Регистрация

Педагогический проект «Ураловедение: природа, история, культура ….»

  • 12 мая 2016

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»

Номинация «Педагогический проект в начальной школе»

В 2012 году я набрала первый класс и стала работать по новым образовательным стандартам. Понятно, что современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе поисковой деятельности. Эту работу стали вести совместно с «Командой искателей приключений». Проводили занятия по истории Урала, этнографии, орнитология. Мы много путешествовали по Свердловской области. Все это послужило причиной создания педагогического проекта «Ураловедение: природа, история, культура ….»

Актуальность проекта

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины» Самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости. 

Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество. «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый вид науки», – говорил известный русский ученый Д. С. Лихачев.

Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» – эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Тема проекта

Ураловедение: природа, история, культура …

1

Адресация проекта

Учителя начальных классов, дополнительного образования.

 

2

Руководитель проекта

Климентьева О.В., учитель МАОУ СОШ № 69

3

Участники проекта

Учителя начальных классов, дополнительного образования, ученики

4

Возрастная группа учащихся

1-4 классы

5

Особенности типа проекта

Участвуют ученики 1-4 классов на разных уровнях – от воспроизведения имеющегося краеведческого материала на уроках естествознания, истории и внеклассных мероприятиях до поисковой и оформительской работы и дополнительного образования по краеведению, написание и публикация научно-исследовательских работ по краеведению, подготовки презентаций. 

По продолжительности – 4 года, в течение обучения в начальном звене школы.

Координационная работа с учителями начальной школы, работающими в СОШ с использованием краеведения,

6

Цель проекта

Добиться повышения качества образования в МАОУ СОШ № 69 посредством внедрения краеведения в образовательный и воспитательный процесс.

7

Задачи проекта

  • повысить интерес учащихся к процессу обучения, сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
  • повысить адаптивность содержания образования; способствовать развитию личностных качеств учащихся посредством краеведения;
  • развивать навыки исследовательской работы;
  • создать условия для социальной адаптации и самоопределения учащихся;
  • способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательного коллектива, семьи;
  • способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
  • воспитывать учащихся на примере жизни и деятельности земляков;
  • организовать методическую работу учителей, ориентированную на разработку и внедрение элементов краеведения в образовательный и воспитательный процесс.

8

Ресурсы проекта

  • Учебные пособия по краеведению,
  •  методические рекомендации по краеведению,
  •  материалы городского Краеведческого музея,
  • материалов музея Истории Екатеринбурга, геологического музея, 
  • музей истории камнерезного и ювелирного искусства,
  • музей истории трамвайно-троллейбусного управления ,
  • музей истории Уралмашзавода,
  • музей истории циркового искусства г. Екатеринбурга,
  • музей плодового садоводства Среднего Урала,
  • музей природы,
  • музей радио им. А.С. Попова,
  • музей истории Екатеринбурга,
  • водонапорная башня на Плотинке ,
  • литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  •  Интернет-ресурсы.

9

Система показателей по достижению цели проекта:

 

  • повышение качества знаний по учебным дисциплинам, использующим краеведческий материал;
  • увеличение количества учащихся, использующих в своих творческих и исследовательских работах знания о родном крае;
  • повышение качества внеурочной деятельности обучающихся;
  • увеличение количества выпускников школы, решивших связать свою деятельность с Свердловской областью;
  • укрепление связи школы с семьѐй на основе совместной исследовательской работы по изучению родного края;
  • обобщение опыта педагогов школы по использованию краеведческого материала в образовательном процессе путем обсуждения на заседаниях методических предметных кафедр и методического совета школы;
  • выпуск сборника лучших методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием элементов краеведения;
  • публикации на сайте школы творческих отчетов о проведенных мероприятиях;
  • повышение внешней оценки результатов деятельности школы со стороны общественности и педагогического сообщества.

 

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

Обновление содержания образования:

  • использование материала по краеведению на уроках Окружающего мира (Ч - Пр, Ч - О) в 1 – 4 классах;
  • включение элементов краеведения в курсы других предметов в 1 - 4 классах;
  • использование дидактического материала краеведческого характера на уроках русского языка в 1-4 классах;
  • включение элементов литературного краеведения в уроки литературы 1- 4 классов;
  • использование материалов литературного творчества поэтов и писателей-земляков на уроках внеклассного чтения в 1-4 классах;
  • разработка и внедрение в уроки элементов краеведения по те- мам: «Мой город», «Моя семья», «Известные земляки»;
  • формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии на уроках окружающего мира в 1-4 классах;
  • знакомство обучающихся с развитием промышленности области; разработка и использование на уроках математики, информатики задач практического содержания краеведческой направленности;
  • использование на уроках технологии, изобразительного искусства краеведческих материалов;
  • совершенствование воспитательной работы:
  • разработка и проведение классных часов, способствующих развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине в 1-4 классах;
  • пополнение исследовательских проектов обучающихся;
  • использование учителями начальной школы материалов Краеведческого музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий;
  • проведение школьной научно-практической конференции в рамках Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся;
  • проведение школьной краеведческой олимпиады для выявления одаренных обучающихся;
  • активизация работы кружка «Эврика» для обучающихся начальной школы 1-4 классов;
  • организация и проведение выставок работ краеведческой направленности; развитие традиций школы:
  • организация и проведение экскурсий в музеи области;
  • проведение торжественного митинга 9 мая, посвящѐнного Дню Победы, у памятного знака с именами воинов, павших в боях за Родину;
  • совершенствование работы с родителями:
  • обогащение тематики родительских собраний;
  • публичная презентация краеведческих проектов;
  • привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности детей;
  • обновление содержания методической работы учителей:
  • подготовка и проведение научно-практического семинара «Нестандартные формы урока» с привлечением элементов краеведения;
  • проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов краеведения;
  • организация конкурса методических разработок уроков с использованием краеведческого материала;
  • создание банка методических разработок уроков с привлечением краеведческого материала.

Педагогический проект «Ураловедение: природа, история, культура ….»

Автор: Климентьева Ольга Васильевна, учитель начальных классов высшей категории, кандидат педагогических наук, МАОУ СОШ № 69, г. Екатеринбург.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Николаевна 29.05.2016 в 20:28

Ольга Васильевна! Вами представлена подробная разработка проекта по изучению родного края. Каких результатов вы достигли в ходе реализации проекта? Не достает для полноты картины фотоотчета с комментариями или презентации по проекту.

Ольга Васильевна Климентьева 30.05.2016 в 07:44

Ольга Николаевна, добрый день. Спасибо за отзыв. Но цель данной работы - проект, а не анализ работы. В разделе "Экскурсии" кое-какие результаты видны. Анализ работы будет подразумевать другие цели и задачи.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!