Регистрация

Урок русского языка в 4 классе «Путешествие в страну Глаголию»

  • 5 июля 2016

Урок русского языка проводится в 4 классе; направлен на развитите навыка правильного употребления и написания окончаний глаголов. Используются разнообразные формы и методы работы, учитывается опыт детей по данной теме. Интерактивная доска Smart board позволяет качественно провести фронтальную работу, активизировать внимание за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

Цель: обобщение знаний у учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке. 

Задачи:

  • совершенствование умения распознавать глаголы среди других частей речи;
  • развитие орфографической зоркости, памяти, внимания;
  • воспитание интереса к русскому языку, прилежания, аккуратности. 

Оборудование: интерактивная доска; компьютер; презентация урока с использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart board.

Ход урока

1. Разминка.

Учитель: Урок начнём с разминки. Попробуйте прочитать выражение, которое написано на доске. (Презентация 1. Слайд1) ( «Смекалка во всяком деле поможет»). Объясните её значение (рассуждения детей).

2. Чистописание.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в страну Глаголию. Невидимые жители этой страны приготовили нам сюрпризы – задачи. Думаю, что мы сможем их разгадать, т.к. хорошо знакомы с глаголами, назначение которых – выражать действия.

А вот наши кораблики – облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. (щёлкнуть по слайду, появятся облачка) Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии. (Презентация 1. Слайд 2)

В каких глаголах мы встречаем эти окончания глаголов? (* окончания – ть, -чь и –ти встречаются у глаголов неопределённой формы; * -ешь, -ишь у глаголов настоящего и будущего времени ед.ч. 1 и 2 спряжения; * -ет, -ут, -ют – у глаголов настоящего времени 1 спряжения; * -ит, - ат, - ят – у глаголов настоящего времени 2 спряжения). Запишите окончания глаголов в тетрадь.

  • По каким признакам отличаем глаголы от других частей речи? (по вопросам)
  • Что вы знаете о глаголах, как о частях речи? (Глагол – это часть речи, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что делают? Что будет делать?)
  • Приведите свои примеры.
  • Какова роль глагола в нашей речи? ( Они украшают нашу речь, делают её более яркой и выразительной.)

3. Сообщение темы урока.

Учитель:Определите тему нашего урока. (Ответы детей). Итак, тема нашего урока «Путешествие в страну Глаголию». (Презентация 1. Слайд 3)

4. Выборочный диктант: «На лексической полянке».

Учитель: Мы справились с заданием облачков, и они принесли нас на лексическую полянку летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь мы встретимся с нашими друзьями – глаголами. Но вначале послушайте текст.

«Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягода земляника. (Презентация 1. Слайд 4 -7)

А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке берёзы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчёлы». (Презентация 1. Слайд 8 – 10)

А сейчас я ещё раз прочитаю предложения, а вы выпишите глаголы.

  • Почитайте глаголы, которые выписали.
  • Как вы находили глаголы в тексте? (По вопросам).
  • Какие из них обозначают цвет? (Белеют, синеют, алеет).
  • Подберите другие глаголы цвета и употребите их в предложении.
  • Какие из записанных глаголов передают звуки леса? (Жужжат, трещат, кукует, попискивает).
  • Подберите другие глаголы звучания, составьте и запишите с ними предложения. Проверим.
  • Что это? Полянка осветилась ярким солнечным светом. А вот и разгадка. Посмотрите, на полянку один за другим выбегают глаголы «блестеть», «сиять» и «сверкать».
  • Почему первым на полянку выбежал глагол «блестеть», после него «сиять» и только потом «сверкать»? (Они выбегали на полянку по мере нарастания обозначения яркости).
  • Какие ещё глаголы имеют сходное значение (светить, пылать, блистать).
  • С любым из глаголов составьте словосочетание, употребив его в 3 лице ед.ч. наст.времени (сверкает (где?) в траве, на солнце; блестит (как?) ярко, ослепительно).

Учитель: А теперь послушаем отрывки из стихотворений, где встречаются эти глаголы:

Ученик 1: Травка зеленеет, Ласточка с весною
Солнышко блестит, В сени к нам летит. (А.Плещеев)

Ученик 2: Сияет солнце, воды блещут, Деревья радостно трепещут,
 На всём улыбка, жизнь во всём, Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев)

5. Лексико – словообразовательные упражнения.

«В мастерской Дятла». (Презентация 1. Слайд 11)

Учитель: Глаголы пригласили нас в мастерскую Дятла. Он шьёт одежду для глаголов, и у Дятла очередь. Кого же он пригласил к себе? Он выбрал глагол «сверкать». (Щёлкнуть по слайду, появится глагол «сверкать».) Будьте внимательны, следите за действиями Дятла и запишите , в какой форме является нам глагол «сверкать» после очередной игры.

1. Дятел ударил по окончанию и заменил его на окончание 3 лица мн.ч. наст.времени. (сверкают).

2. Добавил к слову приставку за и получилось … (засверкают).

3. А теперь Дятел заменил окончание –ют на окончание –и, и вставил суффикс –л, получился глагол … (засверкали).

4. Дятел убрал приставку, а окончание заменил на такое, какое бывает у глаголов ж.р. в прош.времени. (сверкала).

5. А теперь Дятел заменил в глаголе суффикс –а суффиксом –ну, получился глагол … (сверкнула).

Учитель: Прочитайте глаголы, которые записали. Скажите, в какую форму оделись глаголы? 

6. Физминутка.

Учитель: Отдохнём на полянке, чтобы мы могли дальше продолжить путешествие. Если услышите глагол 2 спряжения – хлопните в ладоши. Если назову глагол 1 спряжения – топните ногой. Постарайтесь сосчитать, сколько глаголов 2 спряжения я назову. Будьте внимательны.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, точить, встречать, помогать.

Учитель: Сколько глаголов 2 спряжения я назвала? (5)

7. Конструирование текста.

«В дворцовом парке времён глаголов». (Презентация 1. Слайд 12 - 13)

Учитель: Из мастерской Дятла мы отправляемся во дворец Времён глаголов. А теперь мы идём в дворцовый парк. Он полон солнечного света, различных ароматов и звуков. Составьте несколько предложений о том, что увидите в парке. Определите время глаголов. Прочитайте свои предложения. Назовите, в каком времени вы употребили глаголы.

Ученик 1: Тёплые лучи согрели дворцовый парк. Деревья подставили солнышку свои зелёные листочки. Кажется, будто парк окутал зелёный дымок. На фоне светлой зелени темнеют ели. А какой свежий воздух в парке!

Ученик 2: Стоит жаркий денёк. Косой солнечный луч золотит вершины деревьев. Не умолкают птичьи голоса. Вот потянул лёгкий ветерок. Вся земля усыпана лесными цветами. Повсюду доносится их сладкий аромат.

Ученик 3: Тропинка привела нас в дворцовый парк. На изумрудной полянке играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. Радостное пение птиц наполняет всё вокруг.

8. Итог урока.

Учитель: Чем заинтересовала вас страна Глаголия? Какие глаголы вам встретились в пути? Молодцы, ребята! Вы отлично поработали на уроке. А вот и кораблики – облачка, которые отвезут нас обратно в класс. (Презентация 1. Слайд 14 – 18)

Презентация к уроку

Автор: Кузнецова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МАОУ Гимназия №12, г. Новосибирск, педагогический стаж 25 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 23.06.2021 в 17:43

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!