Регистрация

Кто ваш ребенок по типу логики и как его учить?

  • 15 апреля 2016

Вы наверняка замечали, что дети по-разному воспринимают и запоминают одну и ту же информацию, по-разному ищут решение одной и той же задачи и размышляют.

Часто бывает, что даже в одной семье один ребенок проявляет явные математические способности чуть ли не с рождения, быстро считает в уме, а в школе щелкает задачи «со звездочкой», а второму нелегко даются даже простейшие шаги в математике.

Ученые объясняют такие особенности различиями в типе/положении логики ребенка. А.Ю. Афанасьев, описавший четыре предопределяющих элемента личности (Физика, Логика, Эмоция и Воля) и сформулировавший типологию 24 психотипов на основе комбинации этих элементов, выделяет 4 положения функции логики:

  • 4-ая Логика – «Школяр»;
  • 3-ая Логика – «Скептик»;
  • 2-ая Логика – «Ритор»;
  • 1-ая Логика – «Догматик».

В зависимости от того, к какому типу относится ваш ребенок, даны рекомендации для его более эффективного обучения и развития.

Ребенок-«школяр»:

  • вызывает сложности самостоятельная интеллектуальная работа;
  • постоянно требуется внешняя мотивация и подстегивание;
  • прагматичен, мыслит и действует локально;
  • легко усваивает и воспроизводит любую информацию, может поддержать и развить самые разные взгляды;
  • не боится делать собственные выводы, при этом то что он говорит, и то как он поступает, могут очень сильно отличаться на деле;
  • не придает значения интеллекту и логике, не считает их какой-то ценностью;
  • равнодушен к собственному развитию и обучению.

Как обучать ребенка-«школяра»?

  • такие дети наиболее «удобны» для учителя, они внушаемы и легко вливаются в школьный ритм, но их нужно учить применять полученные знания на практике;
  • подстегивать к активной учебной позиции, к проявлению инициативы к обучению и самообразованию;
  • вовлекать в обсуждения, давать задания, требующие рассуждений;
  • контролировать выполнение домашних заданий;
  • для развития логики лучше всего использовать классические логические задачи, задачи на истинные и ложные высказывания, задачи на поиск закономерностей.

Если ребенок «скептик»:

  • чаще молчаливый, с иронией относится к утверждениям других;
  • не любит категорических суждений, сам очень осторожен в своих выводах;
  • боится прослыть дураком, не любит бурных обсуждений и споров, не доказывает свою позицию, а заявляет о несостоятельности разума, о ненужности логики;
  • чувствует себя свободно там, где говорят только о гипотезах и разных мнениях;
  • с трудом формирует приоритеты;
  • проблемы с системностью мышления.

Как обучать ребенка-«скептика»?

  • если ребенок ошибается, его надо не осуждать, а поддержать, подсказать, как следует исправить ответ или решение;
  • привлекать к обсуждениям и дискуссиям хотя бы в качестве наблюдателя;
  • признавать и уважать его право на свою точку зрения (пусть даже она и ошибочная);
  • помогать расставлять приоритеты и ориентировать сначала на достижение небольших целей и задач, которые в совокупности приведут к значительным результатам;
  • давать решать логические задачи, в которых в отличие от школьных математических задач, нет жестких шаблонов решения, и можно проявить гибкость ума;
  • для развития логики подойдут классические задачи на смекалку, задачи по комбинаторике, задачи со спичками, фигуры в пространстве и другие.

Черты ребенка-«догматика»:

  • склонность к одиночеству, задумчивость;
  • способность полностью погружаться в мысль, не реагируя на окружающую среду;
  • тяга к философским размышлениям и анализу;
  • хорошо запоминает идеи, теории, концепции, гораздо хуже – точную информацию (даты событий, факты, имена);
  • «тугодум», поэтому молчалив (стесняется говорить, если в чем-то не очень хорошо разбирается), из-за этого у некоторых возникают сомнения по поводу его интеллекта. А зря. Уверенность в своих интеллектуальных возможностях, способность понимать и логически рассуждать, очень важно для его уверенности и самооценки.

Как обучать ребенка-«догматика»?

  • давать больше времени на раздумья и уяснение условий задачи, помогать с подбором материала для выполнения задания;
  • позволять выполнять задания, проекты в письменной форме, а не в устной форме;
  • поддерживать его веру в себя и собственные знания, подчеркивать важность глубокого изучения вопроса, теории, а не владения датами, фактами;
  • в то же время учить спокойно признавать свои ошибки, более гибко подходить к решению;
  • можно вовлекать в научно-исследовательскую работу школьников;
  • развивать логику с помощью решения числовых ребусов, математических головоломок.

Ваш ребенок «ритор», если:

  • Общение, разговор для него – всё. Любит не только поболтать, а поумничать. Для него важен процесс общения, а не факт доказывания своей правоты. Превосходный комментатор.
  • У него очень широкий круг интересов и увлечений.
  • Отличительная черта – большая скорость мыслительных процессов. Все схватывает «на лету», быстро соображает и просчитывает варианты, мгновенно вспоминает.
  • Очень хорошая память, причем легко удерживает как сухую теорию, так и незначительные факты.

Как обучать ребенка-«ритора»?

  • отдавать предпочтение устным ответам и выступлениям, опросам, обмену мнениями, дискуссиям;
  • в качестве мотивации использовать соревновательный момент, хвалить за быстрое выполнение задания;
  • устраивать соревнования по решению классических текстовых логических задач и головоломок на скорость;
  • учитывать его организаторские способности, умение договариваться с остальными членами команды, идти на уступки;
  • поощрять нестандартные подходы к поиску ответа на задачу;
  • развивать способность мыслить более широко, выстраивать стратегии, ориентировать на достижение результата;
  • развивать логику, решая задачи на шахматном поле или математические ребусы.

Знание особенностей логики вашего ребенка позволит вам эффективнее организовать его учебный процесс и внеучебную деятельность, наладить взаимопонимание, создать благоприятную атмосферу для раскрытия его талантов и способностей, правильно мотивировать для достижения высоких результатов с учетом его психофизических особенностей. А совместное решение логических задач и головоломок LogicLike поможет сгладить недостатки каждого типа логики и поспособствует всестороннему развитию логического мышления школьника.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)
  • 15 апреля 2016
  • 2415
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!