Регистрация

Классный час при свечах «Час творчества. А.С. Пушкин»

  • 2 декабря 2009

В  приложении к журналу «Начальная школа» Уроки в начальной школе: Учебе – время, потехе – час: 4 класс  (автор Н.А. Опарина) была напечатана отличная разработка творческой встречи. Под впечатлением от прочитанного возникла идея: а почему не провести серию подобных встреч в литературной гостиной?!

На первой встрече говорили с детьми о творческих людях, вдохновении, о художественных средствах. Мы слушали музыкальные произведения, любовались пейзажами, читали стихи известных авторов и свои скромные работы.

Следующие  праздники были посвящены творчеству А.С. Пушкина, С.Есенина, Ю. Мориц. Почетными гостями  были родители, библиотекарь, педагоги школы. Все оставляли отзывы и записи в нашем альбоме.

Разработка Н.А. Опариной была мною переработана и дополнена, она  наиболее точно отражает настроение и характер часа творчества. Хотелось бы поделиться с коллегами опытом проведения встреч в литературной гостиной. На этом мероприятии главной задачей было воспитание любви к искусству, к поэзии А.С. Пушкина.

Цели и задачи занятия:

  • формирование речевой деятельности (слушания, говорения);
  • развитие литературно-творческих способностей учащихся;
  • развитие духовного мира учащихся;
  • воспитание любви и уважения к литературе как к поэзии А.С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге;
  • воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
  • воспитание интереса к отечественной истории и культуре.

Оформление класса

Актовый зал (или класс) оформлен портретами А.С. Пушкина, символами поэзии и вдохновения – свеча, гусиное перо, лира и т.п. Окна помещения, где проходит мероприятие, красиво задрапированы и слегка затемнены. Стулья расставлены по периметру аудитории. Центр – свободен.

Приготовлены места для подсвечников со свечами, которые будут вноситься и зажигаться по ходу действия.

Дети заранее сделали афишу и пригласительные билеты – так они заранее настраиваются на более серьезное отношение к мероприятию.

Технические приспособления

Магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, телефон, мобильные телефоны и т.д. Аудитория специально насыщена разными современными техническими средствами. Все это потом на глазах у зрителей будет приглушаться, убираться, выключаться, чтобы лучше показать время, в котором жил А.С. Пушкин, когда ничего этого не было.

Перед началом…

Дежурные, одетые  в соответствии с жанром и стилем вечера, стоят у входа в аудиторию и пропускают зрителей и гостей по пригласительным билетам. Они держатся деликатно, с достоинством, вежливо, учтиво.

Во время размещения гостей мягко и приглушенно звучит инструментальная музыка в записи. Девочки одеты в бальные платья, мальчики – в костюмы.

Под звуки классической музыки мальчики вводят девочек в класс, усаживают на стульчики и садятся сами.

На сцену выходит ВЕДУЩАЯ программы. Музыка чуть стихает, но не замолкает. Ведущая начинает программу на фоне мягкого музыкального сопровождения.

Ведущая:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались сегодня в этом зале на необычную встречу, на классный час, который мы называем «Часом творчества».

Дорогие друзья,  мы посвящаем нашу встречу творчеству и начнем ее с известных всему миру трех слов – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Это имя знакомо всем нам с самого раннего возраста. Оно приходит к ребенку, когда он только-только начинает постигать мир и произносить свои первые слова.

Вы уже очень отличаетесь от детей, которые жили во времена Пушкина. Весь мир за двести с лишним лет неузнаваемо изменился! Он наполнен такими техническими новшествами, которые современникам Пушкина и не снились!

Нам с вами сейчас тоже трудно представить то время, в котором Александр Пушкин появился на свет, рос и развивался. Но тайны прошлого волнуют людей не меньше, чем загадки будущего. И нам порой очень хочется оказаться не на быстро мчащейся машине или самолете, а оказаться в старинной, размеренной жизни. Наши девочки тогда бы были барышнями. Они должны были бы уметь носить платья невиданной красоты и сложнейшие прически. А наши мальчики, став мужчинами, защищали бы свою честь и честь своих дам, вызывая обидчиков на дуэль.

