Регистрация

Урок по окружающему миру по теме «Царство грибов»

  • 6 ноября 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

2-й класс, УМК «Перспектива»

Цель урока: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях. 

Задачи урока:

  • дать понятие о грибах как особом царстве живой природы, 
  • показать взаимосвязь царств живой природы, 
  • познакомить детей с различными видами грибов, строением грибов, 
  • развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам, 
  • воспитывать культуру поведения в лесу.                                                                                                           

 Планируемые результаты:

Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения  гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков.

УУД (универсальные учебные действия)

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.                                   

Оборудование: муляжи грибов, учебник, тетрадь, компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока,  карточки с нарисованными грибками.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Громко прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Настроение прекрасное?
Покажите солнце ясное.
Если грусть вас мучит,
Покажите тучу.
Пусть хорошее настроение
Не покинет вас никогда.

Урок у нас необычный, мы отправимся в интересное путешествие.  В какой уголок окружающего мира мы попадём, узнаем, отгадав загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой...

Что это за богатырь? (Это лес). Итак, мы отправляемся в лес!

Подготовка рабочего места.

Отгадывают загадку.

 

Самоопределение

1. Лес (рисунок)

– Когда-то, древние люди селились около леса  и речки. Почему?

(С давних времен лес был кормильцем человека. Сейчас, мало кто об этом помнит, и ,когда мы отправляемся в лес, то чаще всего берем еду с собой, не рассчитывая на щедрость нашего давнего друга. А напрасно. И только настоящие охотники еще помнят, что лес — это не просто место для прогулок, но и неиссякаемый источник пищи для человека)

Ответы и предположения детей.

 

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.

 

2. Появление зверей. (Прикрепляются на рисунок)

  • Каких животных мы видим?
  • Что ещё вы увидели в лесу?
  • Распределим  карточки на парте с объектами живой природы на группы.
  • Проверим вашу работу.
  • Как распределили объекты живой природы?
  • У кого по-другому?
  • Кто же прав?
  • Объясните  свой выбор?
  • Значит, чего мы не знаем? (К какой группе  относятся грибы).
  • Какая будет цель нашего урока: узнать, что такое грибы, к какому царству они относятся.

– Тема нашего урока: Грибы.                         

Работа в парах

(Распределяют на группы: животные, растения и остаются грибы).

 

 

Дети определяют и обсуждают тему урока и выясняют, чем будут заниматься.

 

Работа по теме урока

Познакомиться с первой тайной грибного царства  поможет Умный совёнок. Он предлагает нам  прочитать на стр.125 рассказ «Не растения и не животные».

Работа с учебником с. 125. Индивидуальная работа.

 

Беседа о прочитанном:

  • Что же такое грибы?
  • Похожи ли они на растения?
  • Похожи ли они на животных?

(Вывод: Грибы – особое царство природы. Грибы не похожи на зеленые растения, у них  нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как зеленые растения. Но и к животным они не относятся.)

Фронтальная работа. Беседа по прочитанному.

 

3. Появляются грибы.

  • Смотрите, как здесь много грибов.
  • Что же в них общего?
  • Ответить на этот вопрос нам поможет рисунок на стр. 87

Работа над рисунком. Внешнее строение гриба.

Работа в парах.

– Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

Беседа:

1) Из каких частей состоит гриб?

2) Какую функцию выполняет плодовое тело?

3) Какую функцию выполняет грибница?

(Грибница состоит из белых тонких ниточек, пронизывающих весь верхний слой почвы. На этих ниточках образуются маленьких клубеньки. Эти клубеньки растут, вылезают из земли и превращаются в известные и любимые нами грибы!

Грибница может жить и давать грибы много-много лет, если ее не повредит человек.  Грибница высыхает и погибает от солнечных лучей, если она не защищена и повреждена человеком. Поэтому когда мы собираем грибы, надо грибницу беречь: гриб осторожно взять, а освободившееся место в земле легонько прикрыть мхом или листвой, чтобы сохранить грибницу. И чтобы позже на этом же месте вырос новый гриб).

Рассматривание грибов.

Делают вывод; разнообразны по внешнему виду

 .

Работа  в парах над рисунком о внешнем строении гриба.

 

 

Отвечают на вопросы, показывают на схеме строение гриба.

 

 

Физминутка

Мы охотимся на льва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стук в дверь. Передают письмо.

 Какое странное письмо (показывает детям и читает).

«Сосновый лес около …(станции Хоботово).. Самая большая ель. Семье маслят».

– Ребята, вы что-нибудь поняли?

– У каждого вида грибов свои названия – свое имя и фамилия, но у грибов оказывается есть не только имя как у нас, у них есть еще и свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные  к природе люди.

Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать! И помогут мне в этом наши грибники.

5. Знакомство со съедобными грибами

(На доске  рисунки деревьев: сосны,  березы, осины, пни , рассказывая о грибах учитель прикрепляет грибы.)

– Например, что мы можем найти под сосной? Маслят или белые грибы – боровики.

Боровик – это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая – как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы – боровики – и сушат, и варят, и жарят.

Адрес этих грибов: «сосновый бор».

– Всем вам известен гриб подберёзовик, вслушайтесь в это слово, как вы думаете, где мы будем искать его? (Под березой, на лужайках, на скошенных полянах).

