Регистрация

Учитель и родитель: как выстроить правильные взаимоотношения

  • 8 августа 2009

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого ни секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей.

Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие я осуществляю по следующим направлениям.

1. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики

К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, учителей-предметников.

Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Демонстрация видеоматериалов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников

  1. Физиологические особенности младших школьников.
  2. Психология младшего школьника.
  3. Основы построения общения с младшим школьником.
  4. Особенности адаптации ребенка в школе.
  5. Значение режима дня в жизни школьника.
  6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
  7. Как научить ребенка учиться.
  8. Что делать, если ребенок говорит «Не хочу!»
  9. Как бороться с ленью?
  10. Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи.
  11. Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
  12. Книга в жизни семьи и ребенка.
  13. Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.
  14. Праздники в доме. Какими им быть?
  15. Радости и горести материнства и отцовства.
  16. Что надо знать о половом созревании детей.
  17. Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей?
  18. Компьютер – друг или враг моему ребенку?
  19. Взаимоотношения родителей с младшими и старшими детьми в семье.
  20. Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
  21. Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
  22. Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
  23. Права и обязанности ребенка в семье.
  24. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
  25. Спортивные традиции нашей семьи.
  26. Если ребенок одинок…
  27. Связь поколений и ее значение в воспитании детей.
  28. Школьный учебник. Как с ним работать дома?
  29. Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
  30. Если ребенок успевает слабо…
  31. Конфликты в семье и искусство их преодоления.
  32. Страхи ребенка. Что за этим стоит?

    2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству

    В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа.

    Знакомлю родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

    Большое внимание уделяю традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе, знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

    Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, с первых дней работы с детским коллективом знакомлю родителей с перспективами развития детского коллектива и даю возможность родителям стать активными участниками классных дел.

    Родительский коллектив класса в каждой четверти знакомлю с планом воспитательной работы, создаю условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

    В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях.

    Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы

    1. Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
    2. Праздник рождение класса.
    3. Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой.
    4. Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
    5. Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».
    6. Родительское собрание «Наши первые книжки».
    7. Презентация классного журнала «Новости школьных уроков».
    8. Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений.
    9. Организация и проведение родительских уроков.
    10. Заседание выездного клуба выходного дня.
    11. Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема – есть решение».
    12. «День открытых дверей в классе» – демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы.
    13. Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

      3. Важным направлением в работе классного руководителя младших школьников является диагностика

      Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

      Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

      Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

      Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

      Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.

      Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.

      Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

      • родительских собраний
      • тематических и индивидуальных консультаций
      • внеклассных мероприятий
      • организаций поездок и экскурсий.

      Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также родителей и учеников.

      Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому учить необходимо), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.

      Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследовании и руководствоваться определенными правилами.

      1.  Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
      2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
      3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
      4. Диагностическое исследование должно проводится корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
      5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

      4. Значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа

      Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

      Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.

      Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

      В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

      На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень не просто.

      Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов Вам, коллеги!

      Приложение №1. Предварительная диагностика

      Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, входе встреч с родителями и после проведенной работы по какой-то определенной проблеме.

      Предварительная диагностика проводится, начиная с первого класса. Она начинается с изучения коллектива родителей и детей задолго до того, как дети сядут за школьную парту. Такая диагностика позволит будущему классному руководителю увидеть отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса.

      Образцы предварительной диагностики в начальной школе

      Анкета №1. Экспресс-прогноз состава родительского коллектива.

      1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.
      2. Профессии обоих родителей.
      3. Образование родителей.
      4. Возраст обоих родителей.
      5. Возраст существования семьи.
      6. Полная или неполная семья.
      7. Количественный состав членов семьи.
      8. Жилищные условия семьи.
      9. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.
      10. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).
      11. Интересы, увлечения, хобби семьи.

      Анкета №2. Экспресс-портрет будущего первоклассника.

      1. Фамилия, имя отчество.
      2. Число, год и месяц рождения.
      3. С какого времени посещал детский сад, как складывались у ребенка отношения в детском саду.
      4. Как часто болеет и как справляется с болезнями?
      5. Каким школьником ему хотелось бы стать?
      6. Кто из его друзей и приятелей будет вместе с ним посещать школу?
      7. Как относится к покупке школьных принадлежностей?
      8. Чем интересуется и увлекается, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий?
      9. Кто из членов семьи наиболее авторитетен для вашего ребенка?
      10. Каковы особенности характера и эмоциональной сферы вашего ребенка?
      11. Какие качества характера своего ребенка вы хотели бы активно развивать?

      Предварительная диагностика может заключаться не только в анкетировании родителей. Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение.

      Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников

      • Мои школьные воспоминания - это...
      • В классе я всегда чувствовал себя ...
      • Мой классный руководитель относился ко мне ...
      • Мои школьные результаты были ...
      • Мне нравилось, когда учитель ...
      • Мне не нравилось, когда учитель ...
      • Я обижался, если ...
      • Я радовался, если ...
      • Самое яркое событие школьной жизни - это...
      • Из школьной жизни мне больно вспоминать о ...
      • Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе ...
      • Я не хочу, чтобы мой ребенок в свои школьные годы пережил...

      Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, которые обусловлены их собственным опытом школьной жизни.

      Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность родительских ожиданий (я знал, что так и будет и т.д.), уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом.

      Подобная предварительная диагностика поможет с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым будет трудно переживать период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка.

      Приведенные выше диагностические методики – лишь малая часть к того, что может использовать классный руководитель при подготовке родительских собраний в классе.

      Автор: Кузнецова С.Н., учитель

      2.8 из 5 звезд
      (голосов: 8, сумма баллов: 22)
      • 8 августа 2009
      • 22176
      • 3

      Получайте бонусные рубли за вашу активность!

      Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

      Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

      Похожие публикации

      Комментарии (3)

      , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


      Анна Николаевна 08.09.2010 в 08:58

      Полезный качественный практический материал, обязательно использую тематику встреч с родителями в своей работе, автору спасибо за труд и удачи!

      Елена Елена Елена 04.10.2021 в 11:47

      Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

      Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

      Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

      Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

      Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

      Онлайн тестирование для детей и педагогов

      Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

      Как стать экспертом наших конкурсов

      Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

      Мы в социальных сетях

      Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!