Регистрация

Программа летней смены для детей с ОВЗ «Творческие Дачи»

  • 21 декабря 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства» 

Актуальность

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей инвалидов могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых и семья неспособна предоставить богатство всех социальных контактов, ролей, возможностей. 

В оздоровительной работе детей с ограниченными возможностями летний период занимает особое место и рассматривается как важнейший этап оздоровления детей в течение года. Мы продолжаем совершенствовать опыт организации каникулярного времени детей с ограниченными возможностями здоровья, вводя в практику новые формы работы.

Данная программа носит название «Творческие Дачи». Это – дачный посёлок, жители которой попадают в сказочный мир игры.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). 

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей, это не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение социальных потребностей в познании, общении, творчестве. 

Программа объединяет несколько сторон воздействия на ребенка: оздоровительную, психологическую и воспитательную. Все три составляющие объединены одной целью: создание доступной среды и условий для отдыха, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение социальной активности ребёнка.
  • Развитие творческих способностей детей. 
  • Воспитание чувства собственного достоинства. 
  • Повышение уровня психического и социального здоровья.
  • Введение оптимального режима творческой деятельности и отдыха детей.
  • Обогащение и развитие духовного мира таких необычных детей.
  • Созидательная творческая деятельность, будет способствовать сплочению временного разновозрастного коллектива.

Детям с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлена возможность поверить в себя, ощутить свою социальную значимость!

Организационная структура

Идея смены «Творческие Дачи» заключается в том, что дети, находящиеся в лагере, являются жителями дачного посёлка. Смена должна проходить в атмосфере доброты, взаимовыручки и способствовать раскрытию творческих способностей детей.

«Семья» – вместо больших отрядов создаются две группы по 6 человек.

«Глава семьи» – педагог, способный обеспечить жизнедеятельность «семьи».

«Дом» или «Веранда» – семья по возрастному принципу может объединяться в «дом»или «веранду».

«Домовые» (педагоги) – способные к анализу педагогической ситуации, имеющие опыт педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в здоровье. Домовой – добрый дух дома. Каждый «домовой» обязательно ведет какую-либо Творческую Дачу, исходя из интересов и потребностей детей, уровня их развития.

«Берегиня» – руководитель смены, разжигает в ребятах творческую искру, гасит конфликты. Он знает всех детей Дачного посёлка, работает сам или подсказывает, что делать. Ежедневно с главами семей обсуждает день, помогает проектировать следующий, дает совет, если в нем нуждаются.

«Творческие Дачи» – мастерские, кружки, которые ведут педагоги.

Переплетение познавательных, художественных, спортивных и творческих дел поможет каждому ребенку, по мере возможности, побывать в роли успешного человека и почувствовать свою социальную значимость.

Программа смены реализуется через организацию и проведение ролевой игры. Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. По замыслу игры, с первого дня жители «Планеты добрых сердец» (смена 2012 года) приезжают на летний отдых на «Творческие дачи». В соответствии с игрой создается карта «Дачного посёлка», где ребята сами определяют, будет ли это одиночный домик или в нём поселятся несколько человек, в которой будут отмечены Творческие Дачи, где побывают все жители в процессе летней смены.

Программа воспитательной работы смены направлена на то, чтобы в конце смены на карте не осталось одиночных домиков.

Приложение: Программа (полный вариант).

Автор: Карелина Лина Галимшановна, методист 1 категории КОУ ДОД «Центр детского творчества» , Россия, Омская область, г. Тара. Стаж работы в этой должности 10 лет, педагогический стаж 34 года, занимаюсь программным обеспечением образовательного процесса, издательской деятельностью, учебно-исследовательской деятельностью.

4.1 из 5 звезд
(голосов: 12, сумма баллов: 49)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (13)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Лина Галимшановна 28.12.2013 в 21:08

Спасибо!

Ануфриева Ирина Викторовна 22.12.2013 в 01:05

Уважаемая Лина Галимшановна, с большим интересом прочитала ваш материал! Идея замечательная, для меня новая: нигде ничего подобного раньше не встречала. Представляю, как детям интересно, хоть и кратковременно, в мире сказочной игры. Думаю, что многие успевают раскрыть свои таланты, найти друзей… Удачи Вам в вашем благородном деле.

Лина Галимшановна 23.12.2013 в 07:08

Спасибо, я впервые выставила свою работу на обсуждение, очень приятно, что кому-то нравится.Материалов по этому направлению очень мало,поэтому приходится сочинять, не спать ночами, продумывая всё, чтобы таким детям было интересно с нами.

Светлана 26.12.2013 в 18:16

Уважаемая Лина Галимшановна, спасибо огромное за предоставленную программу, обязательно воспользуюсь ею у себя в школе. Вам успеха и удачи!!!

Лина Галимшановна 27.12.2013 в 07:56

Cпасибо за добрые слова!

Олеся Викторовна 26.12.2013 в 20:47

Уважаемая Лина Галимшановна! Никогда не устану повторять, что те педагоги, которые работают с особыми детьми,уже заслуживают высокой оценки.В Вашей работе я вижу настоящую педагогическую инициативу! Программа при этом составлена очень грамотно.Спасибо за работу. Успехов!

Лина Галимшановна 27.12.2013 в 07:59

Спасибо! После общения с такими детьми у меня остается ощущение ни с чем несоизмеримого позитива. Они необычные. Мы поражаемся их взаимовыручке, сочувствию и удивительному умению радоваться. Здоровые люди теряют эту способность. Им все время чего-то не хватает. Меня часто спрашивают, как я могу работать с такими детьми? Могу. И поверьте, они нам дают намного больше, чем мы им. Расставаться с ними очень тяжело.

Татьяна Борисовна 29.12.2013 в 12:03

+5! Отличная, практически значимая работа, удачи автору!

Лина Галимшановна 09.01.2014 в 12:50

спасибо!

Цырен-Жаб Доржиевна 31.12.2013 в 05:26

Уважаемая Лина Галимшановна, спасибо большое за хороший и ценный материал, у вас и названия "авторские", непременно предложу коллегам. Работа имеет практическую значимость, грамотно изложена. Удачи вам!

Лина Галимшановна 09.01.2014 в 12:50

Спасибо!

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 04:48

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!