Регистрация

Школа Праздников – для родителей и детей

  • 10 августа 2009

«Школа Праздников» – не слишком ли претенциозно? Да – если понимать под этим вечные праздники в школе. Нет – если увидеть, что праздники тоже могут быть школой. С 1992 по 2001 гг. я работала с классом вальдорфской ориентации «София» в Находке. И работа с родителями сразу заняла важное место в образовательном процессе.

Поначалу я двигалась интуитивно, хотя уже понимала, что без родителей образовательный процесс становится ущербным. А потом лишь, на вальдорфских семинарах, узнала, что «учитель – ученики – родители» (правильнее было бы написать это по кругу, иначе пропадает связка «учитель – родители» и «родители – учитель») – это та «тренога», на которой держится вся школа. Тогда к работе с родителями я стала подходить осознанно.

Как объединить взрослых людей? Конечно, выбрав наш класс для своего ребёнка, тем самым они уже вошли в общий круг. Но теперь встала задача совместной работы – надо было создать своего рода чашу, в которой могло появиться (реально, а не формально) такое явление, как «класс вальдорфской ориентации».

Стержнем работы с родителями стали Праздники года. Постепенно, от класса к классу, определился круг Праздников и традиции их проведения.

Годовой круг открывался Праздником начала учебного года, в октябре отмечался День Михаила с его идеей борьбы Добра со Злом, в ноябре – Праздник Фонариков, посвящённый наступлению зимы, в декабре – Рождество, в феврале – Масленица, весной – Пасха; завершался годовой круг «выпускным» праздником.

Со временем, по мере взросления детей и накопления опыта, список праздников пополнялся: в 7-м классе появилась Троица; а в 8-м, когда это потребовалось романтическим настроениям детей – день Валентина.

Каждый Праздник имел свои особенности: радость встречи после долгих летних каникул и эмоциональный импульс на весь учебный год; приобщение к битве Михаила с Драконом; таинственное мерцание тёплого света фонариков в сгущающемся холоде ночи, когда мы несли свои фонарики от школы до дома; запах цедры и корицы и ожидание рождественских подарков; щедрое масленичное веселье; скорбь смерти и радость весеннего пасхального воскресения; наконец, заслуженная гордость плодами трудов своих на празднике завершения года.

Но в каждом празднике было и неизменное – например, праздничный стол: за красивые столы со скатертями, с домашней (обязательно!) выпечкой усаживались вперемежку дети и взрослые (как трудно было добиться того, чтобы все взрослые сели за общий стол!); все брались за руки, образуя круг, зажигалась свеча, торжественно произносились благодарственные слова – и после этого все отдавали дань творениям умелых маминых рук. К такому порядку быстро привыкали и гости; благодаря ему за столом создавалось особенное праздничное настроение. Конечно, потом дети устраивали беготню, взрослые судачили за чашечкой чая – но настроение уже не исчезало.

Внешняя форма проведения Праздников установилась достаточно быстро. Вначале был небольшой концерт, где демонстрировались детские достижения; затем спектакль силами детей (кстати, костюмы – тоже дело рук родителей), затем праздничный стол, совместные игры; в конце – общая уборка и прощание. А вот к Рождеству спектакль ставили обязательно родители. Мы тоже «росли» год от года: если поначалу мы обходились отдельными сценами и почти без костюмов, то к 9-му классу уже сделали полный спектакль – с костюмами, мизансценами, музыкальным сопровождением и песнями (не под фонограмму!). Да и подарки детям делали сами, своими руками.

Труднее всего, на мой взгляд, было изменять содержание Праздника в соответствии с возрастом детей. Например, если в 1-м и 2-м классах они с удовольствием играют в гномов, то уже в 3-м начинают относиться к ним скептически – и нужен какой-то новый ход, чтобы Праздник открылся другой стороной и воодушевил всех заново, и детей, и взрослых.

Кстати, успех Праздника во многом зависит от того, как его воспринимают родители. Как только они взглянули на гномов не просто как на весёлых бородатых старичков из рекламы шоколада, а как на духов природы (все тут же вспомнили истории про домовых и т.п., в том числе из личного опыта) – Праздник сразу «пошёл»; т.к. дети моментально отреагировали на душевный настрой своих родителей.

Некоторые Праздники без родителей вообще не состоялись бы – праздники начала и окончания учебного года, праздники, связанные с выездом на природу (Масленица, Троица, осенний поход). Например, к Празднику окончания учебного года родители переплетали те «учебники» по предметам, которые вели дети весь год – и каждый ребёнок получал в конце года подарок: увесистый том своих трудов, с рисунками, записями, старательным (или не очень) оформлением.

Не все могли выдержать такую нагрузку; некоторые «сходили с дистанции» – и сразу «сходили с дистанции» их дети! Это было очень хорошо видно – если родители принимали идею и работали на её воплощение, то и их дети активно работали в классе (хотя об успеваемости на собраниях мы говорили не так уж часто, слишком много было других вопросов); а если нет – то и дети были вялыми и жизни класса душой не принадлежали.

Не сразу, но сплочение родителей происходило. Очень яркий показатель совместной работы – родительские собрания. Это – та часть «айсберга», что находится вне поля зрения, но без которой не состоится и праздник. Зачастую один Праздник требовал подготовительной работы на нескольких собраниях (не считая репетиций). А в какой-то момент мы поняли, что собираться 2 раза в месяц и заседать по 3-4 часа просто невозможно; и тогда, по предложению одной из мам, стали собираться каждую неделю, но на 2 часа (где вы ещё видели таких родителей?).

И нам всегда было что обсудить: были вопросы как текущие (ремонт, быт, организация очередного праздника, мониторинг образовательного процесса и др.), так и «глобальные» (например, угроза закрытия класса; или – совместное чтение и разбор литературы по вальдорфской педагогике; или – обсуждение конфликтной ситуации в классе и др.)

Конечно, можно сказать, что Америки я здесь не открыла – работа с родителями нужна, и в советское время велась достаточно чётко, да и сейчас есть учителя или школы, которые такую работу проводят. Спорить не буду – действительно, у учителей, что называется, «от Бога», так было и есть – и собрания, и праздники, и походы, и прочее. Но всё дело в том, что они действуют, исходя из своей педагогической интуиции. А сегодня этого уже мало – сейчас нужно работать сознательно; а для этого необходима идея, способная сплотить взрослых и детей, воодушевить их на совместную работу.

Благодаря Праздникам мы многому смогли научиться; но главным я могу назвать осознание триады «родители – дети – учитель» как фундамента школы. Учителя, сойдите со своего пьедестала! Лишь тогда можно будет найти здоровое основание для совместной работы с родителями. Родители, пробудитесь! Без вас образовательный процесс перекошен. Родители и учителя, объединяйтесь! Только так можно будет поставить на ноги и школу, и своих детей!

 Автор: Марины Голованова

http://demo.sinergi-school.ru/

2.8 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 17)
  • 10 августа 2009
  • 6847
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Жаркова Виктория Владимировна 29.12.2012 в 13:45

Согласна с Вашим призывом. 5!

Елена Елена Елена 16.12.2020 в 20:24

Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 04.10.2021 в 11:53

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!