Регистрация

Совместное логопедическое занятие «По следам Сурдлимпийских игр»

  • 14 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает в том числе «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Одной из таких форм являются совместные логопедические занятия учеников со своими родителями. В нашей школе они проходят ежегодно. Занятия можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замечать нарушения речи и корректно их исправлять.

Также на этих занятиях родители выполняют такие задания и упражнения вместе со своими детьми, которые они могут делать дома, а так же могут проследить уровень усвоения их детьми данной темы. Детям очень нравится быть в одной команде со своими близкими.

Как научиться легко и непринуждённо выражать свои мысли не только на родном, но и на иностранном языке? В этом поможет языковой центр Полиглот, в котором научат понимать письменную и устную английскую речь, писать на английском с соблюдением грамматических норм, освоить английский язык как средство живого общения!

Представляю конспект совместного логопедического занятия обучающихся со своими родителями в 1 классе, 3 четверть «По следам Сурдлимпийских игр».

Цель занятия: дифференциация звуков [р]– [л] в устной речи и букв р –л на письме. Привлечь внимание взрослых к речи детей и показать приёмы автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Задачи занятия:

1. Коррекционно-образовательные: закрепить правильную артикуляцию звуков [р]–[л] и различия между этими звуками по акустическим признакам и соответствующими буквами; умения выделять данные звуки и соотносить их с соответствующими буквами; навыки правильного применения букв л и р на письме.

2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы через выделение звуков в слове, через подстановку нужной буквы, через называние слов на данный звук; развивать навыки правильного и осознанного чтения через чтение слогов, вставку нужной буквы, вычёркивание выражений; активизировать и расширять словарь через объяснения значений слов, выражений, через беседу о символике Сурдлипиады и видах спорта; предупреждение ошибок на письме, через развитие фонематических и оптических процессов.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к родному городу; популяризация спорта.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки; презентация в программе MicrosoftOfficePowerPoint; индивидуальные листы, флажок с символикой игр, разрезанная картинка, жетоны, ручки, карандаши, магниты, талисманы на разных фонах (на красном, жёлтом и зелёном), рекомендации родителям, витамины. 

Ход и содержание занятия

I. Орг.момент. (слайд 1).

– Мы сегодня пройдём по следам Сурдлимпиады. А поможет нам талисман этих игр. 

II. Определение темы и целей занятия. (1 слайд).

– Сегодня необычное занятие, так как каждый из вас работает в команде со своими родными.  Отправляемся на 1-й спортивный объект (слайд 2).

III. Дифференциация Р-Л в слогах.

– Горные лыжи. (слайде 3). Чтение слогов с буквами Л (эль) или Р (эр). Каждая команда будет выходить к доске. За правильное чтение слогов при спуске или подъёме, команда получает жетон с логотипом игр (приложение 5).

– Кто знает, что обозначает логотип? (приложение 6).

IV. Дифференциация звуков в словах (слайд 4, 5, 6).

– Кёрлинг. Запомнить и назвать картинки с [р] или [л], назвать лишнюю картинку.

V. Дифференциация букв в словах.

– Сноуборд. Вставить пропущенные буквы Р или Л (слайд 7, 8). Работа с индивидуальными карточками.

VI.  Называние слов на заданный звук (слайд 9).

– Хоккей. Совместное составление разрезанной картинки (слайд 10). Нахождение слов на заданный звук.

VII. Физминутка.

– Сейчас покажем несколько слов на языке жестов.Интересно, что для обозначения Ханты-Мансийска был придуман специальный жест. - Покажем ещё «здравствуйте», «спасибо», «до свидания» (данные и другие жесты есть на сайтах, указанных в интернет ресурсах) 

VIII. Дифференциация Р-Л в выражениях.

– Лыжные гонки. (слайд 11, 12) Чтение словосочетаний; зачеркивание и подчеркивание по заданию. У кого нет ошибок подходите за жетонами.

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия (слайд 13).

– Итоги.

– Рефлексия.Награждение. – Всем спасибо за занятие!(слайд 14) (Спасибо, можно показать жестовым языком) – Давайте попрощаемся на языке жестов.

