Регистрация

Конкурсная игра по русскому языку для 3 класса «Звездный час»

  • 26 марта 2016

Цели игры:

  1. Вызвать интерес к русскому языку.
  2. Формировать образную и выразительную речь.
  3. Расширить кругозор учащихся.
  4. Развивать образное и логическое мышление.

Оборудование:

  • Школьные песни.
  • Оформление зала (высказывания великих о русском языке, фразеологизмы, игры со словами – информация, которая размещалась на стендах в школе всю неделю; выставки стенгазет всех классов).
  • Распечатанные задания, карандаши.
  • Звездочки (жетоны), набор цифр для ответов (от 1 до 8).

Ход внеклассного мероприятия «Звездный час» 

До начала мероприятия звучат школьные песни. Учащиеся 3 классса А танцуют танец «Мы маленькие дети» («Непоседы»).

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит». Расскажу вам древнюю легенду.

Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» – спросил хозяин.
«Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, вы­ражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», – ответил Эзоп.
В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил:
«А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаро­вывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Ребята, прав ли Эзоп?.. Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения. И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью.

У нас среди параллели третьих классов есть знатоки русского языка, которые участвовали в олимпиадах и у которых есть успехи по этому предмету. Поприветствуем их! 

Сегодня сражаются ученики...

Болельщики, и вы не робейте! Конкурсы будут и для вас!

По правилам нашей игры после каждых двух конкурсов выбывает участник, набравший меньшее количество баллов.

Конкурс 1. «Разминка»

Вопросы для участников игры:

1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое).
3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы).
4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов).
5. Как переносится слово? (По слогам).
6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком).
7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу).
8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов).

Конкурс 2. «Люки и львы».

В пропущенные места вставьте подходящие буквы. Вопросы для участников:

1. _ Л Ю _ К _ 1. Без этого не играют в хоккей (клюшка).
2. _ Л Ю К _ 2. Этот в руке у Бабы-Яги (клюка).
3. _ Л Ю _ К _ 3. Этот пекут, как пекут пироги (плюшка).
4. _ Л Ю К _ 4. Этот не знает, что значит улыбка (злюка).
5. _ Л Ю _ _ _ К _ 5. В тот молочко наливают кошке (блюдечко).
6. _ Л Ю К _ _ 6. Этот с болота приносят в лукошке (клюква).
7. _ Л Ю _ _ К 7. Этот искал Карабас-Барабас (ключик).
8. _ _ Л Е В _ _ _ _ 4. Лев—источник новостей (телевизор).

Жюри подсчитывает баллы.

Конкурс для болельщиков «Загадки»

1. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное).

2. Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, оживают,
Кто их отгадает. (Буквы).

3. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй:… (алфавит).

4. Что для меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт. (Глагол).

5. Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают. (Грамота).

6. Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное).

Конкурс 4. «Пословицы и поговорки»

Стихотворение читает болельщик.

Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья!

Задание: каждой пословице найти её продолжение. 

Конкурс для игроков

Найдите ошибки в пословицах и поговорках.

1. Шило в горшке не утаишь (в мешке).
2. В семье не без водопровода (урода).
3. Не имей сто рублей, а имей миллион (сто друзей).
4. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт (обойдёт).
5. Волков бояться – под одеялом лежать (в лес не ходить).
6. Кашу соляркой не испортишь (маслом).
7. Тяжело в учении, легко на каникулах (в бою).
8. У мышки глаза велики (у страха).

Вопросы для болельщиков:

1. Без труда ищи, а нашёл – береги.
2. Век живи – а горы копает.
3. На ловца и борозды не портит.
4. Нет друга – не вытащишь рыбку из пруда.
5. Муравей невелик, зверь бежит.
6. Старый конь век учись.

Конкурс 5. «Грамотеи»

Стихи читают дети 1 класса.

1 ученик.

Буква А и буква О
Обижаются давно:
– Нас, ни в чём не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через а – «карова».
Букве а стоять здесь стыдно.

2 ученик.

Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва»,
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!

3 ученик.

Буква А и буква О
Обижаются давно:
– Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги. (Л. Дружинина)

А сейчас проверим, нет ли среди вас таких Петруш Ляминых. 

Задание для игроков – исправить Кузины ошибки:

«Развеможнобезулыбкиоченьболноиобидно,
ВидетьКузиныошибки: гласподшышкоюневидно».
«НалителянасугропБыстроКузепомогайте,
ирасшибсебеялоп, всеошибкиисправляйте.

(Подсчёт баллов жюри)

Конкурс для болельщиков

Ведущий: А мы с болельщиками в это время отдохнём. Поработают наши языки. Кто быстрее других и правильно произнесёт скороговорку.

СКОРОГОВОРКА

У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара. (Елена Благинина)

Конкурс 6. «Крылатые выражения»

Ведущий: Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:

1. Знать, как свои пять пальцев.
2. Сидеть, сложа руки.
3. Вариться в собственном соку.
4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.

Задания для участников – коротко объяснить значение фразеологизмов.

Вопросы для игроков:

1. Как снег на голову (неожиданно).
2. Яблоку негде упасть (тесно).
3. Хоть глаз выколи (темно).
4. Держать язык за зубами (молчать).
5. С гулькин нос (мало).
6. Как в воду глядел (знал).

Жюри подводит итог. Осталось3 участника.

Конкурс 8. Шарада

Из рассыпанных кубиков составить, как можно больше слов. По итогам этого конкурса выбывает 1 участник. А участник, составивший наибольшее количество слов имеет право на приз в ящике. Так же и среди болельщиков выбирается тот, кто составил самое длинное слово. Победитель получает приз из выбранного им ящика.

Суперигра

В финал выходят 2 игрока. Из слова ПАТРИОТИЗМ составить, как можно больше слов. Если у участников слова заканчиваются им могут помочь их пара.

Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончились наши соревнования. Попросим жюри подвести итог. А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте.

Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш».

Награждение.

Ведущий: Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам». До свидания! До новых встреч!

Автор: Серкова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова», Смоленская область, п. Кардымово.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 21.09.2020 в 10:42

Интересное мероприятие! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!