Регистрация

Использование приёмов ТРКМ на уроках русского языка

  • 15 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

Использование приёмов ТРКМ на уроках русского языка в 5 классе в контексте требований ФГОС.                                                           

2012 – 2013 учебный год в нашем лицее – год внедрения в 5 классе новых образовательных стандартов. В перечень рекомендованных материалыв ФГОС включены различные технологии, одной из которых является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Если традиционный урок в пятом классе ассоциируется с учителем у доски, объясняющим новый материал, и учениками, записывающими большое количество сложного материала, который необходимо выучить, то технология развития критического мышления в корне меняет характер таких уроков, что соответствует требованиям ФГОС.

Я работаю по данной технологии четвёртый год. Чему мы учимся с пятиклассники с помощью данной технологии, какими приёмами ТРКМ овладели в этом учебном году?

  • Учимся прогнозировать. Приёмы «Верные – неверные утверждения», «Дерево предсказаний» помогают моим пятиклассникам овладеть приёмами прогнозирования.                 
  • Учимся воспринимать информацию. Для осмысления содержания лингвистического текста, обнаружения личностного смысла в тексте использую приём «Инсерт» (чтение с маркировкой текста).
  • Учимся восприятию информации. Приёмы «Мозговой штурм», «Знаю – хочу узнать – узнал» для этого наиболее эффективны.  
  • Учимся  задавать  вопросы. Приёмы «Толстые и тонкие вопросы», «Кластер» использую не только на уроке, но и в домашнем задании. 
  • Творчески интерпретируем информацию. Очень часто использую приём «Синквейн» – творческую  форму рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.

Все перечисленные приёмы ТРКМ хорошо сочетаются с заданиями УМК Львовых, по которому работает наш лицей.

Разработка одного из проведённых мной уроков, технологическая карта  урока помогут определиться с выбором технологии тем педагогам, кому только предстоит работать в пятых классох по ФГОС. 

Приложение 1: Технологическая карта и конспект урока русского языка «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»

Приложение 2: Презентация к уроку русского языка «Однокоренные слова и формы одного и тогоже слова»

Автор: Майер Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория, МКОУ «Лицей», г. Калачинск Омской области. Стаж работы 29 лет. Почётный работник общего образования.

3.3 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 13)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Ивановна 17.02.2013 в 15:14

Уважаемая Елена Николаевна, достойное конкурсное занятие, грамотно разработанное, со множеством приложений. Спасибо за опыт. Жаль, что вы его так поздно разместили. Конкурс уже заканчивается, а ваше занятие достойно высоких баллов!

Олеся Викторовна 17.02.2013 в 19:56

Уважаемая Елена Николаевна. Работа у вас не плохая , сделаю несколько замечаний. Вы пишите, что дети ставят цель, но тут же показываете ее на слайде. Кластер - это скорее не подбор однокоренных слов, это скорее метод ассоциации главного объекта с другими, когда вокруг главного пишутся любые идеи, которые приходят в голову.Прием" Верные и неверные утверждения", утверждения, а не вопросы , как у Вас. В 5 классе можно применить очень много приемов ТРКМ, я практикую многие из них уже в 1 классе, сочетая с технологией продуктивного чтения. Но понравилось, что на уроке использованы различные виды деятельности. Удачи и успехов в работе.

Ирина Николаевна 18.02.2013 в 22:35

Уважаемая Елена Николаевна! Спасибо за обширный, продуманный, нужный материал, который, я считаю, можно взять на вооружение педагогам, работающим по ФГОС в 5 классе, и тем, кто будет работать по ним с сентября 2013 года.

Светлана Евгеньевна Первенецкая 23.02.2013 в 05:44

Уважаемая Елена Николаевна! Добротная кропотливая работа. Готовый к употреблению урок. Но к замечаниям Olesya770777 советую прислушаться.
Еще хочется поворчать по поводу иностранных слов. НУ почему кластеры, смайлики, инсерты? Вы же учитель РУССКОГО языка.

Ирина Почекаева 01.02.2015 в 17:56

Все это делают учителя в начальной школе. Ничего нового я для себя не взяла. Творческих успехов и хороших учеников. Желаю удачи в конкурсе. И не забывайте о том, что сколько людей столько и мнений. Срасибо за работу.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!