Регистрация

Родительское собрание «Первые школьные отметки»

  • 9 августа 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

«Где не хватает терпения, надо бы постараться понять,
где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
С. Соловейчик

Цель собрания: Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий  по отношению к своему ребёнку со стороны родителей;

Задачи:

  • познакомить родителей с причинами затруднений в учебном процессе младших школьников;
  • повысить педагогическую культуру родителей;
  • пополнить арсенал знаний у родителей по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

Участники собрания: Классный руководитель, родители.

Форма проведения собрания: Родительский ринг.

Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему. В ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса её на конкретных учащихся.

Такая форма работы играет огромную роль в просвещении родителей, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя 

– Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в учебной деятельности, но, к сожалению, ни все могут быть успешными, и в нашем классе есть дети, знания которых, не соответствуют государственным стандартам, требованиям учителей и ожиданиям родителей.

Некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Сотрудничество школы и семьи является базовой основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.

2. Фронтальная работа с родителями  

Родители вместе с классным руководителем пытаются выяснить причины «школьной неуспешности». Выслушав мнение родителей, учитель просит обратить внимание на русскую матрёшку:

– Матрёшка состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Нам с вами видна только верхняя «барышня». Однако под ней прячется одна, а в ней – ещё одна. Открывая формы, мы, в конце концов, добираемся до самой маленькой, последней.

Причины школьной не успешности по своей структуре напоминают матрёшку, где верхняя, видимая оболочка – это нарушение внимания и памяти, трудности понимания задания, неусидчивость, и многие другие проблемы. Однако верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения, а под ней прячутся ещё три – четыре слоя. Каждый слой – специфическая группа причин школьной не успешности. У каждого ребёнка – свой «дизайн» матрёшки. У кого-то она сделана в прошлом году, а у кого-то сложилась ещё в младенчестве и с каждым годом она усложняется и растёт.

Основными причинами неуспешности являются:

  • нарушение ЦНС (самая маленькая «куколка» скрыта от наших глаз, но именно с неё как правило всё и начинается);
  • бедная развивающая среда (очень важно, чтобы развитие ребёнка было неравнодушным его близкому окружению);
  • личные и эмоциональные особенности ребёнка (особенно важны для успешного освоения знаний нормальный уровень тревожности, учебная мотивация, принятие ребёнком ответственности за учебный процесс);
  • ожидания родителей (содержание и качество детско-родительких отношений, система реагирования родителей на проблемы в школе);
  • отношения внутри школы.

Таким образом, мы с вами видим, что такая, казалось бы, однозначная проблема под названием «школьная неуспешность» вмещает в себя множество разнородных факторов и причин.
Хотелось бы обратить особое внимание на последние три проблемы, они связаны с эмоциональным состоянием ребёнка. В младшем школьном возрасте ребёнку важно положительно отношение близких ему людей. Если ребёнок не успешен в учёбе, родители часто срываются, не понимая причины, проблемы.

3. Работа в группах

Родителям предлагается в группах обсудить проблемную ситуации и найти её решение. Как нужно вести себя родителю, чтобы помочь, а не навредить ребёнку, если:

  1. Ребёнок, придя домой, отказывается показывать вам дневник или рабочую тетрадь.
  2. На выполнение домашнего задания ребёнок тратит очень много времени.
  3. При выполнении домашнего задания ребёнок не понимает, что от него требуется.
  4. Ребёнок отказывается делать домашнее задание.
  5. Посмотрев дневник ребёнка, вы обнаружили там двойку.

4. В конце собрания каждому родителю выдаётся памятка:

  1. Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.
  2. Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.
  3. Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.
  4. «Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
  5. Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.
  6. Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.
  7. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  8. Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

Родительское собрание ведет Е.А. Трошкова

Автор: Евгения Александровна Трошкова, учитель начальных классов второй квалификационной категории МОУ «СОШ № 32» с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла города Екатеринбурга, педагогический стаж – 7 лет. Фото автора ямама

4.4 из 5 звезд
(голосов: 47, сумма баллов: 207)
  • 9 августа 2010
  • 27868
  • 36

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (36)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Александровна 11.08.2010 в 15:39

Евгения Александровна, родительское собрание понравилось. Первые оценки - очень важны не столько для учеников, сколько для родителей. Они очень тяжело адаптируются и привыкают к тому как оценивают их детей. Это собрание необходимо проводить. Мой голос за Вас.

