Регистрация

Образовательная программа «Фитнес и здоровье»

  • 28 сентября 2015

Пояснительная записка

Здоровье детского населения Пермской края хуже, чем в среднем по Российской Федерации. По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков (2002 год), в нашем регионе имеющих нормальное физическое развитие гораздо меньше, чем в целом по России, большой процент детей, нуждается в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий. Одним из факторов, непосредственно влияющих на состояние здоровья учащихся в возрасте 10-18 лет, являются условия образовательного процесса. Большие учебные нагрузки приводят к гиподинамии, требуют от учащихся больше сил и энергии для достижения положительного результата. Поэтому большую значимость приобретает пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Программа «Фитнес и здоровье» составлена в соответствии с законами Российской Федерации: «Об образовании» (2003); «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (1999); «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002); Типовым положением о дополнительном образовании детей; нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. При разработке настоящей программы использованы методические рекомендации для работы с физкультурно-оздоровительными группами (Кемерово, 1984).

Программа «Фитнес и здоровье» предназначена для детей 10 – 18 лет с различным уровнем физической подготовки. Срок реализации программы 2 года (144 часа в год, при недельной нагрузке 4 часа для детей 10-13 лет; 4,5 часа для подростков 14-18 лет).

Создание программы обусловили – отсутствие во многих образовательных школах необходимого спортивного оборудования и инвентаря, нормальных условий для организации и проведения дополнительных занятий физическими упражнениями детей и подростков, большие учебные нагрузки, гиподинамия, рост заболеваемости, повышенный ритм жизни, негативное влияние окружающей среды. .Для занятий спортом можно купить велосипед в интернет магазине 

Детям 10 – 13 лет необходимо двигаться, поэтому на занятиях особое внимание уделяется нагрузкам, рациональному питанию, развитию двигательных способностей. Этот период благоприятен для развития: быстроты, силы, прыгучести, координации движения, осанки. 

Подросткам 14-18 лет увеличивается нагрузка и продолжительность занятий, особое внимание уделяется формированию фигуры, мышц, укреплению нервной системы, формированию характера. Подростков ориентируют на результаты их деятельности. Этот период благоприятен для развития: выносливости, статической силы, формирования фигуры и мышц.

Цель программы: пропаганда здорового образа жизни,обучение приемам сохранения и укрепления здоровья физического и морального, воспитание потребности жить в гармонии тела и духа, сохранение хорошего настроения и ощущение радости жизни.; формирование мотивации к подержанию хорошей физической формы.

Задачи:

1. Ориентирование детей и подростков на занятия спортом и на здоровый образ жизни.

2. Ознакомление с приемами закаливания и тренировки организма, способами поддержания здоровья.

3. Развитие выносливости, способности распределять силы в творческом процессе (физическом, умственном), точно определять, когда следует напрячь силы, а когда отдохнуть, сэкономить энергию, укрепить веру в себя.

4. Совершенствование физического развития детей и подростков через занятия фитнесом, приобщение к самостоятельным занятиям фи­зическими упражнениями,

5. Формирование гармонично развитой личности ребенка (через развитие способностей, формирование характера, воли, через воспитание эмоциональной сферы, формирование положительных мотиваций).

6. Воспитание дисциплинированности, доброжела­тельного отношения к товарищам, честности, от­зывчивости, смелости во время выполнения фи­зических упражнений.

Направленность программы – физкультурно – оздоровительная.

По направлению деятельности программа является:

  • Ориентированной – то есть ориентирует детей и подростков на занятия физической культурой и спортом (степ-аэробика, йога, пилатес, фитбол), на заботу о своем здоровье, на здоровый образ жизни.
  • Прикладной – программа дает детям необходимые знания, умения и навыки в новой для них деятельности в рамках дополнительного образования.

