Регистрация

Конспект урока в 4 классе на тему «Водные богатства нашего края»

  • 29 сентября 2015

В своей работе стараюсь реализовать следующие современные образовательные технологии:

  • На уровне целостной системы личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии и здоровьесберегающие технологии. 
  • На уровне отдельных компонентов на уроках применяются игровые и проектные технологии. 
  • В процессе обучения используются элементы проблемного обучения.

Указанные технологии позволяют мне поддерживать стабильное высокое качество знаний учеников по предметам, создавать на уроках благоприятные психологически комфортные условия обучения.Применение игровых и информационно-коммуникативных технологий позволяет разнообразить формы работы на различных этапах урока, что значительно повышает мотивацию и интерес обучающихся к изучаемому предмету. 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о водоёмах своего края, познакомить со значением водоёмов и их охраной; формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.

Наглядные пособия: презентация «Святые источники и родники земли Тейковской», карта «Природные зоны», карта Ивановской области и карта Тейковского района; выставка рисунков «Край родной» и книг;

Ключевые слова: родной край, водоём, охрана, природа и музыка.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» 4 класс, автор А. А.Плешаков; для работы в группах карты Тейковского района, книги «Люби и изучай свой край», схемы с экологическими проблемами для работы в парах. Подробнее о том, как развивать интеллект и интеллектуальные способности школьника см. здесь.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На уроках окружающего мира мы знакомимся с природой родного края. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие, по ходу которого непросто поговорим о природе родного края, а понаблюдаем как композиторы отражают её красоту посредством звуков. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.

Необходимо быстро ответить на вопросы:

1. Как называется край, где мы живём?
2. На каком материке расположен?
3. В какой природной зоне?
4. В каком климатическом поясе?
5. Как называется равнина, на которой расположен наш район?
6. Какая поверхность нашего края?
7. Как называется район, в котором мы живём?

(Ответы детей сопровождаются работой с картами).

Что вы хотели бы узнать нового о родном крае?

3. Формулирование темы урока.

Работа с интерактивной доской. Соотнести отгадку с условным знаком.

  • Какой из изображенных водоёмов здесь «лишний»? Объясните почему?
  • Какая вода по вкусу в водоёмах?
  • На какие группы можно разделить воду по вкусу?

Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в 1 литре воды. В морской воде 35 г солей в 1 л.

  • О чём же пойдёт речь на нашем уроке?
  • Какие бывают водоёмы?
  • Какие водоёмы называют естественными? Приведите примеры естественных водоёмов.
  • Какие водоёмы называют искусственными? Приведите примеры.
  • Что вы знаете о значении водоёмов в нашей жизни?
  • Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.

4. Работа по новой теме.

 – Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы нашей области.

– На берегу какой реки расположен наш город?

– Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город.

– Есть ли у этой реки притоки?

Изучить некоторые водоёмы нашего края помогут мне сегодня экскурсоводы. (Ученики, которые заранее подготовились)

1 экскурсовод. Географическое положение нашего района (рассказы сопровождаются показами на карте и демонстрацией фотографий)

2 экскурсовод. Рассказ о реке Ухто́хма в Ивановской области.

3 экскурсовод. Рассказ о реке Вя́зьма в Ивановской области.

4 экскурсовод. Рассказ о реке Санеба в Ивановской области.

5 экскурсовод. Рассказ об озере Ру́бское в Ивановской области.

6 экскурсовод. Рассказ о реке Нерль в Ивановской области.

Рассказы сопровождаются показом фотографий на интерактивной доске.

Физкультпауза.

5. Открытие нового знания.

Работа в группах. Задание: Составить из букв название реки. Дать описание по плану в учебнике. Использовать книгу «Люби и изучай свой край». 

План изучения водоёма.

1. Название

2. Где находится исток?

3. Какое течение быстрое или медленное?

4. Притоки.

5. Куда впадает?

6. Как изменяется в разные времена года?

7. Растения и животные реки.

8. Использование человеком.

9. Как люди влияют на реку?

10. Что люди делают для охраны?

Ответственный в каждой группе отвечает.

6. Связь природы и музыки.

Релаксация. А теперь отвлечёмся от карты и цифр и попробуем почувствовать, что нас окружает посредством музыки.

Стихия воды - будь то маленький ручеёк, река или море - близки переживаниям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Сейчас вы послушаете музыкальную картинку, название которой я не буду говорить, вы потом определите сами. Написал её композитор Евгений Дога. (Звучит мелодия).

- Кто, что увидел, представил в звучании этой музыки? Что передают эти звуки?

7. Работа с презентацией «Святые источники и родники земли Тейковской»

  • Вы очень близки к авторскому названию этой пьесы. Композитор её так и назвал «Ручейки»
  • Какие картины родной природы вы представили?

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ключа, который бьёт из-под земли.

Сейчас мы посмотрим презентацию о родниках нашего края. Цель этого проекта: приобщение к духовному наследию и традиционной культуре предков через возрождение святых источников и родников земли Тейковской. Проект Ф. Фатеева. Работа была представлена на конкурс «Сокровища земли Ивановской»

8. Закрепление. Включение в систему знаний. Творческая работа в парах. Задание: Придумать и написать экологические проблемы к схемам. Учащиеся записывают, затем показывают и рассказывают.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

 Большую работу мы сегодня проделали на уроке. И говорили всё про… воду. Какие же пословицы и поговорки рождались у наших предков о воде? Кто знает?Почему мы затронули тему о водоёмах нашего края?

Составить синквейна по теме «Водные богатства нашего края». Например:

1. Водоём.

2. Прозрачный, загрязнённый.

3. Течёт, бежит, журчит.

4. Водоёмы нуждаются в охране.

5. Береги.

10. Домашнее задание.

Автор: Уронова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, 29 лет педагогического стажа.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!