Регистрация

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

  • 21 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Важнейшая задача школьного образования – развитие в детях творческого начала, которое должно присутствовать в любом виде деятельности и проявляться в виде качественной характеристики продукта этой деятельности. Богатейшие возможности в этом процессе имеют уроки русского языка, литературного чтения. Сю­жеты, образы литературных произведений служат эмоциональным стимулом для фантазии ребенка, способствуют раскрытию эмоцио­нальной сферы ребенка, его творческому самовыражению. 

Творчество ребенка предполагает наличие у него знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся но­визной, оригинальностью и самобытностью. В работах Л. В. Вы­готского выделяется два направления, симбиоз которых обеспечи­вает развитие детского творчества. Это – культивирование творче­ского воображения и особой культуры воплощения образов, созда­ваемых в процессе творчества. 

Рассматривая литературное творчество с этих позиций, мы уделяем значительное внимание увеличению объема и обогащению словарного запаса школьников и, в целом, развитию речи детей. Для развития литературного творчества особое внимание уделяется не только увеличению объема словар­ного запаса, но и формированию умений:

  • активно пользоваться имеющимися словами,
  • использовать способы образования новых слов,
  • понимать и использовать в речи многозначность слов,
  • соблюдать грамматический строй языка,
  • правильно произносить слова, расставлять акценты в предложениях, подчеркивая определенный его смысл. 

Начиная с первого класса, мы создаем особый словарь, куда записываются слова, с помощью которых можно выразить настрое­ние. Работу начинаем с анализа ребенком собственного настроения и умения выразить его различными эстетическими средствами: му­зыкальными, графическими, цветовыми, вербальными. 

С первых дней обучения – это слова, отражающие настроение ученика, от проделанной на уроке работы, от общения с однокласс­никами и т. д. Первым средством выразить это настроение являют­ся «рожицы» с характерными штрихами настроения. Затем исполь­зуются краски, отражающие различные оттенки настроения, позже подключаются музыкальные средства, и только затем начинается ра­бота по подбору и анализу слов, отражающих различные оттенки настроения. 

Работу над словом проводим на разных уроках. Например, на уроках русского языка составляем наборы слов, характеризующие различные объекты. Например: щенок – лохматый, добрый, непо­седливый, черный, ушастый, быстрый, лающий; снег – пушистый, белый липкий, сыпучий, тающий, почерневший, рассыпчатый, мокрый.

На уроках литературного чтения предлагаем детям «вклю­чить» воображение и составить словосочетания, применив призна­ки одного объекта к другому (пушистый щенок). В результате та­кой работы дети учатся получать новые образы, примерять их к си­туациям, знакомятся с выразительными средствами и приемами ху­дожественного изображения. Постепенно переходим к анализу литературных произведений и лирических стихов, помогая детям освоить богатый духовный мир человека. 

При развитии творческих способностей детей большее значе­ние имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление дос­тичь конкретного результата. Для удовлетворения этой детской по­требности полезно использовать задания, предполагающие художе­ственное экспериментирование:

  • перенос традиционных сказочных персонажей в совре­менную обстановку;
  • объединение в одном сюжете героев разных сказок,
  • прерывание чтения сказки (рассказа) на самом интерес­ном месте и «домысливание» сюжета сказки. («Какие события про­изойдут в сказке дальше?» или «Какой будет дальнейшая судьба героя сказки?»);
  • сравнение своего варианта сюжета с авторским вариан­том с точки зрения развития сюжета, выразительных средств опи­сания сюжета и др. 

Любимым видом детского творчества является драматизация – разыгрывание сценок из прочитанных произведений. Успех этого вида творческой деятельности во многом зависит от выбора произ­ведения созвучного детскому возрасту, а также степени подготов­ленности детей к фантазированию и самостоятельному воплоще­нию своих фантазий. Но если это удается реализовать, то нет пре­дела детской фантазии и творчеству. Это и подготовка декораций к произведению, где обязательно участвуют все дети и проводится конкурс эскизов декорации, и конкурс костюмов для героев, и под­бор музыкального сопровождения разыгрываемой сцены, и отбор лучших исполнителей.

В младшем школьном возрасте для детей характерна тяга к ритмически организованному складу речи, риф­мам. В связи с этим большой интерес у детей вызывают простые случаи литературной игры буриме, например, дополнить четверо­стишье по предложенным двум строчкам.

Вариант Бориса Заходера.

