Регистрация

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Учимся, играя!»

  • 20 февраля 2015

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Многое в ребёнке можно рассмотреть через игру. Начальная школа открывает перед детьми огромные возможности, а главное учит учиться. На уроке как правило играть времени нет, а вот на внеурочке - это вполне возможно. Главное заинтересовать детей, вовлечь в какую-то деятельность, которая работала бы на результат. В результате дидактических игр рождаются совместные творческие проекты. Некоторые занятия проводятся вместе с родителями. Они также становятся участниками образовательного процесса. Если ребёнок вовлёк в игру родителей, то гармония в семье обеспечена. На занятиях по внеурочной деятельности дети много узнают полезного и интересного. Эти знания помогают им в жизни.

Программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

Цель программы: Развивать творческие способности, мышление, память детей, расширять знания детей по всем предметам начальной школы, обогащать словарный запас, мотивировать на учение.

    Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя, и путешествуют на протяжении всего курса обучения.

    Тематика занятий разработана с учётом предметных тем ко всем урокам начальной школы. Представлена программа с тематическим планированием. К каждой теме подбираются задания в соответствии с возрастом детей. Я реализую эту программу уже четвёртый год. Детям очень нравится, а я получаю настоящее удовольствие от работы. На занятиях развивается память, мышление, внимание. Обогащается словарный запас, раскрываются индивидуальные способности детей. Программу можно использовать и для детей с ОВЗ. Только задания и игры для них подбирать исходя из их возможностей.

    Пояснительная записка

    Программа данного курса «Учимся, играя!» состоит из нескольких блоков:

    • Математический блок
    • Развитие речи
    • Логоритмика
    • Творческая мастерская
    • Окружающий мир

    Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя,  и путешествуют на протяжении всего курса обучения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

    Что даёт игра школьнику:

    • свободу
    • порядок
    • гармонию
    • увлеченность
    • активизацию  умственных способностей
    • компенсацию недостатков 
    • предполагает обучение
    • совершенствует творческие навыки
    • развивает воображение
    • даёт поиск оптимальных решений
    • даёт психологическую устойчивость
    • увеличивает потребность ребенка в общении

    Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

    учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель и учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

    Дидактическая игра выступает  средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Она включает в себя:

    • умственное воспитание;
    • нравственное воспитание;
    • трудовое воспитание;
    • эстетическое воспитание;
    • физическое воспитание.

    Система логоритмических занятий,  помогает исправлять речевые нарушения школьников. Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

    • Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
    • Развитие слухового и зрительного восприятия;
    • Увеличение объёма памяти;
    • Развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
    • Развитие двигательных кинестезий;
    • Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
    • Формирование двигательных навыков.

    Логоритмические занятия составлены с опорой на лек­сические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские на­родные сказки, что соответствует возрасту детей и позво­ляет решать коррекционные задачи в игровой форме. Мно­гократное повторение изучаемого способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного ус­ложнения речевого материала.

    Ритмические игры с музы­кальными инструментами постепенно усложняются; в пер­вых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насы­щенную атмосферу совместного творчества детей и взрос­лых, побуждает каждого ребенка принять активное учас­тие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование уме­ний и навыков у детей. На занятиях помимо речевых за­дач решаются также этические, большое внимание уделя­ется развитию эстетического вкуса.

    Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

    • логопедическую (артикуляционную) гимнастику (ком­плекс упражнений для укрепления мышц органов артикуля­ционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьевой);
    • чистоговорки  для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
    • пальчиковую гимнастику для развития мелкой мотори­ки, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
    • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
    • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождени­ем и без него;
    • фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыха­ния;
    • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
    • музыкально-ритмические игры с музыкальными инст­рументами, развивающие чувство ритма;
    • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
    • упражнения на развитие мимических мышц для разви­тия эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-об­разного мышления;
    • коммуникативные игры и танцы для развития динами­ческой стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выра­зительности невербальных средств общения, позитивного са­моощущения;
    • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

    Структура занятия может не всегда включать все перечис­ленные элементы. Последовательность коррекционной рабо­ты над звуками можно варьировать в соответствии с характе­ром нарушений речи у детей.

    Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, использованы стихи современных поэтов и народный детский фольклор раз­ных стран.

     Рекомендуется проводить  занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и добро­желательности. Педагог должен создать детям условия для воз­никновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать си­туацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.

    Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. С детьми, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, целесообразно позаниматься индивидуально. Овладение двигательными навыками, заучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы.

    Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отно­шение людей друг к другу, то в целом они дают положитель­ные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социаль­ного климата в школе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что рас­крепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его учас­тия в танце-игре.   Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ОУ.

    Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, эле­менты костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лек­сическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе –  индивидуальный подход к каждому ребенку, учи­тывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Программа курса рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Задания подбираются с учётом возрастных особенностей детей.

    Тематическое планирование

    Кол-во часов

    Тема занятий

    сроки

    По плану

    По факту

    1

    1

    Счёт предметов. Игра-путешествие «Найди отличия». Развитие зрительной памяти.

     

     

    2

    1

    Составление рассказа по серии картин. Развитие слуховой памяти

     

     

    3

    1

    Русское народное творчество. Чистоговорки, скороговорки. Обучение приёмам запоминания материала

     

     

    4

    1

    Развиваем творческие способности.

    Игра «Учись рисовать».

     

     

    5

    1

    Страна, в которой я живу. Исследование процессов запоминания.

     

     

    6

    1

    Математический турнир. Развитие логического мышления.

     

     

    7

    1

    Говорю красиво – интонирование.

     

     

    8

    1

    Приключение звуковичка. Развитие фонематического слуха.

     

     

    9

    1

    Игра «Лепка на картоне». Развитие мелкой моторики.

     

     

    10

    1

    Да здравствует вода! Оглянись вокруг.

     

     

    11

    1

    Решаем занимательные задачи. Развитие логического мышления.

     

     

    12

    1

    Строим правильно предложения. Работа над грамматическим строем.

     

     

    13

    1

    Развиваем творческие способности.

    Игра «Учись рисовать». Рисуем картину.

     

     

    14

    1

    Что мы знаем о профессиях? Игра «Кто нас окружает».

     

     

    15

    1

    Путешествие в страну Математику.

     

     

    16

    1

    Стихосложение. Игра «Найди рифму».

     

     

    17

    1

    Мы умеем танцевать. Игры-движения. Развитие чувства ритма.

     

     

    18

    1

    Оригами. Развитие мелкой моторики.

     

     

    19

    1

    Времена года.  Игра «Что меня окружает».

     

     

    20

    1

    Геометрические фигуры. Развитие зрительной памяти, логического мышления.

     

     

    21

    1

    Читать не вредно, вредно не читать! Работа над техникой чтения.

     

     

    22

    1

    Подвижные игры. Развитие двигательных функций.

     

     

    23

    1

    Бумажная мозаика. Развитие мелкой моторики и творческого мышления.

     

     

    24

    1

    Домашние и дикие животные.

     

     

    25

    1

    Развиваем логику, память, мышление.

    Загадки, ребусы. Мнемотехника.

     

     

    26

    1

    Сказка о весёлом язычке. Артикуляционная гимнастика.

     

     

    27

    1

    Думаем, двигаемся, говорим. Игра «Летит по небу шар», «У дяди Абрама»

     

     

    28

    1

    Поздравительные открытки. Развитие эстетических чувств.

     

     

    29

    1

    Правила дорожного движения. Путешествие в страну «Светофорию».

     

     

    30

    1

    Как устроен человек. Игра «Познай себя».

     

     

    31

    1

    Математическое лото. Развитие логического мышления.

     

     

    32

    1

    Развиваем речь, мышление и память. Игра-конкурс.

     

     

    33

    1

    Правила этикета.

     

     

    34

    1

    Итоговое отчётное занятие «Мы учились, играя!»

