Регистрация

Урок открытия нового знания по русскому языку на тему «Суффикс»

  • 8 января 2024

Решаемые проблемы:

  • Какие лексические значения имеют суффиксы?
  • Как найти суффикс в слове?
  • Как образовать новое слово с помощью суффикса?

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Находить в словах суффикс.
  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
  • Определять значение суффикса.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Кстати, при подготовке уроков русского языка предлагаю учителям обратиться к опыту смежных дисциплин, например, преподавания английского языка с нуля. На сайте https://easybusyomsk.ru можно изучить методические приемы, с помощью которых ребенок эффективно обучается и произношению, и грамматике. Это, несомненно, поможет педагогу по-новому взглянуть на методику русского языка.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
  • Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий этап.

На доске:

Тель, пере, ок, онок, воз, л, ик, ть, ий, ое, ин, ян, по, очк.

Педагог: Что за слова перед вами? (Это не слова, а части слов – морфемы). Посмотрите на доску и подумайте, на какие группы можно разделить данные части слов? Сколько групп у вас получилось? (3).

Педагог: Давайте откроем тетради и составим табличку с тремя колонками. Как будут называться эти колонки? (Приставка, суффикс, окончание).

Составление таблицы.

3. Формулирование темы и решаемых проблем урока.

  • Педагог: Посмотрите на таблицу, которая у вас получилась. Каких морфем оказалось больше? (суффиксов). Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Суффикс – значимая часть слова).
  • Педагог: Ребята, давайте вспомним,  как называется  наука, которая изучает части слова? (Морфемика).
  • Какие еще морфемы мы знаем? (Окончание, корень, приставка, основа слова). Попробуем сформулировать цели урока. Чему мы должны научиться?
  • А как вы думаете, для чего нам нужно изучать суффиксы? (С их помощью можно образовать новые слова).

4. Открытие нового знания.

Педагог: Посмотрите на картинку и скажите, чем отличаются объекты на ней?

Урок открытия нового знания по русскому языку на тему «Суффикс»

  • Что изображено на рисунке? Запишите слова-подписи к рисункам в тетрадь.
  • Что общего в составе этих слов?
  • Выделите корень в записанных словах. О чём нам говорит корень? Это одно слово или разные?
  • Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?
  • Что такое дом? (Перечисление значений)
  • А что такое домик? А домище и домина?
  • Вспомните, как можно назвать суффикс –ик–? Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? (оньк, еньк, иньк, онк, онок, ок, ек, иц, ичк, ечк).
  • Какое значение придает слову суффикс –ищ–? (придает увеличительное значение). (дом – домище, друг – дружище, пыль - пылища).

Педагог: Попробуем самостоятельно сформулировать определение слова «суффикс».

(Суффикс (от лат. «прикрепленный») – это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня (столяр), но может стоять и после другого суффикса (стол-яр-нич-а-ть).

Сравним полученное определение с определением в учебнике.

Итак, сколько значений суффиксов мы уже узнали? (2).  Занесем их в табличку.

Суффиксы и их значения.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Суффиксы, придающие увеличительное значение

Суффиксы, обозначающие названия людей по их профессиям

оньк, еньк, иньк, онк, онок, ок, ек, иц

Ищ, ин

Ист, чик, щик, ник.

5. Закрепление нового материала.

Упр. 404 (письм.) – Буцкова.

Педагог: Выделим суффиксы во всех словах. Какое лексическое значение несут в себе данные суффиксы? (Они образовывают названия людей по их профессиям).

6. Промежуточная рефлексия.

Педагог: Подведем промежуточный итог. Что уже нового мы узнали на уроке?

Чему нам необходимо еще научиться? (Образовывать новые слова). Этим мы сейчас и займемся.

7. Закрепление. Тренировочные упражнения.

Упр. 407 (письм.)

Педагог: Какое общее лексическое значение имеют данные слова? (Они обозначают профессии людей). Какой суффикс мы еще добавим в свою табличку? (-тель).

8. Физкультминутка.

Педагог: А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК– или –ЩИК-. Вы  будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК– и вставать, если это слово с суффиксом –ЩИК–.

Стекольщик, раздатчик, носильщик, перебежчик, фонарщик, страховщик, буфетчик, паромщик, доносчик, советчик, болельщик, раздатчик, каменщик, грузчик, паромщик.

Педагог: Молодцы, все успешно справились с поставленной задачей. А теперь пора работать дальше.

9. Работа со стихотворением К. Чуковского.

Педагог: Прочитайте отрывок из стихотворения К.И. Чуковского. Какой суффикс «сделал» таракана большим и страшным? А какой – маленьким и жалким?

Педагог: Как мы используем полученную новую информацию? (дополним таблицу новым суффиксом – ечк).

10. Творческое задание. 

Чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо разделиться на несколько групп.

Каждая группа будет состоять из двух человек, т.е. работать над заданием вы будете парой.

Задание выполняется на листочке!

11. Устная проверка.

1 гр. – после букв д, т, з, с, ж пишется чик, в остальных случаях – щик.

2 гр. – в 1 и 2 группе – уменьш.- ласкат. суффиксы. В 3 гр. – обозначающие профессии.

12. Рефлексия.

Педагог: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? Каким путем мы их достигли? Поднимите карточки, характеризующие то, как вы поняли данную тему.

13. Домашнее задание.

На «3» – упр. 406.

На «4» – упр. 406, 409.

На «5» – упр. 406, 409, 412.

Пояснение д.з. 

Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ Радужненской СОШ Юдакова Анастасия Игоревна.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)
  • 8 января 2024
  • 65
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!