– Правильно. Это друг березы. Он. даже похож на березку – у него высокая белая ножка с темным узором – чешуйками.

– А где надо искать подосиновик? (Под осиной). Шляпка у него красная. Не сразу его заметишь в опавшей листве.

– А где можно встретить опят? (На пнях и на засохших поваленных деревьях). Шляпка белая с темными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом.

– Посмотрите на эти грибы. Кого своим цветом они вам напоминают? (Лисички своим ярко-оранжевым цветом напоминают лису, поэтому так и называются. И шляпка, и ножка у них ярко-рыжая. А растут они всегда дружными семейками).

– Рыжики любят хвойные леса – ельники и сосняки. Гриб действительно ярко-рыжий – и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково – «рыжик».

 – А  как вы думаете почему грибы дружат с деревьями?

– Рассмотрим рисунок «Связь гриба и дерева» в учебнике на стр.87.

– Прочитаем отрывок на стр. 87,  2 абзац. Сделаем вывод.

(Большинство почвенных шляпочных грибов образуют микоризу – симбиоз с корнями растений. Гриб дает растению воду с солями в обмен на сахар. Паразиты (трутовики, опята) микоризы не образуют)

Только в лес мы вошли,
Появились комары.

Появляется Лесовичок (Рис.)

– У нас гость. Лесовичок, известный грибник леса, решил  нас познакомить с самым красивым грибом.

6. Появляется мухомор.

– Как его зовут? (Мухомор).

Рассказ ученика «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне».

(Мухомор в лесу всем нужен: и животным, и растениям. Он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки , сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы – лекарство. Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти).

7. Знакомство с ядовитыми грибами

– Теперь посмотрите под сосной что за гриб? (Белые грибы –  боровики). А что рядом?

– Шляпка снизу розовая, а на ножке черная сеточка. Так похож на белый гриб. Это ядовитый желчный гриб.

– А вот пенёк и вот пенёк, а на них опята. Кто подскажет, какие опята отправятся к нам к корзинку?

(Шляпка белая с темными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом это осенний опёнок.)

– А как отличить ложный опёнок? (Нет кольца, неприятный запах, цвет шляпки снизу).

– А какие ядовитые грибы вы ещё знаете? (Бледная поганка).

– А какие еще грибы мы  соберем?

 

Предположение детей.

 

 

 

 

Помогают отгадать грибы и их адрес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предположения детей.

Рассматривание рисунка «Связь гриба и дерева».

 

 

 Чтение отрывка

Вывод.

 

 Смотрят презентацию

 

 Ответы учащихся

  

Сообщение ученика о мухоморе

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

8. Настало время самостоятельной работы в тетради

  • Выполните задание №6 с. 53 в рабочей тетради.
  • Прочитайте задание и приступайте к его выполнению.
  • А сейчас сравним с образцом. (Учитель открывает эталон)
  • Кто выполнил задание без ошибок? (Поставьте знак +)
  • Кто ошибся? (Поставьте знак «?»)
  • Как вы думаете почему ошиблись?
  • Исправьте ошибки и вперед в лес за грибами
  • Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов?
  • А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Срезать ножом, не повредив грибницу).
  • Почему нельзя повредить грибницу?

  Мы много узнали о грибах

  • Где можно использовать полученные знания?
  • А как человек использует грибы? (В пищу.)

Лесовичок прощается с нами и на прощание он вам дает советы 

На  кленовом листочке написаны советы:

1. Собирай только знакомые съедобные грибы.

2. Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом.

3. Не бери старые, червивые грибы. Они могут содержать опасный для человека яд.

4. Не собирай грибы возле  дорог.

5. Никогда не срывайте   грибы  зря: грибами питаются и лечатся многие животные.)

Поблагодарим Лесовичка за советы и скажем спасибо нашему другу, Лесу за его дары, доброе отношение к людям.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

Выделяют  съедобные и несъедобные грибы.

Сравнивают с эталоном

 

 

Рассказывают как правильно собирать грибы

 

 

 

 Читают советы Лесовичка.

Рефлексия

  • Наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
  • Как вы считаете, нам удалось достичь цели?
  • С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов)
  • Назовите части гриба.

 Если вы справились с заданием урока и вам все понятно

Покажите солнце ясное.

На уроке было интересно, узнал новое, но что-то не понял

Покажите тучку.

Надеюсь, наше путешествие не прошло для вас даром. Вы узнали много нового, а чтобы узнать ещё больше, прочитайте дома материал по учебнику с. 86-89 и выполните задание 2 в рабочей тетради.

Анализируют свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

  

 

 Записывают задание.

Используемые ресурсы.

1. Иван Дубровин.  Лес – кормилец 

Интернет – ресурсы:

1. http://rodnaya-tropinka.ru/griby-v-skazkah-rasskazah-kartinkah-video-i-zadaniyah-dlya-detej/#ixzz41Tn0ceIB

2. http://festival.1september.ru/articles/638427/

Автор: Сухарева Валентина Андреевна, учитель начальных классов, МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа», Тамбовская область, п. Первомайский.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Иванова Евгения Владимировна 06.02.2019 в 21:00

Царство грибов всегда таит в себе загадку. Цель урока - показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях - достигнута.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!