Часто писатели и режиссеры придумывают фантастическую «машину времени», а нам с вами ее придумывать не надо! Такая «машина времени» есть у каждого из нас в голове! Это наше воображение! Когда мы хотим переместиться во времени и пространстве, то заставляем наше воображение работать и видим тогда все, как наяву! Давайте окажемся сейчас с помощью нашего воображения в гостиной времен Александра Пушкина. Итак, включаем отчет времени назад!

Слышится звук метронома или другой размеренный стук, усиленный с помощью микрофона.

Ведущая: Но мы пока не можем там оказаться! Нам мешает переместиться туда некоторые предметы и вещи, которых в том веке вообще не было! Давайте постепенно уберем, откажемся от предметов, которые хоть и привычны нам, но в то время не существовали.

Помощники начинают по одному уносить или выключать различные виды техники, предметы, что-то перемещают, отключают, убирают.

Ведущая: И конечно же тогда не было…света!

Постепенно выключаются все осветительные приборы. Они специально выключаются не все сразу, чтобы дети почувствовали исчезающее чудо технического оснащения и погружения в темноту.

Ведущая. Вечером, когда собирались гости, как мы сейчас с вами, входила в гостиную хозяйка, вносила свечи, ставила их на столик, на рояль…и гости под чарующие звуки музыки настраивались на возвышенный лад, на творческое восприятие искусства, на размышления…

Ведущими исполняется песня Михаила Шуфутинского «Сгорая, плачут свечи» под аккомпанемент гитары. Чтобы создать нужное  настроение, можно выбрать любую лирическую песню, романс.

Ведущая. Так же как мы с вами стараемся сейчас понять дух времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин, так и он сам в своих произведениях часто пытался представить, как жили люди задолго до него самого.

Ученица читает стихотворение «Цветок» А.С. Пушкина (скачать текст)

Ведущая. У нас, людей третьего тысячелетия, свеча связывается в воображении со временем А.С. Пушкина. Ведь вечерами и ночами он мог писать тогда только при свечах. Свеча была связана с понятием творческого огня и вдохновения. Творческий огонь самого Пушкина – самый сильный и самый яркий в мировой литературе!
Но в каждом человеке, который что-то сочиняет, творит, живет свой огонек творчества… Такой огонек живет и вас, ведь вы тоже создаете свои произведения, вы – наследники Пушкина. И с особым удовольствием мне хочется предоставить слово вам, мои ученики.

Дайбова Вика читает свое произведение «Причуды осеннего леса»

Вот и привела багрянка-осень за руку молодое Первое сентября. Вошла золотуха в лесок и запела с вою лирическую песню. В лесу стало печально, сероватое небо заплакало горькими слезами, провожая август. Больше не слышно заливистых певцов, не слышно, как перешептываются береза и осина. Они сбросили старое зеленое платье, а осень подарила им красоту сентября. Все чаще видно в лесу грибников. Опята и лисички рады поиграть в прятки!
На дворе осень! Старушка жаба роет в земле гнездо, зайчишка шьет себе новую шубку. Уже не видно огненного бельчонка, раскладывает в дупле запасы. Бабочки забились под стекло и достали пушистые подушки…
Все заняты осенней маятой!

Помощники зажигают свечу.

Ведущая. Самое прекрасное, когда такой огонек в человеке разгорается все сильнее. Каким бы ярким и прекрасным стал наш мир, если бы таких огоньков загоралось все больше и больше, и светили бы они все ярче и ярче, и это творческое вдохновение зажгло бы в нашей гостиной свечи. А если у нас сегодня загорится много творческих огоньков, то сами представляете, как здесь будет светло!

Помощники зажигают несколько свечей.

Ведущая. Александр Сергеевич очень тонко чувствовал настоящее искусство. Его глубоко трогали и народное творчество, и классическая музыка. В гостиных того времени играли произведения Баха, Моцарта, Генделя и других композиторов, исполнялись удивительно красивые… танцы.

Под классическую музыку дети исполняют танцевальную композицию.

