Регистрация

Урок-сказка по математике. 4-й класс

  • 17 августа 2009

Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.

Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что в конечном счете облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.

Тема. Умножение и деление на 10 и 100.

Задачи урока: Воспроизвести приемы умножения и деления на 10 и 100 и закрепить умение выполнять умножение и деление в этих случаях; совершенствовать навыки письменного умножения и деления, умение решать задачи; развивать творческое воображение, логическое мышление.

Оборудование.

  • Учебник «Математика. 4-й класс» (1-4), часть 1 (авт. И.Моро. М.: Просвещение, 2000)
  • иллюстрации к сказке
  • карточки с дифференцированными заданиями, текстом задачи
  • геометрический материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня необычный урок математики. На нем все ученики класса отправятся в волшебный мир сказки. Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя.

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный:
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?..
Дети. Буратино!

У. Буратино по-итальянски – деревянная кукла. Ребята, как называется сказка и кто ее написал?

Д. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

У. Если вы сегодня будете хорошо работать, то узнаете тайну Золотого ключика. Вы хотите узнать тайну? Итак, сказка начинается...

II. Устный счет. «Числовая цепочка»

У. Отправляясь в Страну дураков, Буратино попадает в дремучий математический лес. Давайте ему поможем найти тропинку. Для этого мы должны поработать устно.

На доске: 20, 23, 26

У. Что общего у этих чисел?

Д. Они двузначные числа.

У. Что вы заметили?

Д. Числа возрастают на 3.

У. Продолжите ряд чисел до числа, у которого одинаковое количество десятков и единиц.

Д. 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44.

Числа записываются на доске.

У. Какое число в этом ряду «лишнее»?

Д. Число 20. В нем нет единиц.

У. Назовите интересные числа из этого ряда.

Д. 44 – одинаковое число десятков и единиц.
23, 32, 41 – сумма цифр 5.
26, 35, 44 – сумма цифр 8.
29, 38 – сумма цифр 11.

У. Найдите сумму чисел: 20 и 23, 26 и 29, 32 и 35, 38 и 41.

Результаты записываются на доске.

У. Что вы заметили?

Д. Результаты увеличиваются на 12.

У. Снимите информацию с числа 12.

Д. Дюжина.

– Двузначное число, его соседи по натуральному ряду - 11 и 13.

– Сумма цифр 3.

– 12 месяцев в году.

– Результат умножения чисел: 2 и 6, 3 и 4, 1 и 12.

–- Результат деления чисел: 48 и 4, 36 и 3, 60 и 5, 24 и 2...

У. Обратите внимание на эти выражения.

На доске:

56 + 670 + 30 + 34
81 + 78 + 19

У. Найдите значения выражений.

Д. 790, 178.

У. Как вы находили значения этих выражений? Какое правило применяли?

Д. Решали удобным способом. Применили переместительный и сочетательный законы.

III. Сообщение темы урока

У. Вот и нашел Буратино тропинку. Он пошел по ней, и она привела его к домику Мальвины. Мальвина пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике. А тему урока выбрала на закрепление: «Умножение и деление на 10 и 100». Так как Буратино не ходил в школу, то с этой темой он не сможет справиться. Давайте ему расскажем и покажем, как нужно умножать и делить на 10 и 100.

IV. Закрепление пройденного материала

У. Решите примеры с объяснением.

На доске: 12 x 10 = ? 12 x 100 = ?

Д. Получится 120, 1200.

У. Как вы их решали?

Д. Чтобы 12 умножить на 10, достаточно к числу 12 приписать справа один ноль – получится 120. Чтобы умножить на 100, надо приписать справа два ноля – получится 1200.

У. Объясните, почему при умножении на 10 достаточно к числу приписать справа один ноль?

Д. Число 12 – это 12 единиц. Каждая единица при умножении ее на 10 становится десятком, значит, получится 12 десятков, или 120.

На доске: 120 : 10 = ? 12000 : 100 = ?

У. Решите примеры с объяснением.

Д. Получится 12, 120. При делении числа на 10 отбрасывают один ноль справа, а при делении на 100 отбрасывают два нуля справа.

У. Откройте учебник на с. 30, N 160.

Примеры решаются у доски с комментированием.

300 x 100 : 10
900 x 10 : 100
(870 – 90) + (170 + 30) : 10
900 x 100 – (480 + 20) x 100

На доске: х : 25 = 10. 100 x х = 800

К доске выходят два ученика и выполняют задание.

У. Ребята, посмотрите на Буратино. Как вы думаете, он научился делить и умножать на 10 и 100?

Д. Да!

У. А как вы догадались?

Д. Буратино улыбается.

У. Из каких геометрических фигур составлен Буратино?

Д. Из треугольников, квадратов, прямоугольников...

У. С математикой Буратино справился, а за плохое поведение Артемон запер его в темный чулан. У Буратино есть от чулана ключи, но он не знает, каким из них можно открыть дверь. А чтобы подобрать ключ к замку, нужно правильно решить пример. Давайте ему поможем.

Дети самостоятельно находят значение выражения.

720 000 : 10 – 287 x 5
70 x 675
70 x 565
5 x 765

У. А теперь по значению выражения найдите нужный ключ.

Дети выполняют задание.

