Регистрация

Музей в контексте институциональной системы гражданско-патриотического воспитания

  • 25 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

На протяжении многих лет школьные музеи являются визитной карточкой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» и являются центром гражданско-патриотического воспитания обучающихся в школе. Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д.

В своей деятельности по развитию патриотизма у ребят выделяем следующие направления воспитательной работы:

  • Интеллектуально-краеведческое – направлено на изучение истории, природы, экономики, культуры страны, своей местности.
  • Героико-патриотическое – служит сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения к военной профессии.
  • Творческо-краеведческое – позволяет подробно изучать культуру своего и других народов, самим воспроизводить образцы народной культуры.
  • Гражданское (гражданско-патриотическое) – связано с формированием гражданского самосознания, правовой культуры и гражданской позиции обучающихся, сознания долга перед семьей, народом и Родиной.
  • Спортивное – направлено на физическое развитие обучающихся, реализуется через занятия физкультурой и спортом, формирование потребности вести здоровый образ жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений.

Определив и приняв содержание понятия «патриотизма», как нравственной категории, психологические аспекты его формирования, отражающие этапы формирования патриотизма у ребят, мы тем самым подошли к вопросу о механизме реализации поставленной цели: создании условий для становления высоконравственного человека-патриота. Базовым ориентиром в работе школы по музейной педагогике на протяжении нескольких лет являлась локальная программа гражданско-патриотического воспитания «Память». Ведущая идея программы – воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций на основепопуляризация подвига нашего земляка А. М. Зверева и подвига города Ленинграда в период блокады и на их примере получение современными детьми представлений о большой войне против немецко-фашистских захватчиков в борьбе за независимости Родины, о значении той победы для дальнейшего развития человечества

1. Участие во Всероссийской акции «Вахта памяти»

Участие во Всероссийской акции «Вахта памяти»

Идейные ресурсы современного образования, заложенные в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании, заставляют искать новые методы и формы работы. В связи с этим программа «Память» трансформировалась в три локальные программы дополнительные образования. Краеведческое направление работы в школе с этого учебного года осуществляется через реализацию дополнительных культурологических образовательных программ «Патриоты Родины», «Факел», «Веков связующая нить».

Дополнительное образование, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к ребёнку, не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, педагог-организатор, сотрудники городского музея, архива, местные краеведы.

В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.

2. Общешкольная научно-практическая конференция «Веков связующая нить»

Общешкольная научно-практическая конференция «Веков связующая нить»

Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея – преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий.

Деятельность школьных музеев значительна не только для ученического и педагогического коллектива школы, но и в целом для города. На протяжении нескольких лет музей является социокультурным центром г. Надыма и Надымского района. На базе музея проходят районные и окружные семинары, круглые столы, конференции. Опыт работы музея транслируется в Ямало-Ненецком автономном округе.

Библиографический список:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. Просвещение, 2011 г.
  2. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников Т.Н. Панкратова. Т.В. Чумакова. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г.
  3. Лобок А.М. Принципы качественного обновления государственных стандартов в области общего образования. А.М. Лобок. Школьные технологии. 2007. № 6. С. 36 – 46.
  4. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. М. ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
  5. Программы внеурочной деятельности в рамках ГОСов нового поколения:  Теория и практика доп. образования. 2009. № 8. С. 41– 44.
  6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова Т.// Дошкольное воспитание. 2008, № 3. С. 58 – 63.
  7. http://festival.1september.ru/articles/534738/
  8. http://mon.gov.ru/files/materials/8498/11.05.12-metod.recom.pdf.

Автор: Буркова Александра Серафимовна, заведующая школьным Музеем Боевой (Пионерской) Славы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», г. Надым, ЯНАО. Первая квалификационная категория.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Ивановна 25.02.2013 в 10:31

Уважаемая Александра Серафимовна! У Вас актуальная и педагогически значимая работа! Постоянно действующие музеи воспитывают подрастающее поколение! Вам спасибо за работу! Ставлю первые 5 звёзд! Приглашаю на свою страничку.

Ирина Владимировна 26.02.2013 в 10:19

Уважаемая Александра Серафимовна!В последнее время музейная педагогика получила широкое распространение.Очень хорошо, что в вашей школе создан музей и учебный процесс подкрепляется его материалами. Успехов Вам!

Ирина Николаевна 27.02.2013 в 21:54

Уважаемая Александра Серафимовна! Работа в музее требует большой отдачи сил и старания, умения и инициативы. Замечательно, что Вы обладаете всеми этими качествами, иначе музей не был бы столь востребован, не было бы того опыта, которым Вы щедро делитесь. Желаю Вам дальнейших успехов в работе и новых посетителей!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!