Регистрация

Урок русского языка по теме «Имя существительное как часть речи»

  • 22 марта 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»

Данный урок представляет собой повторение и изучение материала по теме «Имя существительное как часть речи» на основе создания паспорта слова «здоровье». Урок ориентирован на привитие навыков здорового образа жизни.

В течение урока учащиеся повторяют изученное об имени существительном в начальной школе, вспоминают основные характенристики имени существительного как части речи, а также углубляют свои знания по теме «Лексика»: ребята работают со статьями словаря, употребляют в речи антонимы, фразеологизмы, пословицы. Учащиеся не только повторяют и закрепляют знания по морфологии, орфографии, но и обогащают свой словарный запас. 

На уроке предусмотрена групповая работа, смена видов деятельности. Итогом работы является создание памятки «Как сберечь здоровье». 

Урок проводится в обычном кабинете и не требует особых временных и материальных затрат. Можно проводить как воспитательное мероприятие, исключив моменты изучения части речи и оставив лишь составление «паспорта». Урок актуален для тех педагогов, кого интересуют здоровьесберегающие технологии.

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Цель урока: создать условия для изучения материала об имени существительном как части речи.

Задачи урока:

1. Проверить усвоение материала о правописании приставок и по теме «Лексика».

2. Изучить материал об имени существительном как части речи на материале слова «здоровье» путем создания паспорта слова.

3. Создать условия для развития умения работать со статьей словаря, подбирать синонимы, антонимы к слову, употреблять в речи фразеологизмы, пословицы, создавать тексты; развивать речь.

4. Обратить внимание учащихся на ценность здоровья, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о здоровье. Как и почему это возможно на уроке русского языка? Анализ эпиграфа. Попробуйте угадать тему нашего урока, обратив внимание на первое слово в эпиграфе (часть речи):

Эпиграф «Здоровье – великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других». (Томас Карлейль)

А зачем нам нужно знать эту тему? (Правильно склонять, определять род, строить предложения, составлять тексты…). Запись даты и темы урока.

2. Повторение.

1. Цифровой диктант по теме «Правописание приставок пре и при» (2 человека за доской, 2 индивидуальных задания).

– пре, 2 – при

  1. Присесть, пригородный, преследовать, приклеить, примитивный.
    • Приходящий врач, пребывать в горах, преогромный, приоткрыть, преграда. (Ответы: 21121).
    • Прибывать на вокзал, преходящий успех, предать дружбу, придать форму, привилегия. (Ответы: 21122).

3. Изучение нового материала

Учитель: Вернемся к слову здоровье. Что мы можем сказать о нем как о части речи? А что такое имя существительное? (Ответы учеников, затем изучаем материал учебника).

Учитель: Попробуем создать паспорт слова «здоровье» по плану.

1. Как произошло слово здоровье? Изучим материал статьи этимологического словаря (пункт 1 в приложении).

2. Каково его лексическое значение?

  • Слово одно- или многозначное? Изучим статью словаря (пункт 2 приложения).
  • Даем ответы, называем все существительные в определениях значения слова.
  • Выпишем самое важное определение этого слова.

3. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к слову(в парах).

  • Что не получилось?
  • Почему нет синонимов? (Настолько точное значение, что его оттенков быть не может, здоровье либо есть, либо нет).
  • Антонимы. Проверим себя (пункт 3 в приложении).

4. Что такое фразеологизм?

  • Вспомните и запишите фразеологизм со словом «здоровье» (в группах).
  • Проверим себя (пункт 4 в приложениях).
  • Упражнения, зарядка для глаз, «развлекалочка» («Путаница» из «Календаря юного филолога» стр. 112,117).

5. Продолжим нашу работу. Слово «здоровье» часто встречается в пословицах.

  • Перед вами пословицы, части которых заблудились.
  • Составьте пословицы (в группах). Озвучиваем ответы.
  • Проверяем по листам контроля (приложение 5).
  • Запишите 2 наиболее понравившиеся пословицы, подчеркните существительные.

4. Обобщение.

Учитель: Мы многое узнали о слове «здоровье». Но ведь это не только слово, это наше состояние. Давайте попробуем составить памятку «Как сберечь здоровье» (приложение 6) в группах. Можно использовать материалы пословиц.

Защита работ.

Учитель: Подчеркните в памятках существительные.

5. На дом: упражнение по учебнику (на усмотрение учителя); найти пословицы и поговорки о здоровье; создать текст на тему «Береги здоровье смолоду» (задание на выбор).

6. Рефлексия.

Учитель: Сформулируйте по два предложения: одно по теме урока, второе – о важности здоровья.

Например: 1. Сегодня на уроке мы повторили правописание пре, при; создали паспорт слова.2. Я еще раз убедилась, что здоровье важнее всего, и желаю всем здоровья.

7. Итоги.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Происхождение слова

1) Слово произошло от существительного «dorvo» – дерево. Буквальное значение – «похожий на дерево».

2) Оно образовано, по всей видимости, от глагола «даровать» у восточных славян. Таким образом, «здоровье» –  это дар (даровье) Божий (Божие).

Приложение 2. Значение слова

Значение слова Здоровье по Ефремовой:
1. Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы. 
2. Самочувствие. 
3. перен. Духовное, социальное благополучие. 

Значение слова Здоровье по словарю медицинских терминов:
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Приложение 3.

Синонимы

……

Антонимы

  1. Болезнь
  2. Нездоровье

Приложение 4. Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • в здоровом теле здоровый дух
  • будь здоров!
  • с больной головы на здоровую

Приложение 5. Пословицы

  • Здоровье дороже золота. 
  • Здоровье и счастье не живут друг без друга. 
  • Здоровье на болезнь не меняй. 
  • Здоровье не купишь – его разум дарит. 
  • Здоровье сбережешь, от беды уйдешь. 
  • Здоровьем дорожи –  терять его не спеши.

Автор: Толопило Людмила Дмитриевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия №1 г. Новополоцка», Витебская область, Белоруссия. Победитель конкурса «Педагогическое вдохновение 2014» в номинации «О педагогике с любовью».

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Аманжулова Ирина Юрьевна 24.12.2016 в 20:23

Людмила Дмитриевна, замечательный и интересный урок. Слово "здоровье" разбирается весь урок на всех этапах и повторяются и обобщаются знания по темам: антонимы, фразеологизмы, работа с пословицами, работа со словарем. Можно многому у вас поучиться. Спасибо!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!