Регистрация

Повышение педагогической культуры родителей первоклассников

  • 22 декабря 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Работа с родителями» (в начальной школе)

Родители являются первыми педагогами для своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем возрасте.

Мы выяснили, что важнейшим компонентом педагогической культуры являются наиболее важные для родителей знания и умения: общекультурные, психолого-педагогические, физиолого-гигиенические, правовые, коммуникативные, экономические. При этом в содержание педагогической культуры входят аксиологический, технологический, эвристический и личностный компоненты.

Для повышения педагогической культуры родителей, необходим педагогический всеобуч. В практике современной школы используются его многочисленные разнообразные формы. Они, безусловно, должны рассматриваться как формы педагогического взаимодействия школы и семьи, направленные на формирование и повышение педагогической культуры родителей.

Семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей. Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Экспериментальная деятельность в рамках нашего исследования была направлена на организацию и осмысление процесса повышения педагогической культуры у родителей первоклассников в условиях определенного общеобразовательного учреждения. Исследование проводилось на базе МКУ СОШ №1 города Нижнеудинска Иркутской области.

В экспериментальную группу вошли родители 1 класса в количестве 30 человек. Средний возраст родителей 27 лет. 56% родителей привели ребенка в школу первый раз.

В исследовании использовались анкеты для определения уровня сформированности основных компонентов педагогической культуры родителей.

Результаты исследования в целом, позволяют нам сделать вывод о том, что у родителей отмечается: недостаточная осознанность и не всегда адекватная оценка своих педагогических умений; недостаток теоретических знаний, не всегда учитываются особенности ребенка и согласовываются воспитательные позиции внутри семьи; недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов педагогической культуры. Исходя из этого, мы определили следующую цель и задачи работы.

Цель программы: способствовать повышению педагогической культуры родителей учащихся первых классов.

Задачи программы:

1. Формирование положительного отношения к процессу воспитания.

2. Развитие навыков педагогического самоанализа, самоконтроля и регуляции своего поведения в отношениях с детьми.

3. Расширение представлений родителей о психолого-педагогических технологиях воспитания.

4. Формирование творческого отношения к процессу воспитания.

5. Формирование установки на применение полученных знаний в воспитании детей.

Для повышения педагогической культуры родителей нами была разработана программа из 10 мероприятий. Продолжительность одного мероприятия составляла 50-60 минут. Мероприятия проводились с родителями на базе школы два раза в месяц. Всего работа по программе продолжалась на протяжении полугода.

Для оценки эффективности работы мы также провели ретестирование.

Результаты эксперимента показали, что после внедрения нашей программы повышения педагогической культуры родителей первоклассников, отмечается явная положительная динамика. Мы наблюдаем, что родители стремятся к осознанию своих педагогических умений и их расширению, в воспитании учитывают особенности ребенка, у родителей развиты все компоненты педагогической культуры, что подтверждает эффективность нашей экспериментальной деятельности.

Приложение 1.

Приложение 2.

Автор: Жаркова Виктория Владимировна, учитель начальных классов II квалификационной категории МКУ СОШ №1 города Нижнеудинска, Иркутской области. Стаж работы 6 лет.

4.9 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 44)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (23)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Амосова Светлана Александровна 22.12.2012 в 16:55

Достойная работа! Пять!

Жаркова Виктория Владимировна 22.12.2012 в 17:08

Спасибо, Светлана Александровна. Первый раз участвую в конкурсе,поэтому очень важно мнение коллег.

Ирина Владимировна 22.12.2012 в 20:07

Уважаемая Виктория Владимировна!Вы пишете,что педагогический обуч с родителями проводите 2 раза в месяц, очень бы хотелось узнать сколько % семей учеников их посещает?Очень трудное и важное направление в работе любого педагога. Желаю в новом году творческих успехов!

Жаркова Виктория Владимировна 23.12.2012 в 09:01

Здравствуйте, Ирина Владимировна. Спасибо за вопрос. Действительно, во все времена было трудно собрать родителей на собрания. Учитывая, что у родителей первоклассников достаточно высокая мотивация посещения школьных собраний, всеобуч посещали 70-80%. Собрания проходили увлекательно, благодаря его участникам (родителям, специалистам). Я думаю, что именно с первого класса нужно дать возможность родителям быть активными субъектами образовательного процесса. На данном этапе это уже родители второклассников, собрания проводим 1-2 раза в четверть. Спасибо за пожелания, они взаимны.

Светлана Евгеньевна Первенецкая 25.12.2012 в 06:08

Уважаемая Виктория Владимировна! Так приятно видеть добротный, хорошо разработанный и, практически, готовый к "употреблению" материал. Я согласна с вами - родителей необходимо учить, иногда даже больше, чем детей. Процент родителей, участвующих во всеобуче приятно удивляет.
Удачи вам в наступающем Новом году, побед и радости!

Жаркова Виктория Владимировна 25.12.2012 в 16:28

Светлана Евгеньевна, спасибо за комментарий. Тема педагогической культуры родителей в наше время особо актуальна. Сейчас происходит очень часто недопонимание между родителями и педагогами, взрослыми и детьми... Очень горько осознавать когда идет неприятие друг друга. Происходит все это из-за недостатка знаний. А где же можно получить эти знания ? В школе!!! В наступающем году хочется пожелать Вам здоровья, удачи, успехов, любви, исполнения желаний.

