Регистрация

Урок русского языка в 3 классе по теме «Суффикс и его роль в слове»

  • 13 октября 2016

На данном уроке были поставлены цели: Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове.

Они полностью соотносятся с содержанием, структурой и выбранной образовательной технологией проблемного диалога. Была создана проблемная ситуация (Работа в парах. Нахождение суффикса в словах РОЗОЧКА и БАБОЧКА. Задание было одно, а разные варианты. Почему?).

При затруднениях в обучении русскому языку учитель может порекомендовать учащимся обратиться к сайту
RusskiyPro.ru, на котором школьники найдут актуальные материалы по правописанию многих сложных слов. Также здесь собрана обширная информация о правильном ударении. Изучайте русский язык с удовольствием и пользой, учитывая свои знания и личные интересы!

Поиск решения проблемы и открытие новых знаний; применение знаний и развитие умений. Система заданий, которые реализуют принцип минимакса (разноуровневые задания) – учитывались возрастные особенности детей и класса в целом.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи:

  • вывести алгоритм нахождения суффикса в слове;
  • систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

  1. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  2. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  3. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  4. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Находить в словах суффикс.
  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
  • Определять значение суффикса.

ЛичностныеУметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Цель, задачи, планируемые результаты этапа

1. Самоопределение деятельности.

Проговаривают девиз урока:

Каждая проблема имеет решение.

Единственная трудность  его найти.

Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи: создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Создание проблемной ситуации (с затруднением)

4. Открытие новых знаний.

 

– Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова.

Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

– Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом)»

Сформулируйте тему урока.

Тема: Суффикс и его роль в слове

(помещаем в »голову» схемы)

– Что мы знаем о суффиксе? Заполняют схему «Фишбоун».

              Суффикс
знаем                      не знаем
– Что такое суффикс? Суффикс – это часть слова.
– Где стоит суффикс? Суффикс стоит после корня.
– Для чего служит? Суффикс служит для образования новых слов.
– Это новая тема для вас? Какие цели и задачи вы перед собой поставите? Уточнять  и расширять наши представления о понятии «суффиксы».

Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.

  • Задание было одно?
  • Как вы его выполнили?
  • Почему получились разные варианты?
  • Что мы не знаем? Не знаем как находить суффикс в словах.

Организует постановку цели урока детьми.

Какую цель вы поставите перед собой?

– Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.

1. Прочитай слово.
2. Измени форму слова.
3. Найди и обозначь окончание.
4. Обозначь основу слова.
5. Подбери однокоренные (родственные) слова.
6. Найди и обозначь корень.
7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).

Разбор слов розочка  и бабочка по данному алгоритму.

Какое значение имеют суффиксы –очк– ? –к–? Что мы ещё не знаем?

Суффиксы имеют значение.

Работа в группах.

Наблюдают над значением суффиксов.

Создают таблицу значений суффиксов.

1 группа. Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строи __ плот __  арт __
учи __    двор __  машин ___

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

2 группа. Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– ,    – ечк– , – оньк– , – еньк– .

Женя – Женечка  Миша – Мишенька
Аня – …      Алёша –  …      
Света – …    Федя – …
Дима – …     Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Имена звучат ласково.

– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

3 группа. Превращает слова в названия маленьких предметов.

Кот – котик  дом – …   глаз – …  пёс – …
Нос– …    хвост – …   мёд – …   день – …

– С помощью каких  суффиксов образовали новые слова?

– Какой оттенок вносят эти  суффиксы в значение новых  слов? Превращает слова в маленькие предметы.

4 группа. Превратите слова кот, слон, дом, хвост в очень большие предметы.

– С помощью какого суффикса образовали новые слова?

– Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?  Увеличивает предметы.

5 группа. Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы:– евич– , – ович– , – ич– , – ичн– , – евн– , – овн–

Андрей – Андреевич, Андреевна.
Роман –
Кузьма –
Александр –

Самопроверка по эталону.

Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся.

Активизировать ранее полученные знания учащихся.

Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи:

– Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

– Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного  (Познавательные УУД)

Цель: Фиксирование  целей.

Задачи: поставить цели.

Планируемый результат: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Задачи:

– Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах.

– Провести наблюдение над значением суффиксов.

– Создать таблицу значений суффиксов.

Планируемые результаты:

  • уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других;
  • на основании наблюдений делать умозаключения;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

5. Развитие умений – применение знания.

 

1 уровень. Выдели суффикс. Придумай  слово с таким же суффиксом   

Столик – гвоздик,
сынок – ____________ ,  
диванчик – __________,
учитель – ___________ ,
маленький – _________ ,    
осенний – ___________ ,                
медвежонок – _________,     
стульчик – ___________,
котище – ___________ ,     
доброта – ___________ .

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник,  дома,  бежит,  длинная,  подберёзовик, снега,  снежки,  заморозки,  ходит.

3 уровень. Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.
  2. Бежала, смотрели, писала.
  3. Пленник, мостик, странник
  4. Каменщик, бурильщик, учитель.
  5. Берёзка, лопатка, палка.

Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по выбору;

– организовать самопроверку по эталону, самоанализ и  самооценку.

Задачи:

– Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем.

– Выполнить самостоятельную работу.

– Сравнить свою работу с эталоном.

– Выполнить самооценку.

 

6. Рефлексия

– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Какие смысловые оттенки они вносят?
– Кто остался доволен своей работой?
– Дополните предложения.

Дополнение предложений:

Сегодня на уроке:

1. Я узнал…
2. Я понял…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…

Заполняют листы достижений:

  • Копилка моих достижений
  • Работа в паре
  • Моя работа
  • Работа в группе.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

– Ответить на вопросы, поставленные в начале урока – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– отметить эмоциональное состояние на уроке.

Планируемые результаты:

  1. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  2. Рефлексия (Познавательные УУД)
  3. Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Приложение №1.

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

 Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите:

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. тракторист, пианист, танкист, печник;
  3. полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
  4. хвостище, глазоньки, усище, когтище;
  5. шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
  6. толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Образец: ёж– ёжик

Суффиксы: – ник, – ушк, – ёк, – еньк, – к, – ок, – ов, – ик.

  Путь,  зима, мёд, окунь, белый, игра, берёза, журавль, рябина, мяч

Образованные слова запишите, выделите в них суффиксы.

Приложение №2

1 группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строи _____             плот ______              арт _______

учи ______              двор ______              машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– ,    – ечк– , – оньк– , – еньк–

Женя – Женечка                    Миша – Мишенька

Аня – …                                  Алёша –   …

Света – …                                      Федя – …

Дима – …                                       Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– ,    – ечк– , – оньк– , – еньк–

Женя – Женечка                    Миша – Мишенька

Аня – Анечка                                 Алёша – Алёшенька

Света – Светочка                          Федя – Феденька

Дима – Димочка                            Люба – Любочка

4группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строитель                 плотник         артист

учитель                     дворник          машинист

Автор: Решетова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ НГО «СОШ №4», г. Новая Ляля.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария 11.12.2016 в 19:34

Уважаемая Людмила Анатольевна! Мне понравился Ваш урок. Отлично разработана технологическая карта, матерал разделён на уровни, задания распределены по подгруппам детей. Думаю, ученикам на таком уроке некогда было скучать: интересно, познавательно, насыщенно. Оценка 5!

Яковлева Надежда Ивановна 04.02.2017 в 08:31

Уважаемая Людмила Анатольевна! Очень интересный, познавательный, насыщенный урок!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!