Новизна и актуальность данной программы:

  • Большое внимание в программе уделяется индивидуальности каждого обучающегося. Программа мобильна, легко подстроиться под уровень физической подготовки обучающихся и учитывает их интересы и потребности.
  • Важная роль в программе отводится формированию здорового образа жизни и заботе о своем здоровье с раннего возраста.
  • Программа компенсирует недостаток школьного образования в плане физической культуры, правильного режима питания, косметических процедур и ухода за своей внешностью.
  • Программа создана на основе вышеперечисленных законов, методической литературы и собственного опыта автора.

Программа предусматривает следующие формы организации занятий: групповые (учебно-тренировачное), индивидуальные (подготовка к показательным выступлениям, отработка индивидуальных фитнес-программ).

Формы проведения занятий: мастер-класс, лекция, учебно-тренировочное занятие, творческая мастерская, практическое занятие, тестирование, зачет.

Образовательная программа «Фитнес и здоровье» включает в себя теоретические, практические, а так же смешанные (теория и практика) занятия.

Структура занятий: знакомство с темой, целью и задачами. Изложение содержания основной части занятия. Закрепление изученного материала: выполнение теста, а также устные ответы на вопросы педагога. Определение домашнего задания. Выполнение практических рекомендаций педагога во время занятий, дает возможность улучшить личные показатели и почувствовать удовлетворение от достигнутых результатов. 

При приеме в секцию «Фитнес и здоровье» обязательным условием допуска к занятиям, является справка о состоянии здоровья от участкового терапевта. На занятиях должна соблюдается техника безопасности. Для организации мониторинга образовательного процесса используется «Система диагностики, обеспечивающая коррекцию и оценку эффективности образовательной программы». Программа предусматривает осуществление самонаблюдения за физическим состоянием в течение учебного года: использование дневника самоконтроля, индивидуальных карточек.

Ожидаемые результаты по выполнению программы:

1. Улучшение показателей двигательных способностей (техника движений, пластика, координация) и физических качеств (выносливость, сила, гибкость) воспитанников.

2. Применение полученных знаний и умений на практике, умения организовать занятие, ставить перед собой задачи и искать пути решения.

3. Удовлетворение познавательных потребностей детей в области здоровья и фитнеса.

В содержании программы «Фитнес и здоровье» к каждому разделу подобраны необходимые термины, понятия, определения для изучения материала. А также прописаны знания и умения полученные детьми в ходе изучения раздела.

Формы подведения итогов реализации программы: 

  • Соревнования
  • Конкурсы
  • Показательные выступления
  • Открытые занятия
  • Мониторинг образовательного процесса.

 Обязательно предусмотрен:

  • Контроль педагогом физического состояния обучающихся.
  • Самоконтроль.

Программа апробирована в учреждениях дополнительного образования в 2004 – 2005, 2005 - 2006 учебных годах. Результаты приведены в таблица №1, таблица №2, таблица №3. Анализ результатов апробации, представлен в программе.

Программа «Фитнес и здоровье» может быть использована в других учреждениях дополнительного образования для организации кружковой работы, работы оздоровительных групп, секций ОФП с оздоровительной направленностью, а также в общеобразовательных школах в виде вариативной части предмета «Физическая культура», во внеклассной работе.

Анализ работы по программе «Фитнес и здоровье» 

Возрастная группа 14-15 лет (1 год обучения).В ходе работы по программе в 2004-2005 учебном году получены следующие результаты (в %) в группе:

  • Бег 2 км (мин.) – результаты увеличились на 21 %
  • Челночный бег(3х15) - результаты увеличились на 41 %
  • Пресс (1мин.) – результаты увеличились на 10 %
  • Отжимание от пола (1 мин.) – результаты увеличились на 48,2 %
  • Наклоны в стороны (1 мин.) – результаты увеличились на 15,6 %
  • Объемы тела – изменились у 93
  • Не обращались к врачам – 88% обучающихся.

Вывод: За первый год обучения по программе «Фитнес и здоровье» подростки физически окрепли. Увеличилась статическая сила и выносливость. Почти у всех обучающихся фигура стала стройной и подтянутой, появился рельеф мышц. Подростки меньше болели, реже обращались к врачам.

На основе выводов осуществлена следующая корректировка:

1. В учебно-тренировочные занятия вести упражнения кардиоупражнения.