Ирина Николаевна 25.12.2012 в 20:04

Уважаемая Виктория Владимировна!. Замечательно, что вы за свой столь недолгий опыт работы обратили внимание на очень важный аспект работы с родителями. Родители, обладающие педагогической культурой, станут помощниками классного руководителя в дальнейшем. Удачи Вам и успехов!

Жаркова Виктория Владимировна 25.12.2012 в 20:46

Спасибо за положительный отзыв, Ирина Николаевна. Вам всего доброго в наступающем году.

Савельева Любовь Владимировна 05.01.2013 в 17:57

Здравствуйте, Виктория Владимировна! Очень не хочется Вас обидеть, но неужели Вы всерьёз считаете, что можно научить быть родителем?Неужели действительно есть какие-то измерители,методики и т.д которыми Вы смогли за ПОЛ-ГОДА каким-то чудесным образом повысить" педагогическую культуру" родителей, их желание "самореализовываться"?И если родители действительно были так заинтересованы в данных "всеобучах" и охотно их посещали - 2 РАЗА В МЕСЯЦ (!), почему в представленном "отчёте" фигурирует всего одна фотография,т.е. только с одного "всеобуча"?

Жаркова Виктория Владимировна 09.01.2013 в 18:32

Здравствуйте, Любовь Владимировна.От Вашего комментария веет сарказмом. В последние годы проблеме повышения у родителей различных сторон педагогической культуры большое внимание уделяется в работах ученых: Мудрика, Бондаревской, Варга и др. Я думаю, что работу Вы просмотрели поверхностно. Хочется обратить Ваше внимание на название работы, мы ПОВЫШАЕМ педагогическую культуру родителей через условия, которые указаны в гипотезе, а не формируем ее. Если вы обратите внимание на диагностику и ретестирование, то факт повышения компонентов пед.культуры подтвержден. Хочется также обратить Ваше внимание, что повышение было не на 100%. Мы педагоги - не Боги. Есть как и везде родители, которым не нужна ничья помощь и это очень огорчает. Однако, поверьте, есть родители которые нуждаются в помощи специалистов и их большинство. почему Вы считаете что моя работа "отчет"? Это исследовательская работа. По поводу фотографий хочется ответить, что я не признаю фотосессии на собраниях, хотя сейчас многие это требуют, как доказательство что педагоги работают. Спасибо за вопросы, Любовь Владимировна. Хочется пожелать Вам больше веры в свои возможности и возможности коллег.

Савельева Любовь Владимировна 09.01.2013 в 20:53

Здравствуйте, Виктория Владимировна!Наоборот, я прочла Вашу работу несколько раз. Я воспринимаю себя здравомыслящим человеком, на жизнь смотрю без "розовых очков". Восхищаюсь и преклоняюсь перед МАСТЕРСТВОМ многих коллег.Увы,мне не суждено так сильно развить свои возможности,чтобы посметь не просто давать такие советы родителям, но и ПОВЫСИТЬ их педагогическую культуру, тем более за пол-года. Позавидовала Вашему умению выкроить время на данное исследование. Что до сарказма - бывает,один и тот же запах или вкус воспринимается людьми по-разному.Ещё раз - извините.УДАЧИ.

Жаркова Виктория Владимировна 10.01.2013 в 10:54

Спасибо, Любовь Владимировна, за пожелание, оно взаимно. Я поняла, Вы не даете "такие советы" (какие?) родителям, не повышаете их педагогическую культуру. Буду признательна Вам, Любовь Владимировна, если Вы напишите, какие Вы планируете результаты при проведении родительских собраний.

Савельева Любовь Владимировна 13.01.2013 в 02:15

Здравствуйте, Виктория Владимировна! Вам написать про все собрания,или конкретно в каком-то классе,в каком-то году,или любое одно? Что именно Вы хотите?
И ещё раз о советах - Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе. Сенека.

Жаркова Виктория Владимировна 14.01.2013 в 05:48

Здравствуйте, Любовь Владимировна. Спасибо за ответ Приятно было пообщаться. Всего доброго.

Савельева Любовь Владимировна 14.01.2013 в 13:50

И Вам всех благ.И успехов в работе.

Смолякова Екатерина Петровна 11.01.2013 в 07:35

Здравствуй, Виктория! Очень хорошая работа! Продолжайте исследование дальше, творческих успехов вам!

Жаркова Виктория Владимировна 14.01.2013 в 16:14

Спасибо, Екатерина Петровна.

Олеся Викторовна 27.01.2013 в 14:42

Уважаемая Виктория Владимировна! Если сидеть на месте и говорить, что у меня это не получится, да кому это надо и т.д, то и движения вперед не будет. Вы выбрали одно из самых, пожалуй, направлений в работе и справляетесь с этим неплохо! Продолжайте, не останавливайтесь! Удачи ! 5

Жаркова Виктория Владимировна 27.01.2013 в 17:06

Олеся Викторовна, Спасибо за оценку.

Светлана 29.01.2013 в 12:57

Виктория Владимировна, продолжайте свою работу в том же направлении. От меня 5+!!! Удачи!

Жаркова Виктория Владимировна 29.01.2013 в 17:53

Спасибо, Светлана, за оценку и пожелание.

Светлана Игоревна 14.02.2013 в 22:02

Присоединяюсь к swetniк. Отличная работа .

Жаркова Виктория Владимировна 20.02.2013 в 06:19

Спасибо, Светлана Игоревна.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!