Регистрация

Организация досуговой деятельности во внеучебное время

  • 9 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Самой важной актуальной проблемой является организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников.

Цель работы: изучение особенностей организации досуговой деятельности во внеучебное время.

Задачи работы:

1) Рассмотреть понятие  «досуг».

2) Рассмотреть особенности организации досуговой деятельности.

3) Основные признаки досуга дошкольников и школьников.

Организация детского досуга и его формы, существующие в современной школе, не отражают интересов и потребностей детей. В настоящее время педагоги относятся к досугу как чему-то второстепенному, несерьезному, развлекательному. До сих пор понятия «учение», «урок», «знания» находятся в профессиональном сознании среднеста­тистического педагога в положении крайнего противопоставления понятиям «досуг», «праздник», «отношения».

Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.

Пока еще не все взрослые согласны с тем, что досуг высту­пает одной из основ детского творчества, обладая мощным раз­вивающим потенциалом.

Досуг происходит от понятий: «свободное время», «отдых».«Свободное время» – часть внерабочего времени, остающаяся у человека.

Если «досуг» по определению – это активное наполнение «одного личного времени» то основными его признаками нельзя не признать:

1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принужде­нию досугом не занимаются, только добровольно.

2. Избирательность досуговых предпочтений, Каждый выби­рает для себя то занятие, которое соответствует его интере­сам и возможностям.

У нас в Доме творчества работают 30 кружков, куда ребята ходят по желанию.

3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов. Кроме занятийв кружках дети любят играть в различные игры, смотреть телевизор, слушать книги, выходить на прогулки.


4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того на­пряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую ус­тойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.

Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к даль­нейшей учебной нагрузке. Так как в 1 классе самоподготовки нет, то в день бывает по два занятия.

5. Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.

6. Создавать условия для смены видов деятельности, отлич­ных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых. После прогулки дети играют в спокойные игры.

7. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обста­новку, способствующую раскрепощению и снятию напря­жения,

8. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной дея­тельности.

9. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников. Дети дежурят по столовой, в классе по очереди.

10. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.

11. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, воз­буждая радостное ожидание предстоящего события.

12. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личност­ное восприятие педагогического замысла.

13. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необ­ходимые коррективы.

14. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержании и фор­мы личностному ожиданию каждого участника.

15. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был разнообразным, интересным, развивающим нужна программа, которая даст систему занятий. Программа должна соответствовать мотивации, интересам и возрасту детей.

Важным моментом досуга является прогулка. Во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.

Таким образом, организация внеучебного времени учащихся и дошкольников должна не только способствовать сохранению благоприятного уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать дошкольникам, учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся и дошкольники могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, и т.д.

Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности. При таком условии указанная деятельность оказывает положительное эмоциональное влияние на учащихся и благодаря этому улучшает функциональное состояние их организма.

Список литературы:

  1. Моделирование воспитательных систем: Теория — практике / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 1995. 
  2. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учёб, заведений / Под ред. В. А. Никитина. — ML: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  3. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.
  4. Резванов А.В. Досуговая активность населения: социологический анализ традиционных сдвигов: Дисс. … канд. социол. нау – Ростов-на-Дону, 2002. – 164 с.
  5. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга: философско-социологическое исследование: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Л., 1981. – 40 с.

Автор: Набиева Турадж Акрамовна, педагог-организатор, МБОУ ДОД ДДТ Дом детского творчества, г. Новый Уренгой, Тюменская область. Стаж работы: 5 лет.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 10.02.2014 в 12:49

Уважаемая Турадж Акрамовна, я абсолютно не поняла смысл вашей конкурсной работы... Вы начинаете писать об организации досуга в системе школьного продленного дня, далее упоминаете о дошкольниках, потом вы пишите о кружках в ДДТ... Фото вы приложили детей в детском саду... Как всё это объединить?

Педагог 10.02.2014 в 16:54

Здравстауйте! Уважаемая Ирина Викторовна. Я просто много работала с дошкольниками и хотела показать вид досуга и у дошкольников.

Ануфриева Ирина Викторовна 11.02.2014 в 00:30

Уважаемая Турадж Акрамовна, досуг у дошкольников - это развлечения, спортивные мероприятия и т.п. Вот вам и нужно было выбрать работу с дошкольниками и раскрыть тему... А так получился винегрет, извините!

Татьяна Васильевна 10.02.2014 в 12:59

Да, Турадж Акрамовна, цель вашей представленной работы "изучение особенностей организации досуговой деятельности во внеучебное время" - никак не соответствует наполняемости вашей статьи. Даже потому, что в д/с нет учебного времени.

Мария Владимировна 11.02.2014 в 11:19

Девочка молодая на фотографии, опыта нет, Я тоже года два назад не знала, что прогулка это не досуг, как пишет Турадж, а режимный момент. Профессиональных успехов тебе, Турадж!

Цырен-Жаб Доржиевна 11.02.2014 в 18:27

Уважаемая Турадж Акрамовна, благодарю за участие ! Материал разработан недостаточно методически грамотно.
Удачи вам!

Олеся Викторовна 13.02.2014 в 15:36

Уважаемая Турадж Акрамовна. Спасибо за работу. Но она получилась довольно сумбурной, я так и не поняла, о каком же досуге вы хотели рассказать. Но поверьте , досуг школьника и детсадовца разнятся очень сильно. И внеурочная деятельность у школьников совсем другая. Стоит подумать о доработке материала. Удачи!

Светлана 15.02.2014 в 08:48

Спасибо за участие в конкурсе, жаль, что "первый блин оказался комом". Удачи вам.

Елена Елена Елена 20.01.2020 в 11:24

Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!