Приложение 1. Презентация

Приложение 2. Конспект занятия

Приложение 3. Фото и приложения к занятию

Автор: Калюжная Светлана Валерьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МБОУ СОШ №8, город Ханты-Мансийск, педагогический стаж 20 лет.

4 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 16)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (12)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 20.12.2015 в 14:46

Светлана Валерьевна, мне понравилась сама идея вашего урока, его этапы в виде сурдлимпийских соревнований, наличие информации, расширяющей кругозор первоклассников, приобщение родителей к учёбе детей в такой активной форме (сама в прошлую субботу была на открытом уроке у дочери-четвероклассницы, слышала шёпот родителей: мол, как много материала даётся детям). Но вместе с тем,не могу обойти вниманием недочёты разработки.
Презентацию портят размытые изображения, появление текстов снизу вверх или справа налево (это удобно для чтения китайских иероглифов,но никак не для текстов на русском языке), в задании "Лыжные гонки" перечислены словосочетания, которые на письме должны оформляться не как предложение, то есть писаться со строчной буквы и в конце точка не ставится, в слове "сурдлимпиада" раз через раз у вас из корня пропадает буква Д, есть много пунктуационных ошибок. Фото не демонстрирует взаимодействие детей и родителей, да и вообще присутствие родителей (и с какой целью им даётся задание выполнить спряжение глаголов именно в прошедшем времени, ведь положение звуков [Л] и [Р] при этом не меняется? Или вы хотели потренировать родителей в произнесении [Л] в закрытых слогах? Так такое положение [Л] есть в слове футболка..Непонятно). Термин эмблема (условное изображение идеи в РИСУНКЕ, которому присвоен тот или другой смысл) подменён термином логотип (логотип – это СЛОВО, написанное в фирменном стиле).
И ещё насчёт рефлексии. Мне кажется, что этот этап организуется в большинстве случаев для галочки. если рефлексия прошла на должном уровне, то здесь, в конкурсе, задуманном с целью обмена опытом должен быть отражён её результат: что получилось, что нет, почему.Извините за критику.
Хочу отметить, что данная разработка - несомненно ваша творческая инициатива, а это дорогого стоит.

21.12.2015 в 10:36

Ева Владимировна, спасибо за ваше внимание и такой развернутый отзыв. Хочу сразу извиниться за опечатку в презентации (попробую заменить). Полностью согласна с Вами, что словосочетания не оформляют как предложение, но для младших школьников допустимо написание с заглавной буквы и постановка точки в конце. Данные о логотипе брала на официальном сайте, указанном в работе. Поэтому, вопрос о логотипе и эмблеме к организаторам. Не сразу поняла, где родители спрягают глаголы? Наверное, это задание из рекомендаций родителям? Если да, то это упражнение для совместной работы с детьми ДОМА. ДЕТИ изменяют по образцу и повторяют, а взрослые контролируют произношение дифференцируемых звуков. (В глаголах прошедшего времени обязательно есть закрепляемый звук Л). Ещё раз спасибо за все замечания и предложения.

Адамбаева Людмила Анатольевна 01.01.2016 в 10:47

Доброе утро, Светлана Валерьевна. Хочу поздравить с наступившем Новым годом и пожелать Вам здоровья, новый идей. их успешного воплощения, позитивного настроения. Материал, представленный Вами, достоин обсуждения. Мне понравилась его развивающий компонент - сурдлимпийские игры. Весь материал выстроен в логике проведения таких игр - замечательно. Но в тоже время, хочу обратить Ваше внимание на публикацию и оформление презентации. Приложение презентации не ведет на саму презентацию. Рекомендуют использовать только два цвета, единый шрифт, четкие изображения в презентативной части. Отмечу наличие в презентации определений видов спорта. Значит, ведется работа по развитию речи и обогащению словарного запаса детей. Но в самих определениях присутствует очень много слов, требующих разъяснений. Для учащихся 1- ого класса такую информацию лучше переработать и выдать на понятном для них языке. Каждый слайд необходимо именовать, ведь он является средством для решения определенной познавательной задачи. В начале занятия Вы определяете форму работы - командная. Но, на фотографиях нет тому подтверждения. Хотя, при явном привлечении родителей к действию на занятии существует риск выполнения задания родителями или явной подсказки со стороны родителей, а, может быть, и проявления детьми недовольства в отношении родителей. Содержательная часть задания насыщена различными логопедическими упражнениями, способствующие достижению цели. В таком случае, на этапе рефлексии, результат деятельности на занятии не обозначен. Рекомендации экспертов помогут Вам в профессиональной деятельности. Успехов в конкурсе!

