Регистрация

Занятие – деловая игра «Семейная экономика и ведение домашнего хозяйства»

  • 17 декабря 2019

Цель занятия: Формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет.

Задачи:
1. Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, экономические и социальные устои и традиции.
2. Способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы.
3. Развивать навыки познавательного интереса, мыслительных процессов, анализировать, сравнивать, участвовать в дискуссии.
4. Выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Педагог: Ребята, давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок»:
«Мышка-норушка – толокно толчет,
Лягушка-квакушка – пироги печет,
А петух на подоконнике – играет на гармонике,
Серый ёжик свернулся в клубок –
Он сторожит теремок».

Как вы думаете, почему я привела эти строчки и как их можно отнести к нашему занятию? Можно ли про героев этой сказки сказать, что это настоящая семья? А что, по-вашему, обозначает слово семья? Как много значит в жизни каждого из нас семья?

Педагог:  Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и  уважению. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. И в сегодняшнем мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.  Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Что и подтверждает эпиграф нашего занятия «Счастлив тот, кто счастлив в своём доме».

Педагог: А как вы думаете, для чего создается семья? (Ответы детей). Цели создания семьи могут быть разными:

  • обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни;
  • реализовать свои творческие способности;
  • прожить тихо, скромно, в любви и согласии, внимании друг к другу;
  • вырастить и воспитать детей, дать им образование.

Исходя из целей создания семьи, можно определить следующие её функции:

  • Репродуктивная функция – рождение детей. Существуют семьи, имеющие одного, двух, трех и более детей.
  • Воспитательная функция – регулирует отношения между членами семьи, удовлетворяет членов семьи в общении и взаимопонимании, контролирует оказание взаимопомощи.
  • Экономическая функция – одна из основных функций семьи. Что может в себя включать экономическая функция?

Это может быть:

  • организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства;
  • финансовая деятельность;
  • накопление имущества и обеспечение его наследования;
  • трудовое воспитание и профессиональная ориентация;
  • формирование качеств хозяина.

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями  выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения. Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.

В словаре В. Даля читаем: «Скопидом – человек, который копит, строит дом, экономный, хороший, бережливый хозяин».

В чём же заключается разумность ведения домашнего хозяйства? 

  • В удовлетворении желаний членов семьи;
  • в рациональном использовании денежных средств.

А что такое желание? Желание – это то, что нам хочется. А потребности? Это нужда, необходимость без которых человеку не прожить. А какие могут быть потребности? Материальные и духовные. Что важнее? Всегда ли желания совпадают с потребностями? Конечно, нет.

Педагог: Важной характеристикой семьи является, конечно, совместный труд и ведение хозяйства. Ведь совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. И нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. За каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

И сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие – деловая игра «Экономика семьи и ведение домашнего хозяйства». Мы потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем произвести некоторые расчеты, представим себя хозяевами и полноправными членами семьи.

Сегодня на занятии вы присутствуете не как обычные ребята, а как семьи. Предоставляем вам слово для знакомства.

Семья Папроцких. Наша семья дружная, любит слушать музыку, путешествовать по интернету, иногда увлекаемся чтением детективных романов. Некоторые члены нашей семьи увлечены молодёжными сериалами, а младшие ребята любят смотреть мультфильмы и играть в настольные игры.

Семья Шацковых. Члены нашей семьи любят отстаивать свою точку зрения, умеют дружить и поддерживать друг друга.  Мы очень любим, проводить время в социальных сетях, прогулки на свежем воздухе с друзьями, посещение кружков по интересам. А так же вся наша семья увлечена различными видами спорта.

Знакомство с правилами игры.

Педагог: Прежде чем начать нашу игру, я хочу познакомить вас с правилами. На столе у каждой семьи стоит копилка. Ваша сегодняшняя задача заработать как можно больше «денег» для семейного бюджета. На протяжении всей игры я буду задавать вопросы по семейной экономике, а вот стоимость каждого вопроса будет зависеть от его сложности. Желаю вам показать вашу эрудированность, целеустремленность, любознательность, воспитанность, талантливость. Но помните, только в сплоченной семье можно добиться высоких результатов, поймать удачу и победу. Итак, мы начинаем.