У. Буратино выбрался из чулана и побежал по дороге. Но тут на него напали разбойники. Это лиса Алиса и кот Базилио решили его ограбить. Давайте поможем Буратино убежать от разбойников. Составьте по таблице задачу и решите ее устно.

На доске: Скорость 100 км/ч. Время ? ч. Расстояние 300 км.

Д. Поезд идет со скоростью 100 км/ч. За сколько часов он пройдет расстояние в 300 км?

У. Чтобы узнать время движения, надо расстояние разделить на скорость.

300 : 100 = 3 (ч)
За 3 часа.

V. Физкультминутка

У. Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже. Давайте вместе отдохнем.

Ученик, одетый в костюм Буратино, проводит зарядку.

Буратино потянулся.
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

VI. Решение задач

У. Убегая от разбойников, Буратино добрался до пруда. Там он увидел Дуремара, который ловил черепашек. Буратино просит отпустить их, а Дуремар требует выкуп.
Давайте решим задачу Дуремара, и тогда он отпустит черепашек.

Учитель раздает детям карточки с текстом задачи.

Карточка
Дуремар ловил пиявок в пруду прямоугольной формы, длина которого 25 м, а ширина 8 м. Сколько пиявок может поймать Дуремар, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 100 пиявок?

Один ученик работает на закрытой части доски, остальные в тетрадях. Далее осуществляется проверка.

Решение:
1) 25 x 8 = 200 (м2) – площадь пруда;
2) 200 x 100 = 20000 (п.) – может поймать Дуремар.

У. За спасение черепашек черепаха Тортила решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд карабас Барабас. Она вынесла три коробочки: красную, синюю, зеленую. На красной коробочке было написано: «Здесь Золотой ключик», на синей – «Зеленая коробочка пуста», а на зеленой – «Здесь лежит гадюка».

Учитель прикрепляет на доску рисунки коробочек.

У. Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – гадюка, а третья – пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он твой!» Где же лежит Золотой ключик?

Д. В зеленой коробке. Из надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на самоой зеленой коробке следует, что в ней лежит не гадюка. А так как, по словам Тортилы, лежать в коробке может лишь гадюка или Золотой ключик, то там находится Золотой ключик.

VII. Дифференцированная самостоятельная работа

У. Тортила отдала ключик Буратино. Давайте вместе дойдем до двери, которую надо открыть, и узнаем тайну Золотого ключика. У вас на партах карточки с заданием. Надо самостоятельно пройти через 3 столбика чисел так, чтобы, сложив их, в сумме получить 60.

На доске:

Игра проводится так: на доске вывешивается демонстрационная таблица с изображением Буратино, двери и столбиков чисел, а ученикам раздаются индивидуальные карточки, с которыми они должны работать во время игры. Ученикам нужно указать Буратино путь к двери.

Карточки вида:

Вариант I
X + X + X
X + X + X
X + X + X
X + X + X
X + X + X
X + X + X

Вариант I
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X

Вариант III
45 + X + 11
45 + X + 9
47 + X + 11
47 + X + 7
49 + X + 9
49 + X + 7

Вариант I – детям с сильной подготовкой.
Вариант II – со средней подготовкой.
Вариант III – со слабой подготовкой.

Карточка-ключ у учителя:

45 + 4 + 11
45 + 6 + 9
47 + 2 + 11
47 + 6 + 7
49 + 2 + 9
49 + 4 + 7

У. Молодцы! Вы быcтpo cпpaвилиcь с этим заданием.

VII. Закрепление пройденного.

У. Вот мы и дошли до двери.

Учитель открывает сказочную дверь.

У. Ребята, здесь еще одно задание, но оно зашифровано. Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно решить примеры «по цепочке».

Учитель дает ученику карточку с примерами. Ученик устно решает первый пример, берет на столе у учителя карточку с правильным ответом, на обратной стороне которой написаны буквы, и выставляет ее на наборное полотно. Затем карточка с заданием передается «по цепочке».

Карточка с примерами

450 x 10
250 : 10
38 x 100
530 : 10
320 x 10
6 x 100

8 x 10
7 x 10
120 : 10
480 : 10
3600 : 100
720 : 10

Д. 4500 25 3800 53 3200 600 800 70 12 48 3672
В з н а н и и – с и л а

У. А теперь Буратино перевернет все карточки с ответами и прочитает нам тайну.

Ученик в костюме Буратино выходит к доске.

Буратино. В знании – сила.

У. Что это за предложение?

Д. Пословица.

У. Вы согласны с ней?

Д. Да!

У. Я тоже согласна. Если бы мы не выполнили все задания, то никогда бы не узнали тайну Золотого ключика.

IX. Итог урока

У. Чему мы научили Буратино? Что вам особенно понравилось на уроке? При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

Дети отвечают на вопросы.

У. Какое настроение у вас после урока? Выразите его на лице у Буратино, рисунок которого находится у вас на парте.

Дети выполняют задание.

У. На этом наш урок закончен. Мы узнали тайну Золотого ключика. Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.

Автор: Галина Ломоновская,
учитель школы N 24, г. Белгород

4.8 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 19)
  • 17 августа 2009
  • 23466
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.12.2020 в 20:31

Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 04.10.2021 в 12:01

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!