Регистрация

Работа над деформированным текстом-повествования. Виды заголовков

  • 16 февраля 2010
Этот урок можно провести в конце 1 класса или в начале 2. Очень важно при планировании урока четко поставить цель, сформулировать задачи урока. Надеюсь, что этот конспект поможет моим коллегам, особенно начинающим, при подготовке к урокам.

Очень часто ошибочно полагают, что заголовок должен отражать только основную мысль текста, но это неправильно. Если посмотреть на литературные образцы, то мы увидим, что виды заголовков самые разнообразные. В приведенном уроке показывается, как можно работать с заголовками, объясняется их смысл.

В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:

  • Формирование потребности изучения учебного материала.
  • Мотивация деятельности.
  • Цель и задачи.
  • Поиск способов решения поставленной цели и задач, действий обучающихся.
  • Контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя).
  • Оценка (взаимооценка, самооценка, оценка учителя).

Цель урока: формирование умений составлять текст-повествование.

Задачи урока:

предметно-информационные:

  • формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.

деятельностно-коммуникативные:

  • учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;
  • развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.
  • мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;
  • совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;

ценностно-ориентационные:

  • воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.

Оборудование:

  • деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;
  • серия сюжетных картинок по тексту;
  • сигнальные карточки.

Основной принцип построения урока: создание ситуации успеха у каждого ребенка, который будет стимулировать его в учебно-познавательной деятельности.

Деятельность учителя:

управление образовательным процессом с обоснованным использованием педагогических методов, направленных на формирование учебной деятельности обучающихся:

  • наглядный
  • практический
  • проблемный
  • беседа
  • наблюдение
  • метод организации взаимодействия обучающихся в парах.

Деятельность обучающихся:

Учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.

Контроль: наблюдение, обратная связь через ответы учеников; совместная работа по правильности определения типа речи; необходимая индивидуальная помощь при выполнении задания.

Оценивание: с позиций ученика и учителя, исходя из темы и задач урока.

Ожидаемый результат: создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.

Учебный материал: деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».

Как Алеша ежика искал.

У Алеши был ежик. Он жил в комнате.

Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.

Ну и домик облюбовал себе ёжик!

Ход урока

1. Сообщение темы урока. Мотивация.

Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).

Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие.

Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?

2. Работа над заголовком текста до чтения.

Что такое заглавие?

Прочитайте заголовки к одному тексту.

Что о тексте из них вы можете узнать?

  • О ёжике.
  • Алеша и ёжик.
  • Находчивый ёжик.
  • Ёжик пропал.
  • Куда пропал ёжик?
  • Ну и домик!
  • Ёжику лучше в лесу.
  • Как Алеша ёжика искал.

(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)

Значит, что отражает этот заголовок? (Тему)

Что ещё мы узнали? (Главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)

Что отражает этот заголовок? (Название главных героев)

Следующий заголовок. Что из него можно узнать? (Ежик был находчивый, что-то нашел). Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.

Ёжик пропал.

Произошло что? Какое-то событие. Этот заголовок отражает событие.

И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик? Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.

Ну и домик! Знаете вы, что за домик? Интересно узнать? Этот заголовок вызывает у нас интерес.

А на картинке мы видим, что за домик?

Ёжику лучше в лесу.

Что можно узнать из этого заголовка? (Что ежику лучше жить в лесу, а не дома). Почему?

Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок? Основную мысль.

«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (О том, что Алеша искал ёжика)

А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).

Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.

3. По ходу работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.

О ёжике.                                               Тема    

Алеша и ёжик.                                 Главные герои                         картинка №1

Находчивый ёжик.                           Характеристика героя                                              

Ёжик пропал.                                  Событие                                    картинка №2

Куда пропал ёжик?                         Вопрос, характеризующий проблему                                           

Ну и домик!                                      Интерес.                                   картинка №3

Ёжику лучше в лесу.                        Основная мысль                                                            

Как Алеша ёжика искал.                   Тип речи.                                                      

Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала? (3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)

Попробуем назвать эти действия:

  • Сначала жил или был,
  • Потом пропал,
  • Затем искал,
  • И, наконец, нашел.

Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.

Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)

Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.

4. Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.

Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)

Вспомним признаки текста.

  • Текст состоит из предложений связанных по смыслу.
  • Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.
  • Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.
  • Составляется с учетом адресата.

Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста. Слушаем одну- две пары.

  • Как вы думаете, получился у вас текст?
  • Как думают ребята?
  • Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.
  • Какое заглавие вы выбрали?

Оценивание учителя.

5. Работа с деформированным текстом – повествования.

(На доске и у учеников 3 части текста про ёжика).

У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.

  • Что можно сказать об этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)
  • Какое задание можно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)

Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.

1 пара у доски.

Прочитайте. Что получили? (текст)

Докажите.

Вот мы и прочитали текст. Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?

Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший)

Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.

Автор: Голенцева Ольга Витальевна,
учитель начальных классов высшей категории,
гимназия № 2 г. Екатеринбурга

Фото автора

4.7 из 5 звезд
(голосов: 19, сумма баллов: 90)
  • 16 февраля 2010
  • 40080
  • 5

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 22.02.2010 в 18:08

Ольга Витальевна! Спасибо за подробный конспект урока. ГП

Владислав Анатольевич 17.09.2010 в 13:15

Уважаемая Ольга Витальевна! Лично я под мотивацией монимаю:
- элементарное жизнеобеспечение;
- развитие личности и среды жизнеобеспечения;
- внедрение нового, ещё неизвестного опыта.
Всё это триединство Природы Вы самым доступным образом доводите до сознания наших малышей, тем самым развивая его. Гениально!
С уважением, Владислав.

Ирина 26.03.2014 в 05:36

Отличный материал, спасибо!

Ирина Почекаева 11.01.2015 в 15:53

А где же нормы ФГОС, использование ИКТ, Рефлексия?

Ольга Витальевна 11.01.2015 в 17:28

Уважаемая Ирина Александровна! Внимательно посмотрите на год публикации, а урок проведен ещё раньше. Здесь опубликован фрагмент!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!