Ход Игры

1 задание «Разминка» Расшифровать слово (стоимость этого задания – 600 рублей). 

В качестве разминки предлагаю семьям расшифровать ключевое слово нашей встречи. Вы получаете карточки с заданиями, производите расчеты, с которыми регулярно сталкиваются все семьи,  полученные  ответы будут соответствовать буквам, из которых вы составите ключевое слово.

 

 

 

 

 

 

40

14

18

48

14

120

Ю

Ж

Б

Т

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для  семьи Папроцких:

Буква 1. 1 кг сливочного масла стоит 180 руб. Сколько вы заплатите за 100   гр. масла?   18 - Б

Буква 2. 1 кг карамели стоит 200 руб. Сколько вы заплатите за 200 гр. карамели?            40 - Ю

Буква 3. 28 руб. стоит 1 кг риса. Сколько вы заплатите за 0,5 кг?                                     14 - Д

Буква 4. Пачка творога стоит 38 руб. за каждую. Какова стоимость за две пачки творога? 76 - Ж

Буква 5. 1 кг колбасы  стоит 300 руб. Сколько вы заплатите за 400 грамм колбасы?          120 - Е

Буква 6. Булка сдобная стоит 12 руб. за 1 шт. Сколько вы заплатите за 4 булки?               48 - Т

Задание для  семьи Шацковых

Буква 1. 1 кг печенья стоит 180 руб. Сколько вы заплатите за 100 гр. печенья?     18 - Б

Буква 2. 3 литра молока стоит 120 руб. Сколько вы заплатите за 1 литр молока?   40 - Ю

Буква 3. 1 кг макарон стоит 28 руб. Сколько вы заплатите за 0,5 кг макарон?        14 - Д

Буква 4. 1 кг муки стоит 38 руб. Сколько вы заплатите за 2 кг муки?                     76 – Ж

Буква 5. 1 кг сосисок стоит 200 руб. Сколько вы заплатите за 600 грамм сосисок? 120 – Е

Буква 6. 32 руб. стоит десяток яиц. Сколько вы заплатите за 15 штук яиц?            48 – Т

Ответы  с расчетами передадите жюри.

Выдача денег в копилки семьям.

Итак, ключевое слово нашего занятия – БЮДЖЕТ.А что такое бюджет? Как вы думаете?

Бюджет – смысловое значение этого слова очень сходно с понятием «баланс». Более того, бюджет – это и есть баланс. Из чего состоит бюджет? А как вы думаете,  может ли у семьи  быть свой  бюджет?  (Ответы детей). Бюджет часто называют, используя выражение «денежная сумка». Нужно ли планирование семейного бюджета?

Педагог: Обязательно! И по нескольким причинам. Например, налаженное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи? Отношения в семье становятся спокойными, отпадают поводы для лишних трений, недовольства, скрытых и явных обид? Особенно благотворно действует плановость семейного быта на детей. В семьях, где бюджет планируется, удовлетворение материальных потребностей происходит спокойно, без особых переживаний, духовных травм и эмоций денежные вопросы не только не приводят к конфликтным ситуациям, но даже наоборот сближают, сплачивают семью.

Так  из чего же складывается семейный бюджет?  Из доходов и расходовза  неделю,  месяц  или  год.

Что  такое  доход(Ответы детей). Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?  Заработная плата – родители. Пенсия – дедушки и бабушки. Стипендия – студенты. Пособие – на ребенка.  Гонорар – авторское вознаграждение.

– Что такое расход? Расходы - это  затраты,  издержки,  потребление. Какие расходы существуют в семье? Ответы детей: продукты, одежда, коммун. услуги и т.д.