Евгения Александровна 11.08.2010 в 20:22

спасибо)))

Татьяна Витальевна 11.08.2010 в 22:14

Да, родителей, так же как и детей, необходимо готовить к оцениванию. Нужная и важная тема.

Танюша 12.08.2010 в 22:12

Полностью поддерживаю вас Евгения Александровна! Желаю достижения цели и задач!!!

Юлия Геннадьевна 18.08.2010 в 14:49

Проблема первых оценок действительно очень актуальна! дети и родители все переживают ! Нужен правильный подход!Хорошо что такая тема затронута! Я за!

Александрв Борисовна 21.08.2010 в 07:08

очень важны для родителей и для детей, самые первые оценки. Полностью поддерживаю вас Евгения Александровна! Я голосую за вас!

Евгения Александровна 21.08.2010 в 11:21

Спасибо всем за комментарии! Буду рада, если моя информация кому-нибудь пригодится))))

Татьяна Валентиновна 26.08.2010 в 21:20

Спасибо за интересный материал. Я сама мама , ребёнок пойдёт в 3-й класс. Скажите, а памятку скачать можно?

Ирина Владимировна 23.08.2010 в 10:40

Здравствуй, Женя!
Первые оценки очень важны для детей и родителей. От этого зависит как дети будут дальше учиться. Поддерживаю тебя и желаю больших успехов. Ты - молодец.
И.В.Крохалева

Евгения Александровна 23.08.2010 в 15:42

Приятно, что можно поделиться с учителями и родителями интересным материалом))))

Марина Павловна 25.08.2010 в 21:44

Евгения Александровна, Ваша работа заслуживает высокой оценки! Ваш материал взяла себе на заметку для дальнейшего использования в работе с родителями. Большое спасибо за творческий подход к работе. С уважением, Казанцева М.П.

Надежда Михайловна 25.08.2010 в 22:35

Родительское собрание понравилось. Спасибо.

Елена 25.08.2010 в 23:30

Очень понравилась идея подачи новой информации для родителей в виде аналогии с матрешкой. Замечательный прием! Глубокий и одновременно очень простой и понятный. Спасибо. Обязательно буду использовать в своей работе.

Марианна Ивановна 26.08.2010 в 20:34

Евгения Александровна, присоединяюсь к комментариям пользователей портала и отдаю свой голос за вашу работу. Мне очень близка и понятна представленная вами тема родительского собрания, т. к. я являюсь не только учителем в средней школе, но и мамой четырёх сыновей. Важно, что вы определяете основные причины неуспешности, которые не видят родители и которые в процессе дальнейшего обучения могут прогрессировать.

Маргарита 26.08.2010 в 20:55

Интересная форма проведения родительского собрания. Накануне нового учебного года многие учителя возьмут себе на заметку, спасибо!

Наташа Крепких 27.08.2010 в 06:38

Очень интересная и глобально полезная информация! Спасибо!

Анна Николаевна 28.08.2010 в 15:41

Хорошо составленный сценарий залог успешного взаимодействия с родителями. Ваша работа заслуживает высокой оценки.

Галина Белоногина 28.08.2010 в 17:31

Понравилась аналогия причины школьной не успешности с матрешкой. А памятку составляют родители из предложений, поступивших после работы в группах, или она уже заготовлена заранее?
Спасибо!

Людмила Сапронкина 28.08.2010 в 21:04

Добрый день!
Интересная форма прроведения собрания. Дать родителям возможность самим найти причины неуспешности ученика, выслушать все доводы, а значит и из жизненного опыта другимх родителей и чем- то обогатиться- так и нужно проводить сейчас собрания. Только в сценарии необходимо написать "обратная связ"- когда от групп родителей выступают со сценариями решения проблем.
Спасибо!!! Оценка 5!

