Регистрация

Урок информатики в 3 классе по теме «Кодирование информации»

  • 7 декабря 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Цели урока:

  • познакомить с кодированием информации;
  • развивать память и мыслительные способности учащихся;
  • расширить информационную картину мира;
    учить работать с прикладной программой в режиме обучения и контроля знаний.

ЦОР:  

  • Прикладная программа «Фантазия» (“Римская система счисления”).
  • Презентация «Кодирование информации. Кодирование числовой информации».

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.

Урок информатики в 3 классе

Ход урока

Повторение пройденного:

– О чём мы с вами говорили на прошлых уроках? (об информации)

Игра: «Кто больше»

Работа по колонкам – кто больше даст информации об информации? Выигрывает колонка, которая даёт последнее сведение об информации.

Проблема:

– А почему никто не дал сведений о кодировании информации? (мы об этом не знаем).

– Как же не знаете, если вы постоянно сталкиваетесь с кодированной информацией, а в 1 классе почти весь год занимались кодированием?! Давайте посмотрим!

Урок информатики «Кодирование информации»

 

1 слайд

1 – анимация – знаки

Что обозначает этот знак?

Где вы встречали такие обозначения?

Почему их применяют в прогнозе погоды, ведь можно  просто написать или сказать? (Варианты учащихся: быстрее, не все умеют читать, есть люди, которые не слышат)

2 – условные знаки, которые содержат какую-то информацию, и есть пример кодирования информации

 

2 слайд

1. Какую одинаковую информацию сообщают водителям эти дорожные знаки из разных стран? (осторожно, дети)

Как вы об этом узнали, ведь вы не знаете этих иностранных языков? (по рисункам)

2 – существует и стандартный знак «Осторожно, дети», на нём вообще нет надписей – ПОЧЕМУ? (знак будет понятен всем, даже иностранцу)

3 – это тоже пример кодированной информации

 

3 слайд

 

1 – какая информация закодирована данными знаками? (звуки, ноты)

2 – пример звучания нот

3 – вспомните первый класс, какими знаками вы научились кодировать сведения о количестве предметов?

Каким знаком можно показать количество фломастеров? (4), количество фруктов? (5)

Письмо маркером в режиме интерактивной доски

4 – что обозначает буква А? , буква Б? В? ([а], [б], [в])

Давайте сделаем вывод: что же такое кодирование информации? Зачем оно нужно? (экономит время, условные знаки понятны всем, можно зашифровать информацию…)

 

4 слайд

1 -  запись понятия – кодирование информации.

2 – определите тему урока, о чём мы сегодня будем говорить?

Все виды кодирования информации мы на одном уроке рассмотреть не успеем, посмотрите на подсказку: о кодировании какой информации мы сегодня узнаем на уроке?

3 – Тема: кодирование числовой информации

4 – определение цели:  Можно ли другими знаками обозначить количество фломастеров? фруктов? (варианты детей)

В конце урока мы ответим на этот вопрос

Знакомство со способами кодирования числовой информации

Для обозначения количества предметов всегда использовались специальные знаки, условные обозначения, иначе говоря – цифры (в переводе с арабского это слово имеет значение пустой, нуль)

 

5 слайд

Откуда появились цифры?

Чьими цифрами мы пользуемся? (арабскими)

Это не совсем так:

из истории цифр (анимация).

 

6 слайд

Наблюдения за изменением начертания цифр:  к середине 15 века они достигли того вида, которым мы   пользуемся  и поныне.

На Руси тоже существовали свои условные обозначения для количества предметов. Довольно долго наши предки пользовались знаками в виде букв, но это было очень неудобно – приходилось много учить и такой нумерацией могли пользоваться только грамотные люди.

 

7 слайд

А таких на Руси было очень мало, поэтому неграмотные люди, придумали свой способ записи количественной информации, например, сборщики налогов:

Запишите кратко основные условные обозначения:

   - 1000 руб. и т.д.

8 слайд

1 - Расшифруйте запись, составленную сборщиком налогов, сколько денег он собрал с богатого села Семёновка? (53 руб 27 коп)

2ПРОБЛЕМА:

Кто из вас пользуется подобной системой счисления?

Кто из ваших родителей пользуется подобной системой счисления?

Может быть ею пользуются ваши бабушки и дедушки?

ПОЧЕМУ? (долго, занимает много места, неудобно выполнять большие вычисления)

Познакомимся ещё с одним способом кодирования числовой информации:

9 слайд

Римская нумерация: краткие сведения о происхождении и распространении

 

10 слайд

1 – знакомство с принятыми условными обозначениями

2 – Запишите цифры, которыми мы пользуемся от 0 до 9. Замените их римскими знаками (проходили в 1 кл.)

Проблема: то, что дети не помнят, или спорные моменты – исследование на компьютере:  программа «Фантазия» - 3 класс – Римская нумерация  – числа от 1 до 100 – Режим обучения  (К компьютеру взять тетрадь и ручку)

Вести параллельную запись в тетради и на доске в режиме интерактивной доски. Над числами 4,6,9 написать сверху способ образования (5-1,  5+1,  10-1)

Провести наблюдения, сделать выводы о правилах написания цифр.