Бюджет семьи можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на  другую чашу расходы. Как вы думаете, какая чаша весов должна перевешивать, чтобы семья жила в достатке и все семейные нужды были исполнены? Ответы детей: доходы. Бюджет семьи диктует стиль жизни семьи! Молодцы, ребята.

Задание 2. Распределить расходы и доходы семьи (максимальная стоимость задания – 400 рублей).

У каждой семьи есть список товаров и услуг. Ваша задача – разделить их на 2 группы: доходы и расходы.

Зарплата,  коммунальные  услуги,  пенсия, земельный налог, плата  за  телефон,  питание ребенка в школе, плата  за  дет/ сад,  поход в театр,  покупка хозяйственных принадлежностей, сдача в аренду помещения, оплата налога за автомобиль, покупка продуктов питания, стипендия, передвижение в общественном транспорте, пенсия по инвалидности ребёнка, штраф в ГИБДД, экскурсия в зоопарк, пособие, приобретение нового телевизора, ежемесячная ссуда.

Выслушаем, что у вас получилось. Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в списке доходов? Сумма, заработанная членами семьи. А в списке расходов?  Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи. 

Выдача денег в копилку семьям.

Задание 3.  Рассчитать бюджет ваших семей за месяц (стоимость этого задания – 500 рублей).

    семья  Папроцких                                                    семья Шацковых

Зарплата отца  плотника – 12 000 руб.      Зарплата отца  водителя – 15 000 руб

Зарплата  мамы  продавц – 7 000 руб.    Зарплата мамы педагога – 10 000 руб

Стипендия сына – 660 руб.                        Стипендия сына – 800 рублей

Пенсия бабушки – 6 000 руб.                     Стипендия дочери – 1 500 рублей

Доход составляет: 25 660 рублей          Доход  составляет:  27 300 рублей

Рассчитать расходы вашей семьи за месяц.

Питание – 13 000 руб                                        Питание – 7 000 рублей

Квартпл. и ком.услуги /свет, газ/– 5500 руб.  Кварт и ком.услуги /свет, газ/ – 7000р

Хозяйственно - бытовые нужды – 700 руб.        Хозяйст – бытовые нужды – 1000 р

Прочие нужды /лекарства, театр,кино / 1000 руб  Прочие нужды /лекарства, кино, спортзал/ 2 000 руб.

Затраты на одежду – 4000руб                                 Затраты на одежду – 8 000 рублей

Транспортные расходы – 1500руб                  Транспортные расходы – 1 500 руб

Расход составляет: 25 700 рублей                     Расход составляет: 26 500 рублей

– Что получилось? Сумели ли вы уложиться в сумму доходов? 1 семья нет, 2 семья да.

– Проанализируйте и рассчитайте, уважаемые семьи, есть ли экономия средств в ваших семьях?  Какая экономия в семье Шацковых? Куда можно и нужно было истратить эти деньги? А на чём можно было и сэкономить?

Ответы детей: На сладостях и излишествах в еде, на транспорте (пользоваться проездным). На коммунальных услугах (экономия электричества). На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы.

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом и пирожных, но не экономьте на обедах и продуктах питания для ваших будущих семей, как это мы видим на примере семьи Шацкова Вовы. Кроме того, в семьях, где не умеют рационально рассчитывать бюджет, возникает и почва для развода. 

– Ребята, как должны распределяться доходы и расходы? Какая формула будет лучшей? Та, в которой доходы больше чем расходы.

  • Доходы = расходы
  • Доходы > расходы
  • Доходы  < расходы

– В какой  семье образовался дефицит, а в какой экономия?

– А что такое дефицит? Дефицит - превышение расходов бюджета над доходами. Семья   Папроцких – дефицит, семья Шацковых– экономия

Жа́дный  –  стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет.

Экономный – бережливо расходующий что-нибудь,  соблюдающий  экономию.

– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же? (Ответы детей).

– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Выдача денег в копилки семьям.

Задание 4. Распределить расходы семьи в соответствующие графы (максимальная стоимость задания – 600 рублей).

