразумевает обязательное наличие проблемы. Но где же ее взять? Откуда? Конечно, проще всего учителю взять какую либо тему, что многие и делают, к сожалению, изучаемую в рамках программы и предложить в качестве темы проекта (например: «Мой друг», «Спорт и здоровый образ жизни» и тому подобное).

Но где же здесь, спросите вы, проблема? Правильно, здесь ее и нет. Здесь нечего изучать, нечего исследовать, здесь можно только повествовать, пересказывать, чьи-то мысли. А к проблеме обучающиеся должны прийти самостоятельно, под правильным и незаметным руководством педагога.

Как можно подвести учащихся к той или иной проблеме? Например, прочитать притчу, рассказ, сказку, стих и поговорить с учащимися, задавая наводящие вопросы по содержанию, выводя на проблему. Можно задать такой вопрос: почему занятие  я начала с прочтения данной притчи, рассказа и т.д.? 

С помощью учащихся выделяется основная проблема, общая. Вокруг уже выявленной проблематики выстраивается проблемное поле, подпроблемы. Затем учащиеся делятся на группы, а может, и нет, если кто-то пожелает выполнять работу индивидуально, и выбирают ту проблемную ситуацию, которую они хотят разрешить.

Чтобы было понятно, приведем примерные проблемы, например в рамках темы «Дружба»: Что такое дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Все ли можно простить другу? и т. д.

После принятия той или иной проблемы учащимися, необходимо определить цель предстоящего проекта. Участники проекта (ученики) задаются вопросом: Зачем мы делаем проект?  Отвечая на данный вопрос, обучающиеся обозначают цель предстоящей деятельности.

Следующим  шагом в организации и планировании проекта является формулировка задач будущей работы (Зачем мы это делаем?). Также намечаются способы деятельности (Как мы это будем делать?), итог (результат: Что должно получиться в итоге?), сроки  (Как это представить и когда?).

Что должны сделать участники проекта при планировании и организации?

Это определить собственную роль в проекте. Ответить на вопрос: Кто я в проекте?  Надо сказать, что роли могут быть совершенно разными. Ученики могут быть  и исследователями, и корреспондентами, и художниками, и ораторами, и режиссерами и т.д.  Учитель же в свою очередь является равноправным партнером, координатором, консультантом, наблюдателем и т.д.

Структура проектной деятельности учащихся и учителя выглядит следующим образом:

Учащийся

Учитель

Определяет цель проектной деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники информации

Экспериментирует

Помогает организовать познавательную деятельность

Выбирает пути решения проблемы

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активной деятельности учащихся

Субъект обучения

Партнер ….

Какие формы продуктов проектной деятельности могут быть представлены? Это и альбом, и видеофильм, и коллаж, и макет, и путеводитель, и справочник, и Web- сайт. 

Формами презентации проекта могут быть: деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог с историческим персонажем, ролевая игра, пресс-конференция, спектакль …

После подготовки и планировании проекта следует непосредственно само исследование, далее результаты обсуждаются, делается презентация, рефлексия и оценка, а также внедрение (использование продукта проектной деятельности).

Примеры проектных работ

Автор: Басалаева Елена Викторовна, учитель французского языка ВКК МАОУ СОШ №148 г. Екатеринбурга.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 14)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария 11.12.2016 в 19:26

Уважаемая Елена Викторовна! Замечательно, что вы напомнили нам, что такое проект, и как средствами проектной технологии можно развивать в детях познавательную активность, исследовательскую деятельность, творчество. Было бы интересно посмотреть методическую подоплёку хотя бы одного из представленных проектов: какие цели ставились? что изучали или закрепляли с детьми? чего добились? Успехов в работе!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!