Регистрация

Урок по теме «Арифметическое действие деление»

  • 6 января 2011

В  МОУ гимназии №2 г. Екатеринбурга проходила неделя математики. Учителя среднего звена и  старших классов попросили показать рабочий урок, как в начальной школе работают над терминологией, поскольку учащиеся  недостаточно используют её в речи, допускают ошибки в устном счёте, путают названия компонентов, знаки и действия…

В результате учителя математики посетили по одному уроку в  каждой из 4 параллелей, данный урок признали самым продуктивным и по-настоящему математическим. Предлагаю познакомиться с ним и Вам, уважаемые учителя.

Урок математики во 2  классе по программе «2100»

Цель урока: Развитие образного и логического мышления, воображения, формирования предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.

Задачи урока:

Предметно-информационные:

  • знакомимся с понятием деление, раскрываем  смысл действия;
  • знакомимся со знаком и записью действия деления.

Деятельностно-коммуникативные:

  • учимся самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;
  • мотивируем деятельность учащихся на понимание действия деления.

Ценностно-ориентационные:

  • учимся исполнять разные социальные роли: умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в парном и  коллективном обсуждении.

Оборудование  урока: Плакат «Знаки и действия», «Названия компонентов при делении», линейка, тесьма и ножницы  для учащихся.

Эпиграф на доске: Семь раз отмерь – один раз отрежь(пословица).

1. Начинаем наш урок с математического диктанта. Зачем мы это делаем?

Вывод: чтобы понимать математическую речь, уметь быстро и правильно считать, развивать математические навыки, которые пригодятся в жизни.

– Какой совет дадите одноклассникам, чтобы они справились с заданием?

– Кому нужна помощь? (выдаются памятки с названиями компонентов для тех, кто плохо усвоил названия терминов).

Вопросы математического диктанта:

  • Найдите сумму 63 и 8.
  • 1 слагаемое 40, второе 16.Найдите значение суммы.
  • Уменьшаемое 80 вычитаемое 7, найдите значение разности.
  • Найдите произведение 2 и 8.
  • 1 множитель 3, второй множитель 6. Найдите значение произведения.
  • Найдите разность 73 и 21.

Взаимопроверка. Ответы на обратной стороне доски:71, 56, 73, 16, 18,52.

  • Какие знания вы применили?
  • Какими  арифметическими действиями вы пользовались во время устных вычислений?

– Тема сегодняшнего урока математики: снова арифметическое действие. Кто догадался, как оно называется? Почему так думаете?

Тема урока: арифметическое действие деление.

2. Назовите, пожалуйста, родственные однокоренные слова к слову деление.

  • Делить, разделить,  делёжка, поделить, дело, разделительная полоса….              

В словаре  Сергея Ожегова и Натальи Шведовой написано:

Делить – разделить на части, распределить.
Дело – работа, занятие, деятельность.

Они имеют разные значения, поэтому слова делить и дело не родственные.

3. Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится  в жизни? Разделить торт, конфеты, деньги  и т. д.

4. Сегодня на уроке мы попробуем разделить тесьму, которая нам пригодится на уроке технологии. Возьмите её с парты.

Сегодня на уроке мы попробуем разделить тесьму.

  • Как поступить если тесьма одна на двоих, а нужна каждому?
  • Её нужно разделить.
  • Как вы это сделаете, чтобы у вас получилось поровну?
  • Её нужно сложить пополам и разрезать.
  • Верно. Можете приступать к разрезанию тесьмы.

– Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью глазомера определите её длину. Зачем нужно развивать глазомер? (Чтобы во время прыжка не упасть в лужу, попасть мячом в цель…) Теперь проверьте свой глазомер с помощью линейки. Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.

Длина тесьмы – 40 см. Запишем в тетрадь: 40 см.

– А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части. Как вы это сделаете? Верно, снова наложим один конец на другой и согнём пополам.

Делим тесьму ещё на 2 равные части.

– Как  записать наши действия  на языке математики? С помощью математического знака «деление». Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке. В какой из 3 записей знак поставлен точнее? Почему вам так считаете?

:  - знак действия деления. Сегодня мы закончиваем заполнять таблицу «Знаки и действия».

