Регистрация

Внеклассное занятие по теме «Твори добро!»

  • 26 ноября 2009

Задачи занятия

  • формировать нравственные качества;
  • развивать у детей чувство товарищества, взаи­мопомощи;
  • воспитывать вежливость, вниматель­ность, уважение к людям.

Оборудование

Пословицы о доброте; слова, написанные в «сердечках»; цветок Доброты; цветы; аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Ход занятия

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте сти­хотворение и скажите, о чем будет разговор.

Ученик 1.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,  
Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.

И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?           
Сердец  ДОБРОТА.

У. О каком качестве пойдет речь?

Д. О доброте.

У. Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит ми­лосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Доброта... Добро... Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей.

Ученики читают на доске:          

Доброта – отзывчивость, сочувствие, друже­ское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.

 (Л.Толстой)

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. 
Доброта избавляет нас от оди­ночества, душевных ран и непрошеных обид.

(В. Розов)

У. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?

Дети называют пословицы и поговорки, подго­товленные заранее.
Некоторые пословицы написаны на доске.
По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы и объяснять их смысл.

  • Спеши делать добро.    
  • Добрые дела красят человека.
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Злой не верит, что есть добрые люди.  
  • Добро век не забудется.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит    
  • От добра – добра не ищут.      
  • Доброе сердце лучше богатства.
  • Доброе слово – половина счастья.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Не ищи красоты – ищи доброты.  
  • Доброе дело дороже богатства.     
  • Красоту уносят годы, доброту не унесут.

У. А как много добрых слов образовано от этого слова – добро! 

На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова:

 Доброжелательный, добродетельный, добродушный,
добросовестный, добросердечный, добропорядочный,
добронравный, добро, добро­та, добродетель.

Дети знакомятся с высказыванием А. Грина, которое оформлено в виде эпиграфа:

«Доброта – солнечный свет, под которым рас­пускается цветок добродетели».

У. Вспомните: как называется сказка о волшеб­ном цветке, кто ее автор?

Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицвётик».

У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?

Дети отвечают.

У. А на что бы вы потратили лепестки волшеб­ного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).

У. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-на­стоящему добрым?     

Д. Нет.

У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не­легкий. На нем человека ожидают взлеты и паде­ния, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Девочка исполняет песню «Доброта»
(Сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко):

Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Припев:         
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Будет вертеться Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Припев.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Припев.

У. Выберите пословицу, отражающую: смысл песни.   

Дети находят и объясняют смысл пословицы:

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

У. Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? (Дети отвечают).     

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?  

Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету   
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей       
Жизнь спасаешь кому?        
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.   
                               (Л. Татьяничева)

У. Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению?    

Д. Добрые дела красят человека. Жизнь дана на добрые дела. 

У. Как вы понимаете смысл этих слов? (Выслушиваются ответы детей).

У.  Никому не нравятся люди, совершающие пло­хие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

Ученик 3.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.          
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.

У. Доброта – это стремление человека дать сча­стье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяже­лый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить,  его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.

Когда старушка-соседка попро­сила мальчика отнести и сдать в магазин бутыл­ки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

У. Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?

Д. В первом случае – бескорыстно, а во вто­ром – с выгодой для себя.

У. Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

Д. Нет.

У. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!

Ученик 4. 

Добрые люди, на свете все бывает...
В наших окошках то свет, а то темно.
Песни не любят, когда их забывают,
Сердце не любит, когда оно одно,

Добрые люди, никто нас не рассудит –
Только мы сами поймем, в чем смысли суть.
Добрыми будем – тогда и выйдем, в люди,
Добрыми будем – и будет добрый путь.

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет.    
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
                                                    (Р. Казакова)

У. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

Д. В сказках.

У. Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).

У. Антон Павлович Чехов обратился к вам, моло­дому поколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

Добрые сердца – это сады. 
Добрые слова – это корни. 
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? 

Дети выходят на сцену с цветками, которые они приготовили заранее.
В центре цветков писаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети прикрепляют свои цветы рядом с цвётком Доброты.

У.  Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.

Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!      

Дети поют песню «Дорога добра» (Сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):

Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Забудь свои заботы,  
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо –
Спеши к  нему, всегда иди,
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Coмнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь
Недетская игра.        

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Итог занятия

У. К какому выводу вы пришли?

Дети отвечают:

  • Доброе есть жизнь.
  • На добро отвечать добром.
  • Лучше всех знает цену добра тот, кто испытал зло.

У. Запомним слова Б. Окуджавы:

Давайте же, друзья,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.

Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.

Давайте понимать
Друг друга с полуслова.
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибаться снова.

Автор: Т.А. Чеботаева,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4 г. Екатеринбург

3.5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 14)
  • 26 ноября 2009
  • 27251
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Алена 28.11.2009 в 10:12

Какая интересная разработка внеклассного часа! Мне кажется, нашим детям сегодня очень нужны такие уроки доброты.

Ирина Викторовна 27.08.2010 в 05:41

Очень содержательный и ценный материал. Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой.

Елена Елена Елена 13.01.2020 в 13:52

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!