Регистрация

Развитие экологической компетентности младших школьников

  • 25 мая 2016

В теории и практике экологического образования обосновываются различные пути формирования экологической компетентности в рамках учебной и внеурочной деятельности, дополнительного экологического образования. Цель формирования экологической компетентности определена как создание педагогических условий для становления экологичной личности, экологических ценностей, экологического мышления, экологической культуры.

Младший школьный возраст – это один из этапов формирования основ нравственно-экологической позиции личности. Особую значимость в этом процессе, на мой взгляд, имеет технология проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы над экологическими проектами и исследованиями учащиеся развивают следующие виды компетентностей:

  • ценностно-смысловые компетентности, а именно: умение адекватно оценивать свои способности и возможности для самореализации в области экологии; сформированность внутренней мотивации приобретения экологической культуры; выбор экологических ценностей, как приоритетных;
  • общекультурные компетентности: сформированность представления о необходимости соблюдения экологической культуры в повседневной жизни; проявляют экологическую культуру, как одну из важнейших составляющих общечеловеческих, нравственных и гражданских компетентностей;
  • учебно – познавательные компетентности: сформированная внутренняя мотивация приобретения экологических знаний; умение самостоятельно планировать экологическую деятельность; способность к самореализации в экологической деятельности;
  • информационные компетентности: умеют использовать информационную технику для экологического самообразования; умение использовать технику для подготовки проектно – исследовательской работы; умение использовать компьютерную технику для самопредъявления;
  • коммуникативные компетентности: умеют работать в коллективе (усвоили разные социальные партнёрские роли); умеют привлекать других людей к своей деятельности; умеют делиться социальным опытом и представлять.

Работа моих учащихся в инновационной экологической деятельности носила личностный характер, учащиеся выстраивали собственные образовательные цели, планировали свою исследовательскую и проектную деятельность, выстраивали собственную образовательную траекторию по обогащению необходимыми знаниями для реализации своих экологических проектов. 

В рамках экологического центра «Зелёная орбита» ребята реализовали проекты экологической направленности: «Сохраним ёлку» и «Красавицы и чудовища». Экологический проект под названием «Сохраним ёлку!» предназначен не только для учащихся начальной школы, он интересен и актуален для тех, кому небезразлична судьба нашей природной красавицы ёлки.

Актуальность проекта «Сохраним ёлку!» в его социальной значимости: мы помогаем ответить на вопрос: Чем можно заменить ёлку в Новый год? Ведь взрослые, и дети с нетерпением ждут этого праздника с его веселыми играми и гуляниями, с неповторимым запахом хвои в каждом доме, со сверкающими нарядными игрушками и с сюрпризами. А наш проект предлагает различные альтернативы природной красавице!

В ходе проекта мы проделали следующую работу: сформировали группы социологов (они занимались проведением и обработкой анкет по теме проекта), журналистов (они рассказывали в школьной газете и по школьному радио о нашем проекте), оформителей (они оформляли выставку прикладного конкурса).

Сбор информации в нашем проекте проходил через изучение справочной и энциклопедической литературы об этом дереве; через устный журнал и классный час собранный материал о ёлке был представлен учащимся начальной школы. Также мы узнали, что в России есть питомники по выращиванию ёлок: в Томске село Аникино, а в Томске службы ЖКХ собирают выкинутые ёлки и сдают на деревообрабатывающее предприятие, где наши ёлки превращаются в стружку или в опилки и используются в строительстве и для изготовления мебели. В ходе исследований мы использовали такое современное средство видео и фотосъемки как квадрокоптер syma x5sw.

Результат нашего проекта: выставка поделок наших ребят по теме проекта; это создание мини-альбома проектов «Альтернатива Новогодней ёлке»; это фоторепортаж на темы «Необычные ёлки» и «Новогодний вернисаж».

На уроках в школе мы часто говорим о добром отношении людей к животным, т.е. мы в ответе за тех, кого приручили. А как же быть с теми животными, которые приносят пользу людям, но порой вызывают у них отвращение и брезгливость? Это амфибии и рептилии. Люди иногда их из-за незнания называют чудовищами. Но ведь они незаменимое звено в общей цепи жизни.

А можно ли чудовище превратить в красавицу? Ответ на этот вопрос нас очень заинтересовал, и мы решили провести исследование, на примере земноводных, в частности лягушек, через участие в экологическом проекте под названием «Красавица и Чудовище». Цель проекта: изменить отношение и привлечь внимание учащихся начальной школы нашего лицея к незащищённым животным, через решение следующих задач: обратить внимание ребят на эту проблему; найти способы, как это сделать; провести мониторинг результатов исследования;

Актуальность нашего проекта заключается в его социальной значимости: своим проектом мы поможем ребятам понять – зачем нам нужны лягушки и жабы, тритоны и саламандры? Что может быть привычней лягушек и жаб! И что может быть загадочней и необыкновенней их? Ведь если их не станет, то: расплодятся гусеницы и слизни, личинки и улитки, разные вредные корнееды и листогрызы; придётся травить этих вредоносов ядовитыми порошками, от которых погибнут и полезные насекомые, расплодятся малярийные комары. Полчища кусачих слепней и мошек набросятся на нас и наших домашних животных, поэтому мы должны охранять всех земноводных, а самых редких заносить в Красную книгу.

В ходе проекта мы собрали различную информацию на тему «Удивительные существа земноводные!», провели анкетирование в начальной школе по проблеме проекта. Итоги анкетирования показали, что ребята очень мало знают о лягушках и жабах и хотят пополнить свои знания; среди опрошенных ребят есть такие, которые могут ударить это незащищённое животное палкой; другим лягушка просто неприятна; кому-то вообще безразлична лягушка. Поэтому вся дальнейшая работа по проекту, была адресована именно таким ребятам.

Мы посчитали, что именно содержание нашего проекта должно изменить отношение ребят к этим беззащитным животным. Поэтому мы организовали экологические чтения по книге Николая Сладкова «Покажите мне их!» и узнали много о жизни земноводных. Подготовили устный журнал о земноводных с театральным представлением экологической сказки, поучаствовали в зоологическом уроке о земноводных, приняли участие в областном конкурсе экологических сказок, организовали среди учащихся начальной школы конкурс стихов собственного сочинения о лягушках и жабах.

Результат проекта – это мониторинг результатов исследования, который показал, что мы сумели нашим проектом изменить отношение многих ребят к таким беззащитным животным, как лягушка; доказали, что лягушка – это красавица: они красивы внешне; полезны не только природе, но и человеку; являются участниками научных исследований и открытий; являются диетическим, деликатесным блюдом для некоторых жителей нашей планеты; им воздвигнуты памятники в разных городах мира.

Мониторинг овладения учащимися4 класса экологическими компетентностями показал следующие результаты:

  • наблюдается высокий уровень развития ценностно-смысловых компетентностей учащихся,
  • отмечается рост общего уровня личной экологической культуры,
  • повышение осознанной мотивации в изучении экологических знаний,
  • высокий уровень использования информационных технологий,
  • высокий уровень развития своих партнёрских способностей и коммуникативных компетентностей: умение работать в коллективе, умение привлекать других людей к своей деятельности, умение делиться социальным опытом.

Автор: Сергеева Татьяна Иосифовна, учитель начальных классов МБОУ «Самусьский лицей имени академика В. В. Пекарского», п. Самусь ЗАТО г. Северск, Томская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!