Питание

Коммунальные

      услуги

Транспорт

Культурные

потребности

   Хозяйственно

        бытовые

           товары

      Товары

          длительного

           пользования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молоко, телевизор, мыло,  билет на автобус,  оплата телефона,  мультиварка,  «Туалетный утёнок», йогурт, личный автомобиль, посещение музея, кастрюля, соль, такси, книга,  домофон,  холодильник, санаторно – курортное лечение, билеты в цирк,  майонез, средство для посуды «Фери», сковорода, аквапарк, билет на электричку,  картофель, сливочное  масло, поездка на поезде, вывоз мусора, микроволновка, зубная паста, творог, туалетная бумага, мармелад, билет на метро, магнитофон, квартплата, пылесос, хлеб, билет в театр, стиральный порошок, посещение боулинга.

Выдача денег в копилки семьям.

Задание 5. Как сэкономить? (стоимость задания – за один совет 200 рублей)

– Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает. Посовещайтесь в семьях и  дайте советы, как можно сэкономить  денежные  средства, когда денег  в  наличии  немного.     

  • Ремонт  обуви  своими  руками.
  • Ремонт  одежды  своими  руками.
  • Можно  экономить  электроэнергию.
  • – номить расход воды.
  • Отказ  от  курения.
  • Отказ от спиртного.
  • Закаливание  организма,  занятие  спортом, отказ  от  лекарств.
  • Своевременное  утепление  окон,  балкона,  дверей,  чтобы  было тепло и не было трат на лекарства и лишнюю переплату за коммунальные услуги.
  • Бережное  использование  личного  имущества,  уберегает  его  от  ненужного  ремонта  и  покупки  нового.
  • Личное подсобное хозяйство. Заготовка  на  зиму  картошки,  лука, моркови, свеклы, солений,  варенья,  маринадов.

Выдача денег в копилки семьям.

Задание 6. «Вред семейному бюджету» (стоимость задания 500 рублей).

– Продолжаем тему экономии семейного бюджета.

У папы и мамы Копейкиных есть вредные привычки. Папа курит в день по пачке сигарет «Винстон», стоимостью 82 рубля, а мама курит «ЛМ» по 55 рублей за пачку. Папа выпивает за вечер одну бутылку пива «Балтика» за 28 рублей. Подсчитайте, какую сумму денег потеряет семейный бюджет из-за вредных привычек родителей в месяц и в год?  Что полезное можно было приобрести для семьи на эту сумму?

Ответ: 4960 рублей в месяц, 59 400 в год.

Выдача денег в копилку семьям.

Задание 7.  Конкурс «Занимательный». (За каждое составленное слово – 100 рублей).

Давайте ребята отдохнём от математических задачек и выполним задание на смекалку. Придумать за 3 минуты максимальное количество слов из букв слова

                                               Потребности

Выдача денег в копилки семьям.

Задание 8.  (стоимость задания за каждую задачу по 400 рублей).

– Уважаемые семьи, сейчас вам необходимо показать свои экономические знания.

Задание для семьи Папроцких.
1. Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.?

Сколько денег она сэкономит? Ответ: 30 рублей

2. В ближнем магазине книга стоит 70 рублей, а в дальнем – 60 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на трамвае в дальний магазин стоит 8 рублей?

Ответ: ВЫГОДНЕЕ КУПИТЬ КНИГУ В БЛИЖНЕМ МАГАЗИНЕ (ЗА 70 РУБЛЕЙ), Т.К. 60+8+8= 76 РУБЛЕЙ; ДА И ВРЕМЯ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ.

Задание для семьи Шацковых.

1. Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара весом 50 кг стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)?

Ответ: 1.600 рублей,  экономия 200р

2. Однажды Саша проголодался и решил пообедать в школьной столовой.  У него было 120 рублей. Саша прочитал меню и узнал цены. Что может купить Саша в столовой?
Меню.
Первые  блюда
1. Борщ - 55 рублей
2. Рыбный суп – 47 рублей.
Вторые  блюда
1.Котлета мясная с картофельным пюре – 74 рубля
2. Макароны отварные с сосиской – 66 р.80 к.
3. Рыба с тушёными овощами 41р.80 коп.
Напитки
1. Чай сладкий 15 руб.
2. Компот 10 руб.
3. Кисель 12руб.

