Регистрация

Программа дополнительного образования детей «Радуга чудес»

  • 25 марта 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дополнительного образования»

Наше здоровье и здоровье наших детей – это самое драгоценное, что только может быть. Наша жизнь и наше здоровье – это состояние, которого можно добиваться различными путями и чем больше действий в этом направление сделано, тем более эффективен результат.

Ухудшающееся состояние окружающей среды, неблагополучная экология города и пригорода не благоприятно влияют на здоровье детей и взрослых. Город Нижний Тагил только недавно был вычеркнут из списка экологически неблагополучных городов нашей страны и состояние окружающей среды, соблюдение ПДН, количества и качества нашей воды и воздуха, почвы – оставляет желать лучшего.

В городе каждый год рождается все большее числи детей, но уровень смертности продолжает повышаться и перекрывает число родившихся. И умирают не только пожилые люди. В г. Нижнем Тагиле каждый 2-й ребенок болен заболеваниями дыхательных путей, такой диагноз как – астма – привычен для всех. Именно поэтому городская администрация и общественность города проводят различные мероприятия и разрабатывают программы по улучшению состояния экологической среды.

Комплексная программа «Радуга чудес» предназначена для расширения образовательных услуг, оказываемых учащимся образовательных учреждений города Нижнего Тагила, в сфере пограничных с биологией и экологией театральных, организаторских, художественно - эстетических аспектов деятельности, а также для привлечения дополнительного контингента учащихся младшего и среднего школьного возраста, их дополнительного эколого-биологического образования и воспитания.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 лет до 16.

Программа «Радуга чудес» позволяет развивать в детях необходимые для личности качества и свойства характера: устойчивость мнения, способность к самоанализу, ответственности, способность к самоподаче и самопредставлению, коллективизм, умение работать в группе, лидерские качества. Кроме того, в данную программу включены знания этики и этикета, культурологи, театрального и ораторского искусства, психологию восприятия. Дети, учатся не только актерскому мастерству передачи текста и игре на сцене, но и самостоятельно организовывать пространство, группу для работы, пишут стихи, песни, рассказы, составляют сценарии. И все это происходит по средствам разлития в детях любви к окружающей природной среде. Так как все темы программы раскрываются через экологию и основы биологии.

Прохождение полного цикла программы рассчитано на 2 года. Формирование групп проводится из состава всех желающих детей, учащихся 1-6 классов образовательных учреждений города и подготовительных группы детских садов. На изучение всего курса в год отведено 102 учебных часа, (соответственно, всего – 204 часа, из которых теоретическая часть будет составлять – 64 часа, практическая часть – 140 часов).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Учитывая большую подвижность дошкольников и младших школьников, неустойчивость внимания, на занятиях используются различные виды деятельности; групповые игры и индивидуальные игры; изготовление из твердых бытовых отходов и другого материала одежды и поделок, декораций, написание стихов, рассказов и сказок, сценариев и т.д.

Основное содержание программы позволяет организовать учебно-воспитательную деятельность на системной основе, обеспечивающую усвоение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для формирования представления об биологической и экологической работе, и их значении в жизни каждого конкретного человека и всего нашего общества; для практического использования в течение жизни и умения передавать полученные знания другим. Так, воспитанники детского объединения «Радуга чудес» реализуют полученные ими знания и навыки в конкурсах, акциях и программах по экологии и юннатскому направлению на уровне ГорСЮН, городских эколого-биологических мероприятий и областном уровне.

Художественное творчество, применение учебно-исследовательских педагогических технологий, а именно: разработка творческих, экологических и культурно-досуговых проектов, обработка итогов работы, разработка методических сопровождений и разработок, разработка наглядных материалов и др. 

Когда ребенок проигрывает множество ролей различного плана, так или иначе связанных с экологией, природой, он начинает сопереживать персонажам, понимать разыгрываемые сюжеты, что способствует формированию чувства сопричастности ко всему происходящему на Земле, что помогает ребенку понять окружающую его жизнь, и оценить проблемы и возможность, помогает не быть равнодушным к происходящему.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что объединяя в себе идеи высказанные в образовательных разработках различных педагогов, данная образовательная программа становится наиболее адаптированной к настоящим условиям воспитания детей МОУ ДОД «Городской станции юных натуралистов».