В чистом поле, в белом поле
Было все белым –  бело
Потому, что это поле
Белым снегом замело.  

Детский вариант.

В чистом поле, в белом поле
Было все белым – бело
Белым снегом в этом поле
Мышью норку замело.                  

Или еще один детский вариант, с присущей детскому стихо­сложению динамичностью действия.  

В чистом поле, белом поле 
Было все белым – бело 
Снегом зайчику на горке
Его лапки замело.  

Очень популярен в среде первоклассников и такой вид твор­ческой игры, как подоборка пропущенных рифм во фрагменте стихотворения из предложенных слов или без них.  

Широка и глубока
Под мостом текла ...
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый ...        

Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Естественно, стихи бывают раз­ные и по тематике и по соответствию нормам стихосложения, но главное, пробудить в детях стремление к поиску средств выразить себя, свои мысли, свое отношение к миру, природе и обществу, научить любить прекрасный мир художественных образов. 

Приложение 1: Практические и методические указания.

Автор: Степина Надежда Николаевна, учитель, высшая категория, МБОУ СОШ № 163, г. Екатеринбург. Стаж работы по специальности 34 года.

5 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 35)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Валерий Алексеевич 22.02.2013 в 19:12

Замечательный опыт. Отличная статья. Спасибо Вам, Надежда Николаевна.

Светлана Наумкина 22.02.2013 в 19:15

Спасибо за публикацию, очень интересная статья. А судя по фотографиям в приложении, Вы проводите очень увлекательные уроки. Хочу также заметить, что развитие воображения у школьников является заделом для их успешных работ в будущем по литературе и русскому языку, дети начинают намного шире, разнообразнее и интереснее писать сочинения, вкладывают творческую нотку в пересказы, успешнее сдают ег в конце концов. Посему не стоит недооценивать значимость творческих способностей и желательно обратить внимание на их развитие как можно раньше. Работа на 5+, спасибо Надежда. Всем желаю успехов в работе и новых свершений!

Елена Ивановна 22.02.2013 в 19:58

Уважаемая Надежда Николаевна! Творческие способности и надо развивать с младшего возраста. Ваша статья педагогически значимая. Смешные стишки! Вам 5 баллов! Приглашаю на свою страничку.

Надежда Степина 22.02.2013 в 20:27

Спасибо большое Елена Ивановна и Светлана, очень приятно читать Ваши отзывы. Это моя первая опубликованная работа и благодаря позитиву полученному от Вас и вообще от этого замечательного портала хочется работать дальше. К новым свершениям и новым победам! Обязательно ознакомлюсь с Вашими работами, уверена они будут не только интересны, но и полезны мне как учителю!

Олеся Викторовна 22.02.2013 в 20:46

Уважаемая Надежда Николаевна!Не так давно я работала в ДОУ и знаю эту работу не понаслышке. А когда творческий педагог совмещает практическую деятельность и теоретический материал, то тут 5+++++. Удачи и успеха. Приглашаю Вас к себе на страничку, может то же что- нибудь пригодится.

Олеся Викторовна 22.02.2013 в 23:01

Только номинация наверное не " Методическая работа в ДОУ", а скорее внеурочная деятельность в ОУ.

Надежда Степина 23.02.2013 в 19:42

Олеся, ваш урок мне очень понравился. Творческий подход к построению урока.Увлекательно для ребят.Молодец !!!

Светлана 24.02.2013 в 15:34

Интересная статья, обязательно возьму себе на заметку. От меня 5 баллов. Жду в гости к себе на страничку. УДАЧИ!!!

Ануфриева Ирина Викторовна 24.02.2013 в 19:49

Уважаемая Надежда Николаевна! Хорошая публикация: актуальная тема и для школьного и для дошкольного образования, есть некоторые практические и методические указания... Оформляйте свои работы презентациями, фотоматериалом, тогда будет больше интереса к вашим работам. Желаю удачи в последующих конкурсах.

Ирина Николаевна 24.02.2013 в 21:14

Уважаемая Надежда Николаевна! Всегда придерживалась мнения, что в школе мы должны развивать детей всесторонне. Написание рифмованных строчек (назовём этот процесс так скромно) - очень хорошая возможность приобщить детей к поэзии, словотворчеству, фантазии, дать толчок их эмоциональному, эстетическому развитию. Вы в работе помогаете ученикам создавать художественные образы, что, конечно же, похвально!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!