Выдача денег в копилки семьям.

Задание 9.  Найди лишнее слово (стоимость задания – за каждое слово 50 рублей).

1 семья.

зинмага            катабмно      оептнисртоб        колаш        зойохтясв       оепоибс

магазин            банкомат      потребности        школа        хозяйство       пособие

2 семья.

пистедния      джбюте       ходсар       кульцир        хостравка        уопкапк

стипендия      бюджет       расход       циркуль        страховка        покупка

Выдача денег в копилку семьям.

Задание 10: «В корень зри, не продешеви» (стоимость задания – за каждое правильное выражение 100 рублей).

Задание: соедините стрелками, чему соответствуют выражения

             Дорого

 

            Дёшево

 

 

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Задаром

Не по карману

Влетит в копеечку

За гроши

По сходной цене

 

Выдача денег в копилки семьям.

Задание 11. «Цена семейного счастья». (Стоимость правильного и полного ответа 1 000 рублей).

– Ну и в конце нашего занятия мне бы хотелось ещё небольшое дать вам задание, но стоит оно совсем не мало.

У ребят возник спор. Сергей говорит своему другу: «Я решил накопить денег и купить все, что захочу». Но Максим утверждает, что не всё продаётся и покупается. Разрешите спор двух друзей.

Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, уважение близких и их любовь. Не обедняйте себя, стараясь, все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается.

Помните, что культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги. Совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми. А значит надо самим научиться чему – то, что поможет вам зарабатывать деньги. Образование, кстати, получить, тоже имеет смысл.

Что же касается непосредственно бюджета, то хочется сказать еще одно. Он в разные годы вашей жизни будет разным. Разными будут и потребности. Редко даже самые обеспеченные супруги проживают, не познав финансовых трудностей. Только не надо из этого делать трагедию. Деньги определяют многое в нашей жизни, но, к счастью, не все.

Самое главное – научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом. И при этом не страдать, что не все покупки по карману.

Если счастье не ставить в зависимость от материальных благ, если видеть главную ценность дома в теплых, сердечных отношениях, то они окажутся важнее любых приобретений. И как говорит пословица:

«Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга».

Педагог: Сейчас семьям предлагается вскрыть копилки и посчитать, чему же равен их семейный бюджет, заработанный на занятии  (под песню Л. Минелли «Мани-Мани»)

  • Сложно ли было заработать «деньги»?
  • А вам понравилось их зарабатывать?

Я вам желаю, чтобы в будущем вам было так же легко зарабатывать деньги, экономить семейный бюджет и правильно им распоряжаться. 

Итог. Рефлексия.

Самооценка своей деятельности.

– Зажмите руку в кулак и:

Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный,
Кто хорошо потрудился – средний,
Кто помогал работе в семьях – указательный,
Кому понравилось занятие – большой.

Всем спасибо за работу!

Автор: Воспитатель ГКОУ ВО "Ляховский детский дом"

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 09.01.2020 в 10:48

Отличная игра! И очень полезная! Хороша для воспитания у детей бережливости и аккуратности. Да и для развития математических способностей ребят подойдёт! Возьму её себе в копилочку! Спасибо за такой подробный и полезный сценарий!

Иванова Евгения Владимировна 14.01.2020 в 20:15

Очень интересный материал. Главное - полезный. Спасибо автору!

Олеся Викторовна 17.02.2021 в 19:40

Здравствуйте. Хорошая игра. С удовольствием возьму в копилку. Только хотелось бы узнать возраст целевой аудитории . И , наверное, несколько заданий я бы оставила в резерве, потому что такой объем очень сложно успеть выполнить на простом уроке. Но за идею - отлично

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!