Таким образом, данная образовательная программа вобрала в себя лучшие достижения в области современного экологического и творческого воспитания детей, что, несомненно, послужит улучшению эффективности обучения детей и деятельности направленной на их развитие.

Программа «Радуга чудес» является составительской. Составлена на основании: «Кружек юных натуралистов» программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. – М.: Просвещение, 1983. Программа по театральному искусству «Радуга чудес», автором которой является Токмакова Л.А., педагог школы «Искусство жизни» г. Красноярск. 1995 г.

Содержание данной образовательной программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка
  • создание благоприятных условий усвоения детьми экологических и биологических знаний;
  • организацию внутренней и внешней гармонии ребенка с самим собой и окружающим миром;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цель программы – обеспечение педагогического сопровождения детей в процессе получения знаний эколого-биологической направленности, формирование экологической культуры и навыков здорового образа жизни средствами программы «Радуга чудес».

Задачи программы:

1. Формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам природопользования.

2. Формирование основ экологической культуры и навыков здорового образа жизни.

3. Обучение театральному и организаторскому мастерству на уровне, соответствующему возрасту учащихся.

4. Развитие навыков и способностей детей: общения; конструктивного и образного мышления; коммуникативных качеств.

5. Развитие творческого потенциала учащихся как в собственно сценической деятельности, так и в осваивании смежных специальностей: художника, актёра, режиссёра, и т.д.

6. Создание условий для раскрытия личностного потенциала ребенка, его успешной социализации и становления «Я - Концепции».

Формы и режим занятий:

  • Форма – «занятие», в котором ⅓ отводится теоретической части и ⅔ практической работе. Практический результат работы – выступление на сцене Городской станции юных натуралистов и других учреждений города и области. Также для организации эффективного образовательного и воспитательного процесса используются тематические экскурсии, выходы на природу.
  • В процессе обучения учитываются интересы и увлечения детей. Учащиеся, проявившие способности и интерес к занятиям закрепляют приобретенные знания, совершенствуют навыки и умения в актерском деле, вырабатывают и закрепляют организаторские способности;
  • Особенностью программы является внесение в нее составителем особой экологической направленности. Таким образом, образовательная программа «Радуга чудес» отвечает требованиям экологического воспитания МОУ ДОД «Городской станции юных натуралистов».

Режим занятий следующий:

  • Для дошкольников: три занятия по 25 минут каждое, между занятиями два перерыва по 10 минут;
  • Для младшего и среднего школьного возраста – занятия проводятся в течении 2 ч. 15 мин. С обязательными перерывами по 10 минут (два перерыва – три по необходимости).

Во время занятий идет постоянная смена деятельности. Обязательно проводиться «физкультминутка».

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты подготовки по программе соответствуют основным составляющим образованности учащегося:

1. Предметно-функциональные составляющие:

a) основные понятия и термины по изученным темам;

b) содержание основных форм и методов проведения массовых, эколого-биологических мероприятий;

c) не только знать, но и уметь использовать средства восприятия на зрителя (личностные, технологические, эмоциональные и др.);

d) понимать и принимать основные особенности работы Станции Юных Натуралистов в области экологии, пропагандировать полученные знания и информацию.

2. Деятельностно-коммуникативные составляющие:

a) умение выделить смысл и содержание работы, игры, литературного произведения, того или иного мероприятия, участником которого они являются т.п.;

b) оценивать свою деятельность и деятельность других людей по отношению тем или иным вещам, человеческим ценностям, к природе и окружающей нас среде;

c) умение работать в коллективе (общие работы на сцене), понимать и дополнять друг друга.

3. Ценностно-ориентированные составляющие:

a) Выражение своего отношения к природе творческими средствами: поэзия и актерское (сценическое) мастерство, ораторское искусство, культура речи.

b) Отображение ценностной ориентации на экологическое благополучие города и страны, на эстетическую и коммуникативную ценность культуры и искусства по средствам массовых мероприятий (через организацию, проведение и непосредственное участие) эколого-биологической направленности в условиях СЮН.

c) Создание коллективных работ: инсценировки, спектакли, участие в массовых мероприятиях эколого-биологической направленности.

d) Ответственное, активное, бережное отношение к природе, пропаганда экологической культуры и здорового образа жизни.

Программа «Радуга чудес» 

Автор: Казакова Любовь Сергеевна, педагог МАУ ДО Городская станция юных натуралистов, г. Нижний Тагил, Свердловская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!