Ведущая. Давайте же зажжем новые свечи – это огни вашего творческого вдохновения делает наш зал все светлее! А сейчас мне хочется пригласить в нашу гостиную талантливую, обаятельную, творческую женщину – Рачеву Зинаиду Георгиевну (библиотекарь школы).

Библиотекарь читает стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина (скачать текст).

Ведущая. Все больше огней в нашей гостиной, все светлее у нас от разных талантов и светлее от этого на душе! Ваше творчество, ваше горение – это прекрасно! А напоследок – еще один огонек для наших гостей, для наших родителей, для детей.

Прохоров Виталий читает стихотворение «Певец» А.С. Пушкина (скачать текст).

Ведущая. Дорогие друзья, творческие выступления подошли к концу. Пока звучит музыка, вы можете в нашем альбоме, как во времена Пушкина, оставить свои памятные слова, пожелания, поставить свои подписи, вписать ваши любимые поэтические строчки. Мы прощаемся с нашими гостями и друг с другом, но перед этим давайте все вернемся в наш двадцать первый век!

Включается самый яркий свет, гасятся свечи, звучит музыка, дети и гости оставляют записи в альбоме. После ВЕДУЩАЯ зачитывает несколько наиболее удачных пожеланий. Вновь звучит музыка и дети уходят из зала.

Пожелания из альбома

Вика Д.:

Желаю всем ребятам:
Пусть искорка творчества в вас загорится!
Ведь искорка в пламя потом превратится!
Пусть увлеченье не гаснет с годами!
На радость родителям: папе и маме!

Виталий П.: Я хочу пожелать всем ребятам, чтобы их жизнь была интересной и правильной, чтобы люди обязательно их заметили, чтобы дела были нужными и важными для всех!

Автор: Округина М.В.,
учитель начальных классов высшей категории
 школы № 10 п. Верхние Серги Свердловской области

При подготовке были использованы материалы:
Н.А. Опарина. Уроки в начальной школе: Учебе – время, потехе – час: 4 класс. Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2005. – 192с. (Приложение к журналу «Начальная школа»).

3.8 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 34)
  • 2 декабря 2009
  • 15953
  • 5

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Педагог 05.12.2009 в 12:08

Очень понравилась эта методическая разработка. Во-первых чувствуется, что автор - М.В. Округина с душой подошла к данной теме. Создана по-настоящему поэтическая атмосферв занятия и думаю, что воспитательный эффект от него был огромный! А во-вторых, все очень подробно описано, можно использовать в работе. Спасибо автору! Если есть еще такие разаработки - очень ждем.

Лилия Юрьевна 04.08.2010 в 19:44

Спасибо за достойную работу!

Катя 18.08.2010 в 13:28

Мне очень понравилось!

Лариса Ивановна 19.01.2011 в 18:53

Пушкин, музыка, свечи! Впечатляет. Спасибо за такую творческую работу. Успехов.

Анастасия Швед 19.01.2011 в 20:10

Думаю, что не удивлю никого, если признаюсь в том, что Александр Сергеевич Пушкин - мой самый любимый классик! Его произведения как целебный бальзам, как праздник души, как свет в конце тоннеля помогают жить, творить, любить! А потому, чтобы я не прочла, чтобы не написала, думаю о том, хоть бы капельку от Пушкина! Но Пушкин – глыба, бриллиант, солнце, Пушкин - «наше всё»!
Как сейчас помню, как мне мама прочитала в шесть лет начало сказки «О царе Салтане», всего где-то полстраницы, и я поняла сразу: хочу писать! До этого ни одна из прочтённых мамой замечательных сказок не вызывала такого восторга! На следующий день взяла бумагу, ручку и написала первое в своей жизни произведение. С тех своих шести лет так и не расстаюсь с ручкой и бумагой!
Александр Сергеевич Пушкин для меня эталон русской культуры, русского литературного языка, и вообще, русского доброжелательного характера!
Всегда с большим интересом читаю все работы, посвящённые этому замечательному писателю и поэту! Большое спасибо Вам за подготовленный материал!
С уважением, Анастасия Швед.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!