     

     

    Всего 34 часа.

    Рекомендуется  на занятиях использовать рабочую тетрадь с развивающими заданиями Л.М.Козырева «Развитие речи и памяти», ООО «Издательство Астрель».

    Список использованной литературы

    1. ЮНЕСКО «Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех». Перевод с англ. языка: Светлана Котова. // Москва, РООИ «Перспектива»: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007.

    2.   Культура общения – язык и этикет. // М: РООИ «Перспектива», 2000–2012.

    3.  Серия «Чтение и литература» издаётся с 1994 г автор – составитель О.В. Джежелей;

    4.  М. А. Шилякин Справочник по русской грамматике 1993 г.;

    5.   «Занимательная грамматика» М.Омега 2008 г.;

    6.  Н.А. Плёнкин  Система работа связной речи учащихся  М-Просвещение 2009 г.;

    7.  Е.И. Никитина  Русская речь  М-Просвещение 2003 г.;

    8.  В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С. Соловейчик  Развитие речи: теория и практика обучения. 2004 г ;

    9.  Л.Я.Успенская  Слово о словах. 2006 г.;

    10.  М.С.Соловейчик Воспитания внимания к слову  журнал Начальная школа  № 10 1994 г.;

    11.  А.Э Симановский «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 2009 г.;

    12.  Е.Н.Потапова  Радость познания   М. Просвещение 2010 г. ;

    13.  М.Г.Львов  Школа творческого мышления М. Просвещение 2008 г.;

    14.   М.С. Жукова  Обучение с увлечением  2007 год. 

     

    Автор: Почекаева Ирина Александровна, учитель-логопед МКОУ "Залининская СОШ" Октябрьского района Курской области. Стараюсь шагать в ногу со временем и очень люблю свою работу.

    3.7 из 5 звезд
    (голосов: 7, сумма баллов: 26)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (6)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Ирина Почекаева 27.02.2015 в 18:24

    Здравствуйте, вы правильно поняли, что тематику можно использовать с 1-го по 4-й класс, но уровень заданий подбирается соответственно возрасту учеников. Героя обыгрываем очень просто - это может быть и ребёнок в роли Миши, а может и печатная картинка, или использую презентации с героем. Конечно же, программа курса, это записано в пояснительной записке. Спасибо за комментарий, буду учиться...

    Ануфриева Ирина Викторовна 28.02.2015 в 23:53

    Уважаемая Ирина Александровна, авторские программы создаются по определённой структуре. В пояснительной записке я не увидела правильно изложенной концепции программы, задач, этапов, принципов, условий реализации программы, а также планируемых результатов, быть может, мониторинга эффективности реализации. Согласна с Олесей Викторовной, что при доработке может получится неплохая работа.

    Любовь Николаевна 01.03.2015 в 15:15

    Здравствуйте Ирина Александровна! Конечно, подача материала в игровой деятельности всегда выигрышна, особенно, для дошкольников и младших школьников.Однако, соглашусь с вышесказанным, Вы только даете направление программы, а структуры программы на определенный период, по каждому возрасту Вы не прописали. А где же ожидаемые результаты? Хочется надеется, что Вы дополните материал и он получит достойную оценку! Удачи!

    Геннадий 10.03.2015 в 22:02

    Ирина Александровна! Идея хороша, канва есть, для меня этого достаточно-5!

    Наталья Викторовна 11.03.2015 в 11:03

    Авторской идеи не увидела, много не состыковок в тексте конспекта, практической значимости опыта не вижу.

    Марьяна Богдановна Муравлева 18.03.2015 в 11:44

    Уважаемая, Ирина Александровна! Программа требует технической доработки, но радует Ваша увлеченность и желание развивать детей во внеурочной деятельности. Игра ведущий вид деятельности дошкольника, а младшему школьнику она тоже очень нужна, дети воспринимают Ваши "уроки" как игру, а следовательно и интерес, и мотивация у Ваших деток будет выше.
    Желаю Вам сил и творческих успехов!

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!