– Продолжаем запись в тетради:

40 см : 2 = 20 см  Как можно прочитать эту запись?
40 разделить на 2. А ещё как?

– У каждого компонента в арифметическом действии делении тоже есть свои названия.

Назовите целое в нашей записи (40 см).

Что мы с целым делали? (Делили).

Поэтому то число, которое делят, называется делимое. Прочитаем вместе новый термин, используя плакат на доске.

– Итак, 1 компонент 40 см – делимое.

На что указывает 2 компонент? Верно, на сколько частей делить, поэтому он называется делитель. 2 – делитель. Читаем хором и запоминаем новый термин.

Результат действия деления это значение целого или части?

Поэтому 3 компонент 20 см в делении называется значением частного. Он часть от целого!

– Давайте вместе прочитаем запись, используя новую терминологию хором.

  • Делимое 40, делитель 2, значение частного 20.
  • Частное 40 и 2 равно 20. 

5. Для закрепления новых терминов мы сделам физминутку.

Встаньте, пожалуйста. Делимое – руки – широко расставлены вокруг туловища, мы похожи на бочонок. Само слово Вам подсказывает: Дели моё! (Делимое)

Делитель – рубим сложенными ладонями, как топором.

Значение частного – руки – в стороны. Остались только части в руках.

Физминутка.

Сначала показываем и повторяем термины, а затем играем как в игру «Пол, нос, потолок», путая действия и слова.

6. Открываю записи на доске:

1) 4 дм : 2 = 2 дм

2) 8 дм : 4 = 2 дм

– Какая из этих записей подходит для нашей операции с тесьмой? Обсудите сначала в парах, а потом поделитесь  своим мнением с классом.

  • 1 дм =10 см, поэтому  запись 1 подходит.
  •  Мы считаем, что подходит и 2 запись. В начале урока наша тесьма была 8дм. Мы её разделили сначала на 2 части, а затем ещё раз на 2, всего на 4 части
  •  Верно, запишите эти записи  в тетрадь.

Вывод: делить можно не только на 2 равные части, но и на 4, 6, 8…

7. Первое время мы будем деление сопровождать схематичными рисунками. Этому мы будем учиться сейчас, выполняя №4. на стр. 62.

– Подходит к концу наш урок. Что нового сегодня вы узнали? Для тех, кому сегодняшняя новая тема не до конца понятна, я рекомендую прочитать  стр. 62. А тем, кто всё понял, выполнить № 5 на стр. 62. Спасибо всем за старание и активную работу на уроке.

Автор: Халтурина Галина Павловна, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии №2, победитель ПНПО 2009, руководитель Городской Ассоциации учителей начальных классов г. Екатеринбурга.

4.6 из 5 звезд
(голосов: 27, сумма баллов: 125)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наиля Фуатовна 07.01.2011 в 09:08

Спасибо, Галина Павловна! Урок заслуживает высокой оценки! Здоровья и творческих успехов!

Ксения 07.01.2011 в 10:33

Настоящий урок математики, без перегруза и пафоса. Спасибо!

Ольга Витальевна 09.01.2011 в 22:07

Отличный урок! Дети с удовольствием изучали действие деления.

Прохорова Наталия 18.01.2011 в 21:50

С Крещением Вас спешу поздравить
И пожелать Вам чистоты
Всех помыслов и всех стремлений,
Здоровья, счастья и любви!
Пусть Ангелы Вас охраняют
И стерегут Ваш крепкий сон
Пусть горя близкие не знают
И будет рядышком Господь!

Андрей Посохин 04.12.2011 в 17:21

Просто и доступно. Здоровья Вам и творческих успехов.

Раушания Рамазановна 21.01.2012 в 17:03

Здорово. Отличный урок. Только "5"

Нина Дмитриевна 23.01.2012 в 12:11

Очень интересный урок! Однозначно высокая оценка!

Елена Балтаева 22.02.2013 в 10:09

Мы в своём саду тоже занимаемся по прграмме "Школа 2100". Учителя начальных классов замечают у наших деток высокий уровень подготовки к школе, но занимаются по другим программам. А ваши детки из сада пришли тоже после программы "Школа 2100"?

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!