Калюжная Светлана Валерьевна 04.01.2016 в 09:57

Людмила Анатольевна, здравствуйте. Спасибо за ваш отзыв. Обязательно учту ваши пожелания и предложения. Хотела сказать про командную работу. Не все фотографии удалось выставить на сайт, т.к. некоторые родители были против публикации. На занятии взрослые и дети дополняли, помогали и переживали друг за друга. Родители, если подсказывали, то очень тактично и сдержанно. Негатива со стороны детей не было. В конце занятия, на этапе рефлексии, вспомнили звуки и буквы, над которыми работали на протяжении урока, посчитав жетоны, наградили всех участников Сурдлимпийских игр. А так же родители получили памятки с заданиями и упражнениями для закрепления данных звуков дома. Рефлексия деятельности через цвет талисмана. (Это всё есть в полном конспекте, в приложении) Вас с Новым годом и Рождеством! Желаю здоровья, благополучия, творческого вдохновения и профессиональных успехов!

Галина Павловна 02.01.2016 в 16:10

Уважаемая Светлана Валерьевна! Спасибо за участие в конкурсе. Мне понравилась Ваша инициатива.
Я из тех, кто пытается разглядеть лучшее в работе, старается разглядеть кропотливый труд учителя, предполагает бессонные ночи перед занятием и радостное облегчение, что оно удалось. Вы молодец, тема интересная, не избитая, работа с родителями в команде очень нравится детям, поэтому тоже плюс.
Один совет Вам поможет в будущем при отправке на следующий конкурс: постарайтесь, чтобы было много воздуха в строчках. Так легче Вам увидеть свои ошибки и легче читать пользователям портала.
Желаю удачи в этом конкурсе!

Галина Павловна 02.01.2016 в 16:12

Про воздух Вы поняли?
Сравните комментарии не читая по восприятию на Вашей страничке.

Калюжная Светлана Валерьевна 04.01.2016 в 10:18

Галина Павловна, здравствуйте. Спасибо за внимание к моей работе и Ваше позитивное настроение! Все советы и пожелания учту в будущем. Всегда интересен взгляд со стороны на своё «детище».
Вас с Новым годом и Рождеством! Желаю здоровья, благополучия, творческого вдохновения и профессиональных успехов!

Любовь Владимировна 10.01.2016 в 11:00

Здравствуйте,Светлана Валерьевна!Что бы я изменила - все слова в упр-ях (картинки) заменила бы на "спортивно-олимпийские";для "спуска" слогов с горы выбрала другой анимационный приём;выбор мамонтят в конце занятия - может,наоборот нужно было сделать - прикрепить на определённый фон? О рефлексии - согласна с высказываниями коллег.
А задумка занятия - своеобразная и интересная!

Калюжная Светлана Валерьевна 10.01.2016 в 18:32

Любовь Владимировна, здравствуйте. Спасибо за Ваш комментарий. Любые советы и пожелания пригодятся для дальнейшей работы. Выбор картинок и слов был обусловлен наличием дифференцируемых звуков или букв. А так же хотелось показать взрослым, что простые и доступные слова и картинки можно и нужно использовать дома для закрепления правильного произношения и написания.

Любовь Владимировна 19.01.2016 в 16:41

Поздравляю Вас,Светлана Валерьевна!

Калюжная Светлана Валерьевна 21.01.2016 в 10:45

Любовь Владимировна, здравствуйте. Спасибо за поздравление!
Спасибо всем за внимание к этой работе! Все пожелания и предложения пригодятся в дальнейшей работе. Буду рада, если данная разработка натолкнет кого-нибудь на свои совместные занятия с родителями.

Рябцева Светлана Игоревна, редактор портала «О детстве» 06.09.2017 в 11:04

Уважаемая Светлана Валерьевна, в вашей работе недоступно Приложение 1. Презентация. Прошу вас восстановить это приложение к работе.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!