Регистрация

Урок обучения грамоте в 1 классе по сказке «Лиса и тетерев»

  • 16 апреля 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»

С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, самостоятельная работа, сотрудничество, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос, взаимопроверка.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Предмет

грамота

Четверть

III четверть

Класс

1

Тема занятия

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Как проверить согласную на конце слова

Ссылки, ресурсы

Учебник, рабочие тетради.

Цель урока

  • создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи, совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце и подбирать проверочные слова;
  • работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  • воспитание  взаимопонимания, дружбы и ответственности.

Результаты обучения для учителей

проверяют согласную на конце слова

Тип урока

комбинированный урок

Этапы урока

время

Роль учителя

Роль учащихся

Оргмомент.

2 мин

  • Перед вами 3 лица -  спокойное, радостное, грустное. Какое настроение выберем на урок?
  • Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Актуализация знаний

4 мин

Разговор о сказках.

  • Ребята, с давних пор родители рассказывают на ночь детям сказки. Давайте вспомним, что такое сказка.
  • Ребята, а зачем нам нужны сказки?
  • Какие сказки бывают? (народные и авторские)
  • Какие сказки называются авторскими? (это сказки, у которых есть автор)
  • Какие авторские сказки вы знаете?
  • Ребята, а какой второй тип сказок? (народные)
  • Почему они так называются? (потому что не знают кто автор и, пересказывая, каждый раз кто-то добавлял что-то свое) 
  • Ребята, а какие герои чаще всего встречаются в русских народных сказках? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разгадать загадки:

1) Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

2) Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

3) Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал? (Мышка)

 

Сказка – это вымышленная история о борьбе добра и зла, где обычно побеждает добро.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отгадывают загадки.

 

 

4) Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
  • Ребята, давайте вспомним все сказки, в которых главным героем была лисица?
  • А как в этих сказках называли лисичку?

 

Сообщение темы и цели урока.

1 мин

Ребята, мы не зря говорили сегодня о лисице, потому что сегодня мы с вами будем знакомиться с русской народной сказкой «Лиса и тетерев».

Слушают.

Ознакомление с новым материалом.

16 мин

  • Можем ли мы по названию сказать, кто будут главные герои сказки? Назовите их?
  • Ребята, а кто такой тетерев? Тетерев – это крупная лесная птица.
  • Чтение сказки учителем.
  • Ребята, сейчас я прочту вам сказку, а вы ответьте, о чем рассказывалось в сказке?

Словарная работа.

  • Какие непонятные слова вы услышали при прочтении сказки?
  • Что означает слово указ? Давайте найдем это слово в словаре и прочтем его значение. (Указ – распоряжение, постановление высшей власти)
  • Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.
  • Что значит, выражение навострить уши? (навострить уши это значит прислушаться, а когда животное прислушивается, ушки у него приподнимаются). 

Чтение сказки детьми. 

Физминутка.

Работа по содержанию.

  • Кто были главными героями? (Лиса и тетерев).
  • Что они делали? (Разговаривали).
  • О чем они разговаривали? (О том, чтобы спустился тетерев с дерева, как о том говорит указ).
  • Что делала лиса, чтобы тетерев спустился с дерева? (Она выдумала указ и пыталась ласковыми словами выманить его к себе вниз, пыталась сделать так, чтобы он спустился с дерева).
  • О каком указе говорила лисица? (Об указе, что никто из зверей друг друга не трогает).
  • Существовал ли на самом деле этот указ? (Нет, лиса его придумала сама).
  • С какой целью лиса придумала указ? (Чтобы убедить тетерева спуститься с дерева).
  • Как вы думаете, поверил ли тетерев в то, что указ появился?
  • Как вы думаете, почему тетерев сказал лисице о собаках? (Тетерев был не менее хитрым, чем лисица, поэтому он решил проверить правду ли существует указ, говорила ли лисица правду, или лгала в очередной раз).

Отвечают на вопросы.

 

 

Слушают сказку.

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают.

Выполняют.

Отвечают.

 

 

  • Как говорит лиса и как говорит тетерев? Выберите подходящие слова: ласково, спокойно, грубо, неторопливо, тихо, медленно, нежно, громко, торопливо.

Чтение по ролям.

  • Сколько у нас героев в сказке? (Два героя: лисица и тетерев).
  • Помимо слов лисицы и тетерева есть слова автора. 
  • Давайте прочтем сказку по ролям. Чтобы чтение было выразительным и красивым нужно читать свои роли в соответствии с теми интонациями, которые мы подобрали. 

 

 

 

 

Читают по ролям несколько человек, сменяя друг друга.

Выполнение практических упражнений.

 

15 мин

Минутка чистописания.

   Ан  ам

Работа по теме урока.

  • Какие звуки называются согласными?
  • Какие буквы смягчают согласный?

Задание 1.

– Хитрая лиса прислала телеграмму, как к ней добраться.

Устно с доски, объяснение и комментирование.

Дорогие, ребята!

Иди прямо через лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Жду Вас.

– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение? Лук, прут, плод, кос.

– Почему? (Дети доказывают, определяя значение слов).

– А как нужно было написать? Луг, пруд, плод, коз.

Задание 2.

Спиши. Напиши проверочные слова. Подчеркни согласную на конце слова.

Сад - …., прут - …, зуб - …, город - ….., мороз - …, сапог - …, суп - …голубь - … .

Задание 3.

Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово.

 На реке толстый лё… (…). У нас в огороде живёт кро… (…). Тру… (….) кормит, а лень портит. Бабушка испекла пиро… (…).

Записывают в тетради число, вид работы, прописывают образцы.

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Выполняют задание.

Списывают.

 

 

 

Выполняют задание.

Вставляют пропущенные буквы.

Физминутка

2 мин

Видеоролик

Выполняют.

Итог урока.

Рефлексия. Оценивание.

3 мин

  • С какой сказкой мы с вами на уроке знакомились сегодня?
  • Кто были главными героями сказки?
  • А кто такой тетерев? 
  • Чему научились?
  • Достигли ли вы цели урока?

Рефлексия «Три лица».

Отвечают на вопросы

 

 

 

Рефлексируют.

Домашнее задание

2 мин

Стр. 97-98 (пересказ сказки уч-ся сильной мотивации).

Стр. 95, упр. 2. Подбери проверочные слова. Измени слова слово по образцу.

Слушают, записывают в дневник.

Источники, оснащение и оборудование

ПК, видеоролик

Анализ и оценивание практического занятия

 

Изменения к уроку

 

 

Автор: Куропятник Любовь Петровна, учитель начальных классов, ГУ «Смирновская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района», п. Смирновка, Казахстан.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!