Регистрация

Из опыта по коррекции дисграфических ошибок у младших школьников

  • 24 марта 2016

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Каплинская школа» находится в селе Федосеевка. Её посещают дети с близлежащих сёл, где преобладают семьи со средним специальным и средним техническим образованием. В силу своей занятости и недостаточной информированности, родители не могут оказать квалифицированную помощь ребёнку с речевым нарушением в достаточно полном объёме.

Ещё одним усложняющим фактором является проведение логопедических занятий в послеурочное время, когда ученикам начальной школы уже трудно усваивать речевой материал, что тоже не способствует повышению грамотности обучающих.

Началом работы по теме опыта стало изучение результатов исследования развития речи и интеллекта. Психолого-педагогический мониторинг, проведённый в крупнейших городах страны, показал, что индекс интеллекта детей, поступающих в первый класс, ежегодно снижается на 1,5-3%. Как следствие этого – низкий уровень развития речи, который имеют 25-30% первоклассников.

Начальная диагностика речевых нарушений, проведённая в МБОУ «ОО Каплинская школа», выявила, что у первоклассников недостаточно полно сформированы объём зрительного и слухового восприятия, навыки языкового анализа и синтеза, словообразования, у них неустойчивое внимание, слабая речевая память. По результатам исследования стало очевидно, что 4 уровень успешности (самый высокий) встречается только у 8% детей.

Актуальность

В Концепции модернизации российского образования обозначена задача – «обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения».

Поэтому тема опыта представляется актуальной, так как психолого-педагогический подход позволяет создать специальные условия, улучшающие у младших школьников развитие психических функций, общей и мелкой моторики, снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю. В ходе деятельности были выявлены следующие противоречия:

  • между большим информационным потоком и трудностью адаптации в нём детей с речевыми нарушениями;
  • между низким уровнем обучаемости детей с нарушениями речи и высокими требованиями общеобразовательных программ;
  • между повышенной утомляемостью, низкой мотивацией к обучению и работоспособностью младших школьников с речевыми недостатками и необходимостью проведения занятий во внеурочное время.

Выявленные противоречия дают основания сформулировать проблему: в настоящее время недостаточно использовать традиционные методы коррекции, так как они не всегда устраняют первопричину нарушений и не приносят устойчивого положительного результата. Необходим психолого-педагогический подход к исправлению речевых ошибок на письме у младших школьников, направленный на развитие речевых функций с опорой на сохранные анализаторы.

Это обусловлено и вводом Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, требующих учета «индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения».

Ведущая педагогическая идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через точное определение основы для компенсаторной деятельности и использование её в коррекционном процессе.

Диапазон опыта: Система коррекционных логопедических занятий с учащимися начальных классов.

На первом этапе овладения графическим навыком письма имеет место неадекватная затрата сил, вовлечение в действие лишних мышц. В результате возникает сильное напряжение мышц руки, лица, туловища, сердечнососудистой и дыхательной системы. Поэтому применяемые на логопедических занятиях систематические упражнения для общей и мелкой моторики, разминки для мозга, релаксация, дыхательные упражнения, элементы развивающих технологий, хорошо помогают детям включаться в процесс обучения. 

Новизна опыта заключается в системном использовании при коррекции дисграфических ошибок компенсаторного подхода с опорой на сохранные функции ребёнка.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: система коррекционных логопедических занятий, система начального и дошкольного обучения, внеклассной работы.

Технология опыта

Цель опыта – развитие грамотности и орфографической зоркости у детей с нарушением письма с опорой на психолого-педагогический подход к обучению.

Для её достижения поставлено ряд задач:

  1. Изучение особенностей формирования навыка письма у детей с точки зрения нейропсихологии и нейролингвистики.
  2. Диагностирование речевого развития младших школьников.
  3. Формирование психологической базы письменной речи: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  4. Активизирование нарушенных или ослабленных функций, отвечающих за физическое и психическое здоровье ребёнка.
  5. Определение методов и приёмов обучения, оптимальных для коррекции письменной речи.

Опыт опирается на психолого-педагогические принципы:

1. Принцип «от простого к сложному». При этом главное — определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции.

2. Принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком разнообразным;

3. Принцип учета сложности вербального материала. Необходимо учитывать объективную и субъективную частотность лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста;

4. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Он должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой ребёнка.

С целью профилактики дисграфических ошибок проводится последовательная работа по следующим направлениям:

Коррекция

Используемые приёмы

Цель

Содержание

1

Активизация работы больших полушарий

Создание благоприятных условий для самостоятельной компенсации мозга

Выявление скрытых способностей ребёнка и расширение границы возможностей мозга

Разработанные
рекомендации и консультации для учителей и родителей

2

Развитие психических функций

Гимнастика для мозга, правильный подбор упражнений и времени проведения

Повышение работоспособности, уменьшение количества ошибок

Составленный комплекс упражнений для развития психических функций

3

Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук

Упражнения для мелкой и общей моторики

Повышение уровня развития речи и других психических процессов

Практический материал для общей и мелкой моторики ребёнка

4

Активизация межполушарного взаимодействия

Кинезиологические упражнения

Повышение работоспособности и концентрации внимания учащихся

Составленный комплекс кинезиологических упражнений

5

Воздействие на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез

Цветотерапия

Активизация деятельности учащихся

Игровые моменты, наглядные пособия

6

Нормализация питания обоих полушарий мозга, профилактика болезней дыхательных путей и сердечнососудистой системы

Дыхательные упражнения

Воспитание правильного речевого дыхания, повышение тонуса, улучшение качества выполняемых заданий

Разработанный комплекс дыхательной гимнастики

 

Использование опыта рекомендуется для работы учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов, воспитателям ДОУ в подготовительных группах.

Приложение

Автор: Шипилова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа» Старооскольского городского округа, Белгородская область, г. Старый Оскол. Стаж работы 22 года.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Яковлева Надежда Ивановна 04.02.2017 в 08:45

Елена Николаевна! Большое спасибо! Очень интересно! Я ,учитель начальных классов, обязательно буду применять Ваш опыт!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!