2. Подготовить и вести индивидуальные комплексы с применением отягощения 3-5 кг.

3. Вести элементы хореографии в комплексы упражнений.

4. Чаще использовать расслабляющие упражнения.

Возрастная группа 10-14 лет (1год обучения). В ходе работы по программе 2005-2006 учебный год получены следующие результаты (в %):

  • Бег 2 км (мин.) – результаты увеличились на 29 %
  • Челночный бег (3х15) – результаты увеличились на 13 %
  • Пресс (1мин.) – результаты увеличились на 66 %
  • Отжимание от пола (1 мин.) – результаты увеличились на 48 %
  • Наклоны в стороны (1 мин.) – результаты увеличились на 77 %
  • Объемы тела – изменились у 89%
  • Не обращались к врачам – 90% обучающихся.

Вывод: За первый год обучения по программе «Фитнес и здоровье» дети физически окрепли. Развилась двигательные способности.Увеличилась статическая сила, координация движения, осанка.

Почти у всех обучающихся фигура стала стройной и подтянутой, появился рельеф мышц. Дети меньше болели, реже обращались к врачам.

На основе выводов осуществлена следующая корректировка:

  1. В учебно-тренировочные занятия вести упражнения с отягощением 0,5-2 кг.
  2. Подготовить и вести индивидуальные комплексы с применением различных тренажеров.
  3. Вести элементы йоги, пилатеса в комплексы упражнений.
  4. Уделять внимание упражнениям на осанку.

Возрастная группа 14-18 лет (2 год обучения). В ходе работы по программе 2005-2006 учебный год получены следующие результаты (в %):

  • Бег 2 км (мин.) – результаты увеличились на 14,9 %
  • Челночный бег (3х15) – результаты увеличились на 20,6 %
  • Пресс (1мин.) – результаты увеличились на 31,5 %
  • Отжимание от пола (1 мин.) – результаты увеличились на 47,2 %
  • Наклоны в стороны (1 мин.) – результаты увеличились на 21,8 %
  • Объемы тела – изменились у 100%
  • Не обращались к врачам – 92% обучающихся.

Вывод: За второй год обучения по программе «Фитнес и здоровье» подростки стали более выносливые и сильные. У всех изменился рельеф мышц, фигура стала стройной и подтянутой, увеличилась мышечная масса. Подростки физически окрепли. Научились владеть своим телом. Программа выполнена, все обучающие полностью освоили программу. Отсев учащихся – 0,5 %.

Литература 

1. Бэчли Т., Гроувз Б. «Идем в фитнес-клуб»// Дневник самонаблюдения / Упражнения на тренажерах. - Москва. - 2003. – С. 15-25.
2. Бурбо Л. «Фитбол за 10 минут»// Упражнения на каждый день/ Кардиоупражнения. - Ростов–на-Дону. - 2005. - С. 18-25.
3. Веселов А. «Построй свое тело!»// Белковые диеты – Москва. - 2004. - С. 34 - 38.
4. Киржнер А., Киржнер Д. «Потомки Геракла»// Упражнения для верхнего пояса (плечи, руки, грудь) – Пермь. - 1991. - С. 115 -118.
5. Ким Н.«Фитнес и аэробика» // Система занятий фитнесом - Москва. - 2005. - С. 12 -18.
6. Ким Н. «Фитнес для всех типов фигур» // Классификация типов фигуры / Упражнения с отягощениями – Москва. - 2005. – С. 20 - 28.
7. Ким Н. «Фитнес против целлюлита» // Упражнения против целлюлита –Москва. - 2005. – С. 10 - 20.
8. Хван Ю. «Целительные упражнения системы Норбекова. Практический курс». - С-Петербург. - 2002.
8. Энциклопедический словарь биолога. – Москва. - 1986. – С. 10 - 50
9. Энциклопедия современного бодибилдинга. – Екатеринбург. - 2001. – С. 3 - 300

Автор: Лузина Марина Робертовна, инструктор-методист Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, Центр детского творчества и развития детей и юношества №1, г. Соликамск.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!