3 – Аналогично (по времени) со вторым числовым рядом (от 10 до 90)

Какие числа вы можете записать сразу? (10, 50 – римские знаки…)…

 

11 слайд

1 - Видели ли вы где-нибудь подобные знаки? (ВЕКА!!! Пётр 1, Людовик 14, Николай 2, часы, главы в книгах, научных работах…)

2 - Кто из вас пользуется подобной системой счисления?

Кто-нибудь из ваших родных или знакомых пользуется подобной системой счисления?

Почему использование римской нумерации продолжается, в отличие от нашей старинной русской нумерации? (записи короче, удобнее)

Как вы думаете, почему римская нумерация не стала использоваться вместо арабской? (много правил, нет значка для обозначения знака 0, неудобно выполнять крупные вычисления)

Подведение итогов урока, домашнее задание

 

12 слайд

1Подведём итоги,  вернёмся к началу урока: обозначьте другим способом количество фломастеров, фруктов.

С какими способами обозначения числовой информации мы познакомились?

Почему вы не использовали знаки русской нумерации? (для денег! И неудобно)

Какими правила надо знать, чтобы правильно писать числа в римской нумерации?

2 Обобщение:

Что такое кодирование?  Зачем оно нужно?

Как вы думаете, какую информацию можно кодировать?

Существуют ли другие способы закодировать числовую информацию? (варианты детей)

Об этом мы продолжим разговор на следующих уроках

 

13 слайд

Домашнее задание. Что запишем в первую очередь?

Варианты детей:

1 – выучить правила римской нумерации (учитель: в помощь - карточка на дом)

2 - Что ещё будете делать? (кодировать числа)

У меня есть карточка, в которой уже даны числа, которые надо закодировать, используя знаки старинной русской и римской нумерации. но для желающих я могу предоставить выбор: (на слайде: 2 –  и 3 – )

Кому дать карточку, поднимите руки – раздать.

Остальные – самостоятельный подбор чисел и их кодирование.

 

 

14 слайд

Рефлексия: 2 варианта завершения урока в зависимости от оставшегося времени:

А) Кому было интересно на уроке?

Кто уверен, что справится с д/ з сам?

Кому нужна помощь? Кто может помочь? Посмотрите друг на друга выберите себе помощников)

Б) синквейн (по времени) или просто на словах:

ПРИМЕР:  Кодирование

                 Числовое, разное

                  Кодирует, заменяет, сокращает

                  ………………………………….

                  Интересно

Автор: Чиглинцева Елена Геннадьевна – учитель информатики высшей категории МОУ «СОШ № 1» пгт. Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми. Елена Геннадьевна с 1988 года работает учителем начальных классов, с 2004 года она – учитель информатики во 2-4 классах, зам.директора по У.Р., с 2009 года – учитель информатики в 3-8 классах.

Елена Геннадьевна пишет о себе: «По специальности я – учитель начальных классов, через 15 лет и 5 выпусков захотелось попробовать что-то новое. Этим новым стало преподавание информатики в начальных классах, ради этого даже пошла в администраторы. Компьютер осваивала самостоятельно, потом пошла за «корочкой»: курсы «Пользователь ПК», курсы «Преподавание информатики на ранних этапах», следующие курсы… Со временем новая специальность затянула: информатика постоянно развивается, за 6 лет кардинально поменялись возможности: от просто работы на компьютере до работы с интерактивной доской, на месте она стоять не даёт, держит в напряжении, учиться приходится постоянно».

Фото автора Элли

Презентация «Кодирование информации»

3.1 из 5 звезд
(голосов: 16, сумма баллов: 50)
  • 7 декабря 2010
  • 24176
  • 7

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 11.12.2010 в 20:20

Здравствуйте,Елена Геннадьевна.Очень доступно преподнесён материал урока,хотя, на мой взгляд,сам по себе предмет "Информатика" в начальном звене достаточно сложен. Особенно мне понравились приёмы рефлексии при подведение итогов. Спасибо за работу!Удачи Вам!!!

Елена Геннадьевна 12.12.2010 в 19:24

Любовь Владимировна, спасибо за отзыв.В подобном интернет-конкурсе участвую в первые, поэтому вдвойне важен такой "живой" отзыв на статью. Спасибо. Елена Геннадьевна

Светлана Александровна 13.12.2010 в 18:58

Елена Геннадьевна! У Вас получилось рассказать ребятам доступно о сложном, радует наличие презентации, эстетично и со вкусом оформленной, хотелось бы на последнем слайде видеть список литературы и ресурсов, этого требуют современные стандарты. В целом работа хорошая! Удачи Вам и новых творческих достижений...с уважением...

Елена Геннадьевна 14.12.2010 в 15:44

Светлана Александровна, спасибо за отзыв и совет. Приму к сведению.
С уважением, Елена Геннадьевна.

Ольга Александровна 27.12.2010 в 19:46

В уроке умело сочетаются межпредметные связи. Новый материал опирается на знания учащихся. Я считаю, что урок информатики в начальной школе очень важен. Дети, полученные во всех областях наук знания, учатся умело сочетать и применять на практике при выполнении различных заданий.
Доступный, практически значимый материал. Успехов в конкурсе!

Любовь Владимировна 01.01.2011 в 08:50

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Нина Дмитриевна 23.01.2012 в 12:06

Очень хорошо, понятно и доступно оформлена работа. Вам ОТЛИЧНО!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!