Галина Викторовна Скудина 28.08.2010 в 22:17

Интересный материал для родительского собрания. На конкретных жизненных ситуациях родители и дети учатся взаимодействию, а учитель целенаправленно учит находить правильные решения. Полезно не только для начальной школы, но и для среднего звена. Спасибо.

Елена Чермошенцева 29.08.2010 в 09:03

Замечательный материал.Действительно , тема оценки ребенка очень актуальна.Прекрасный педагог учит находить правильные решения проблем.Каждый родитель счмтает,что его ребенок очень талантлив, но учитель корректно показывает в чем заключается неуспешность ученика.Спасибо за прекрасную работуПрошу разрешения использовать данный ресурс в своей работе.

альмира ишмурзаевна 29.08.2010 в 14:49

Работа с родителями интересна и увлекательна. Найти общий язык, привлечь внимание, стать единым целым в совместном воспитании и обучении ребёнка - вот те цели и задачи, которые Вы ставите в своей работе. Очень полезная памятка!

Галина Степановна Иксарь 29.08.2010 в 14:49

Евгения Александровна! Спасибо за приглашение прочитать Ваш материал - он, действительно, интересен для педагога любой школы. Я работаю с детьми 5-11 классов, но возьму на вооружение Вашу идею с матрёшкой. Вы замечательный творческий учитель - желаю Вам удачи не только на конкурсе, но и в работе!

Вишнякова Елизавета 30.08.2010 в 00:05

С матрешками это здорово! Материал очень актуальный. От родителей зависит практически все. На таком родительском собрании они пропустят информацию, эмоции через "ребенка", который находится внутри взрослого, а значит лучше поймут свое дитя.
Успехов Вам педагогических! Счастья человеческого!

Коля 30.08.2010 в 17:37

Материал интересный, актуальный.Спасибо!Успехов!

Сергей Серебряков 30.08.2010 в 23:11

Очень хороший материал!
С Вашего разрешения поделюсь "матрёшкой" с коллегами.
Спасибо!
Успехов!

Олег Николаевич 05.09.2010 в 07:56

Хорошая работа. Думаю, Вашу работу можно рекомендовать родителям. Спасибо Вам,Евгения Александровна.

Нелли Владимировна 05.09.2010 в 08:04

Уважаемая Евгения Александровна!
Замечательное собрание, оригинальная идея с матрешкой, доступная форма информирования родителей - спасибо Вам за Ваш труд! Я сама учител английского, и часто провожу собрания с родителями второклашек, чтобы "ввести" их в курс дела. Теперь буду пользоваться Вашей идеей :-)

Миша Самарский 05.09.2010 в 12:11

Конечно, "пять"!!! Доходчиво изложено и очень понятно. Видно, что у учителя болит душа за результаты своей работы. Но, будь моя воля, я бы в начальной школе вообще оценки отменил. :-)

Татьяна Васильевна 05.09.2010 в 19:09

Спасибо, Евгения Александровна, за внятное "разделение труда". Мне всегда было жаль детей учителей - у них и дома, и в школе учителя. И своему ребёнку тоже сочувствую
После Вашего собрания учителя-родители должны будут поменять свою позицию по отношению к собственному ребенку и стать для него, наконец, мамой (или папой) хотя бы дома.

Елена Онюшкина 10.09.2010 в 15:02

У вас все получится! Желаю дальнейших творческих успехов!

Галя 22.09.2010 в 18:09

Материал актуальный. Спасибо!

Любовь Владимировна 24.09.2010 в 19:51

Замечательно! Спасибо , Евгения Александровна! Получила и пользу и удовольствие от статьи.

Ольга Васильевна Климентьева 02.10.2010 в 18:50

Извечная проблема учителей и родителей. Хороший материал!

Ирина Адриановна 03.10.2010 в 09:42

Уважаемая Евгения Александровна! Материал несомненно полезный, но в конкусных работах принято делать ссылку на источники, которыми Вы воспользовались.

Евгения Александровна 03.10.2010 в 19:42

(((( Это я упустила...........в следующий раз исправлюсь!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!